Архив rb.ru

Распродажи не помогают ритейлерам бороться с падением спроса

Архив rb.ru
Дина Богдашова
Дина Богдашова

Автор RB.ru

Дина Богдашова

Ритейлеры борются с кризисом щедрыми скидками, снижением объемов закупок и ассортимента

Распродажи не помогают ритейлерам бороться с падением спроса
В условиях падения потребительского спроса российские ритейлеры борются за выживание с помощью щедрых скидок и вынуждены снижать объемы закупок и ассортимент товаров. Однако, как признают сами участники рынка, серьезного эффекта от этих мер пока не наблюдается. В списке самых удачных антикризисных решений ритейлеры на первое место поставили изменение должностных обязанностей персонала.

К апрелю нынешнего года цены в магазинах выросли сильнее, чем показывал индекс потребительских цен Росстата. По данным ведомства, к этому времени продовольственные товары подорожали по сравнению с декабрем 2008 года на 5%, одежда и белье - на 3,3%, бытовая техника и электроника - более чем на 4%.

Однако, по данным мониторинга "Росинформресурса", за то же время в Центральной России цены на продукты выросли в среднем на 9% (в лидерах - чай и кофе), а одежда и бытовая техника стали дороже на 12%.

"Росинформресурс" в марте-апреле изучил цены в крупных городах Центрального федерального округа и проинтервьюировал 80 владельцев и менеджеров сетевых и независимых магазинов, чтобы понять, как повлиял кризис на "самочувствие" ритейлеров.

Ритейлеры не рассказывают о кризисе

Хотя значительный рост цен ритейлеры признают, зато говорят о меньшем падении продаж, чем Росстат. По данным статистического ведомства, оборот розничной торговли продуктами к марту по сравнению с декабрем снизился на 18,7%, а работники торговли говорили о среднем снижении продаж продуктов на 9%. Падение реализации непродовольственных товаров они оценивали от 13% (бытовая химия) до 33% (обувь). Росстат зафиксировал общее снижение товарооборота непродовольственных товаров на 26%.

Зато выяснить влияние кризиса на ритейлеров "Росинформресурсу" не удалось: даже анонимно респонденты отказывались говорить об этом. Но эксперты, на которых ссылаются "Ведомости", знают, что до кризиса у федеральных розничных компаний рентабельность по EBITDA доходила до 7%, а у  эффективных региональных операторов приближалась к 20%. Теперь же у всех ритейлеров маржа упала минимум вдвое, и не только за счет падения продаж, но и в том числе потому, что сети были вынуждены отказаться от платы за вход и размещение на полках.

Спрос стремительно падает

Серьезно упал спрос на дорогие товары, констатируют управляющие магазинами - как продовольственными, так и бытовой техники. Зато магазины стали больше продавать хлеба, молока, яиц и картофеля. В ходе исследования торговые предприятия признались, что сократили закупки деликатесов на 50% по сравнению с началом года. Так, представитель российской Philip Morris отметил, что в первом квартале компания снизила отгрузки премиальных марок сигарет на 6%, зато отгрузки недорогих выросли на 27,7%.

Снизился спрос и на одежду и обувь класса люкс - их поклонники вынуждены в условиях кризиса переходить на более дешевые марки. Кроме того, из-за девальвации рубля цены на импортную одежду выросли более чем на 30%. Пока большинство ритейлеров получают операционную прибыль, но по сравнению с удачной первой половиной 2008 года оборот многих компаний в начале нынешнего года снизился примерно на треть, отмечают эксперты.

С другой стороны, участники рынка вынужденно снижают объемы закупок и ассортимент из-за снижения числа поставщиков импортной продукции, не переживших девальвации. В отчете "Росинформресурса" указано, что объем закупок и ассортимент продуктовых магазинов в Центральной России уменьшились с начала года на 6-7%. Сети бытовой электроники и техники отреагировали на 19%-ное падение продаж сильным сокращением закупок и ассортимента соответственно на 15% и 20%, показывает исследование. Продавцы одежды и обуви сокращают закупки в среднем на 20%, указано в отчете.  

От распродаж нет эффекта

Когда участников исследования спросили, принимают ли они антикризисные меры, половина дала отрицательный ответ. Другая половина опрошенных призналась, что в первую очередь проводятся распродажи (64% респондентов), сокращаются объемы закупок (46%), изменяется ассортимент продукции (26%), происходит переход в более низкий ценовой сегмент (22%), сокращение штата (18%), повышение цен на продукцию (14%), изменение должностных обязанностей сотрудников (4%), сокращение издержек на транспорт и упаковку (4%).

По сравнению с I кварталом прошлого года скидки дают вдвое большее число магазинов. Исследователи "Росинформресурса" нашли скидки в 70% в десятой части дорогих магазинов одежды и обуви, которые они посетили. А в 40% таких магазинов готовы были продать вещи за полцены. Среди магазинов средней ценовой категории лишь половина предлагала клиентам скидки - и то не больше 30%.

Впрочем, сами ритейлеры признают, что высокого эффекта от скидок нет: в списке самых удачных антикризисных решений распродажи заняли лишь шестое место. А на первом - изменение должностных обязанностей персонала - когда один сотрудник, например, исполняет обязанности и мерчандайзера, и продавца. Следующая по эффективности мера - сокращение расходов на логистику и упаковку, затем - сокращение штата.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter