Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

ФАС грозится проверить цены на билеты российских авиакомпаний

Архив rb.ru
Ольга Самофалова

Автор издания «РБ.РУ» (Архив)

Ольга Самофалова

Авиаперевозчиков хотят заставить снизить стоимость билетов

ФАС грозится проверить цены на билеты российских авиакомпаний
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России намерена проверить, снижаются ли отечественные авиакомпании цены на билеты в связи с падением стоимости авиакеросина. Кроме того, ведомство намерено проверить, используют ли перевозчики механизм скрытых комиссий при продаже билетов, как это часто делают в банках. Между тем эксперты отмечают, что цены на керосин не падают, а тарифы на билеты начали расти лишь во втором квартале, и то незначительно.

Антимонопольная служба проведет два типа проверок российских авиакомпании. Такое поручение подписал глава ведомства Игорь Артемьев.  Об этом говорится на сайте ФАС в рубрике ответов на вопросы, поступающие в ведомство.

Первая часть проверок будет касаться сохранения высокого уровня тарифов на перевозки в условиях снижения цен на авиационное топливо. "Цены на керосин упали на 30%, и сейчас ФАС смотрит, как действовали в этой ситуации авиационные компании", цитируют сообщение РИА Новости. Эксперт ФАС напоминает, что примерно 40% от цены билета составляет стоимость топлива. Если цена керосина упала на 30%, то стоимость билета должна снизиться примерно на 15%. "Подобными проверками мы хотим послать сигнал авиакомпаниям, что они так же, как нефтяные компании, должны прямо зависеть от мировых цен на нефть, а не пытаться за счет потребителя урвать лишние 10%", - говорится в сообщении ФАС.

Во втором случае проверки будут касаться механизма продажи авиабилетов, при которой, как предполагает ФАС, могут применяться примерно те же механизмы, что и при скрытых комиссиях в банках. Необходимо разобраться, почему билеты на самолет дороже, если покупать их позже, отмечает ведомство.

В авиакомпаниях, в которые дозвонился RB.ru, о сигнале ФАС не слышали и оперативно прокомментировать заявление службы не смогли. В S7 заявили лишь, что необходимо проверить было ли реальное снижение цен на керосин, и что в целом стоимость билетов зависит не только от цен на топливо. В "Трансаэро" также оказались не готовы ответить на вопрос RB.ru, снижает ли компания цены на авиабилеты пропорционально падению цен на керосин. Пресс-секретарь перевозчика Сергей Быхал лишь напомнил, что "Трансаэро" первой из российских авиакомпанией еще в сентябре 2008 года начала снижать цены на билеты в связи с падением стоимости топлива. Телефоны пресс-службы ФАС вчера не отвечали.

Авиатопливо

Впрочем, эксперты отмечают, что реальных предпосылок для снижения цен на авиабилеты сейчас нет. С начала года оптовая стоимость авиатоплива выросла на 15%, отмечает RB.ru аналитик ИК RMG Константин Юминов. Авиакеросин дорожает в общем тренде роста цен на нефтепродукты, при этом, оптовые цены на другие нефтепродукты за эти семь месяцев увеличились более значительно: на бензин - на 25%, на мазут - почти на 35%, добавляет эксперт. По сравнению с пиковыми показателями стоимости авиатоплива в середине 2008 года, сейчас керосин стоит дешевле: текущая средняя цена на авиакеросин за семь месяцев 2010 года ниже почти на 28% по сравнению со средней ценой за семь месяцев 2008 года, посчитал эксперт. При этом цены на бензин почти достигли уровня 2008 года, добавляет Юминов.  В апреле вице-премьер РФ Сергей Иванов заявлял, что не допустит увеличения цен на авиатопливо в связи с началом летнего сезона и ростом перевозок на юг.

Цены на билеты

Авиакомпании существенно снизили тарифы в прошлом году, и в этом году увеличивать не спешат, уверяют эксперты. "Тарифы на билеты в 2009 году снизились по сравнению с 2008-м годом, когда наблюдался резкий скачок цен на топливо, и в этом году они растут медленно", -  говорит RB.ru главный редактор журнала "Авиапорт" Олег Пантелеев. Так, в 2008 году наблюдается рост тарифов на авиабилеты на 33,5% по сравнению с 2007-м годом. В 2009 году авиакомпании снизили тарифы на 2,7%. В первом квартале этого года тарифы были ниже уровня 2009 года, а восстановление стоимости билетов отмечается лишь с апреля по июнь. В целом, по итогам первого полугодия превышение составило менее 5%, посчитал Олег Пантелеев.

По его мнению, некорректно привязывать к тарифам авиабилетов только стоимость топлива, говорит RB.ru главный редактор журнала "Авиапорт" Олег Пантелеев. К тому же другие составляющие расходов авиакомпаний продолжают расти, добавляет он. Стоимость топлива составляет 40% от цены билета только у тех авиакомпаний, которые эксплуатируют устаревший авиапарк. У тех же, кто летает на современных топливосберегающих самолетах, эта составляющая значительно ниже, отмечает эксперт.

Между тем, по некоторым направлениям авиакомпании могут завышать тарифы. Буквально в конце июля ФАС оштрафовала "Аэрофлот" и ГТК "Россия" на 300 тыс. рублей каждую за непредоставление документов по делу о значительном росте цен на полеты из Москвы и Санкт-Петербурга в Калининград. Ранее областное министерство развития инфраструктуры заявило, что пользуясь отсутствием конкуренции  (местная авиакомпания "КД-авиа" остановила полеты в 2009 году) авиаперевозчики "взвинтили цены до абсурда" - средняя стоимость билета эконом-класса из Калининграда до Москвы и обратно составила 15 тыс. рублей, тогда как из российской столицы до Берлина можно долететь за 10 тыс. рублей.  Позже министр транспорта РФ Игорь Левитин провел совещание, посвященное этой проблеме, на котором было решено, что стоимость авиаперелетов калининградского направления в Москву и Санкт-Петербург должна быть не выше аналогичных поездок на поезде.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Красная икра дешевеет, а яйца дорожают: во сколько обойдется новогодний стол в 2023 году
  2. 2 Алло, S7 ищет таланты!
  3. 3 Как компаниям копить мили на командировках сотрудников
  4. 4 Минтранс назвал две самые дешевые авиакомпании России
  5. 5 ФАС выдала предупреждение Ozon за навязывание продавцам участия в услуге «Баллы за скидки»