Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Живое слово

Архив rb.ru

Видеоконференция как форма общения с сотрудниками морально устарела

Живое слово

Каждый начальник время от времени превращается в шоумена - выступает перед коллективом. Будь то годовое торжественное собрание, рутинное совещание в узком кругу или простой тост по поводу дня рождения сотрудника на корпоративной кухне - это очень важный для руководителя и всей организации момент. На вас направлены десятки, а возможно, и сотни глаз, все почтительно замолчали и ждут ваших слов. В этот момент они действительно имеют большую важность, чем обычно. И многое зависит от формы выступления.

Большинство лидеров почему-то до сих пор предпочитают такую форму, как бубнеж с трибуны. Правда, в больших международных корпорациях, штат которых не позволяет собрать всех сотрудников в одном зале, все чаще практикуют видеообращения. Но я считаю, что эта форма с самого начала была морально устаревшей. Ведь главный смысл выступления руководителя - передать команде мощный эмоциональный заряд, а ни трибуна, ни видеозапись этому не способствуют. Потому что руководитель оказывается отделенным от коллектива: он там, а все остальные здесь.

Почему некоторые начальники избегают живых, демократичных форм общения? Некоторые до дрожи боятся публичных выступлений, а другим просто нечего сказать по существу. Надеюсь, что это не ваши случаи. Конечно, если вы «спустились в народ», это не делает автоматически ваше выступление эффективным.

Когда я работал в Hewlett-Packard, во время командировок в венский офис приходилось наблюдать традиционные пятничные coffee speeches гендиректора офиса. Он давал обзор текущих задач и публично поздравлял отличившихся, старался создавать теплую, домашнюю атмосферу, шутил и улыбался. Но все равно я не видел особого эффекта. Сотрудники воспринимали спич как обязательную, но не совсем понятную процедуру, пусть даже и с распитием кофе.

Убивают такой формат именно регулярность, принудиловка. С тех пор я считаю, что текущие вопросы лучше обсуждать не на специальных встречах, а просто перемещаясь по офису и разговаривая с встреченными людьми. Чем меньше штат вашей компании, тем больше у вас возможностей использовать этот очень сильный мотиватор. Хотя, конечно, и от собраний вы никуда не денетесь, но лично я предпочитаю проводить их только по важным и редким поводам, например для подведения итогов финансового года.

Ощущение огромного коллектива тоже по-своему мотивирует, в том числе и руководителя. Но частить с этим форматом нельзя. В западных компаниях, да уже и в некоторых наших, становятся популярными социальные мероприятия: ремонт школ, организация спортивных соревнований для подшефных детей. Наверное, правильно и руководителю принимать в них участие, показывая коллективу свою человеческую сторону. Недаром Ленин бревно таскал.

Корпоративные праздники тоже дают массу возможностей для неформального общения. Однако присутствие там начальника - палка о двух концах. Бывает, что руководитель излишне расслабляется, а некоторые сотрудники попадаются на иллюзию доступности босса - и портят мнение о себе слишком открытым проявлением эмоций.

Общение в неформальной обстановке - не отдых руководителя, а важнейший инструмент мотивации. После таких встреч некоторые из ваших подчиненных принимают важные для себя решения: покидают компанию или, наоборот, прикипают к ней душой.

Я не сторонник отрепетированных выступлений с заученными наизусть фразами. Никогда не готовлюсь к мотивирующим спичам заранее, будь то собрание коллектива или конференция для партнеров. Импровизация помогает избегать официоза. Чем искреннее - тем лучше, хотя это не означает, что вы обязаны рассказать всю правду.

Существует стереотип, что в речи должны прозвучать цифры и факты, но я не считаю это обязательным. Демонстрация высокого духа и оптимистического настроя гораздо важнее. В день выступления у вас обязательно должно быть хорошее настроение. Удивительно, но даже в записанных заранее видеообращениях руководители порой выглядят так уныло! Лучше бы тогда этого спича не было вовсе. Хотя без общения с коллективом начальнику, конечно, никак нельзя. Планида у него такая - быть публичной фигурой, лидером, катализатором перемен.

Борис Щербаков

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Компании бумеры, миллениалы, зумеры — кто они и чем различаются
  2. 2 4 рабочих метода сплочения команды в онлайне
  3. 3 Гайд по запуску корпоративного обучения
  4. 4 Оригинал или «клон»
  5. 5 10 умных вещей для дома, которые стоит купить в 2019 году