Российский Google ищет лоббиста
Все крупнейшие компании имеют в своем штате такого сотрудника. Другой вопрос, что название этой позиции не всегда звучит как GR-менеджер. Сейчас их чаще называют советниками, заместителями по каким-либо вопросам. Такие общие названия призваны завуалировать истинное назначение таких сотрудников. Эти люди выполняют достаточно специфическую задачу – налаживание отношений с органами государственной власти. Построение этих отношений подразумевает массу мероприятий - начиная с поздравлений, заканчивая кулуарными переговорами с чиновниками, рассказал управляющий партнер рекрутинговой компании Marksman Михаил Торчинский.
Как правило, GR-менеджерами становятся люди, которые сами в течение продолжительного времени работали во власти, люди которые по каким-то причинам решили перейти из чиновничьего аппарата на сторону бизнеса. GR-менеджеры контактируют с членами профильных думских комитетов по законам, связанным с банковским сектором, регулированием цен, тарифам – словом, по тем вопросам, которые напрямую затрагивают интересы бизнеса.
Зачем Google GR-менеджер?
Очевидно, что GR-менеджер в Google требуется для налаживания отношений с российскими властями, которые последнее время достаточно пристально следят за деятельностью компании в России. Так, в июле 2013 года сенатор Руслан Гаттаров заявил, что Google нарушает конституционное право неприкосновенности личной жизни граждан. Он рекомендовал Совету Федерации, Минкомсвязи и Роскомнадзору провести переговоры с Google и другими интернет-компаниями и убедить их привести свои пользовательские соглашения в соответствие с российской Конституцией. А ближайшей осенью он планирует внести в Госдуму законопроект, защищающий права пользователей.
Более подробно о специфике работы GR-менеджеров в России RB.ru рассказал эксперт по GR консалтинговой компании Ward Howell Никита Крупский.
Отличия GR-менеджеров в России и США
Эта профессия действительно исторически наибольшим образом была развита в США. При этом в России она формировалась во многом самостоятельно и получила свою специфику. В подходе российские и американские GR-менеджеры мало чем отличаются. Однако функционал их действительно отличается во многом потому, что у нас разные системы функционирования органов государственной власти. Различия также обусловлены культурными особенностями. В США профессия GR-менеджера существует уже в течение десятилетий. В России эта профессия получила активное распространение в течение последних 5-7 лет, хотя точечно GR- специалисты востребованы уже более 10 лет. И, хотя цель и у российских и у американских GR-менеджеров одна – выстраивать отношения с властью и получать преференции для бизнеса, средства у них могут быть разные.
Какие бывают специалисты по GR?
Закон о лоббизме в России так и не принят, поэтому четкой и официальных классификаций не существует, а те, что есть - условны. Один из востребованных на данный момент типов – это системный менеджер, способный выстраивать эффективные отношения бизнеса и власти в разных индустриях.
В случае если такой профессионал работает в крупнейшей промышленной компании, в его задачи входит управление существенным штатом людей, у каждого из которых есть четкий функционал, то есть каждый из них налаживает контакт с чиновниками определенного уровня по конкретным вопросам. Соответственно руководитель данной структуры, численность которой может достигать 150 человек (включая региональных представителей), координирует ее деятельность. С другой стороны он замыкает на себе все ключевые встречи с высокопоставленными чиновниками.
Правовое поле
Если проводить аналогию с 90-ми годами, когда предшественники сегодняшних GR-менеджеров являлись «свадебными генералами», «заносившими» в нужные кабинеты чемоданы денег, культура лоббизма претерпела значительные изменения. Сейчас акционеры крупного бизнеса ищут системных GR-менеджеров, которые способны действовать в рамках правового поля. Так что в большинстве случаев их деятельность соответствует букве закона.
Из каких отраслей приходят GR-менеджеры?
Лучшая школа для GR-специалиста на сегодняшний день – это органы исполнительной власти. В первую очередь, это а Аппарат Правительства РФ и Минэкономразвития РФ, во вторую – другие профильные министерства. Люди, прошедшие школу аппарата правительства и Минэка, особенно в начале 2000-х годов, это наиболее сильные профессионалы, которые могут быть эффективны в бизнесе.
Из других органов власти также могут получиться GR-менеджеры. Например, сотрудник Минпромторга может прийти в промышленную компанию. Системные GR-специалисты из сотрудников органов законодательной власти получаются реже. В отдельных случаях GR-менеджерами становятся бывшие пиарщики.
Сколько получают GR-менеджеры?
Доходы представителей этой профессии могут сильно варьироваться. Средний GR-менеджер получает от 70 до 150 тысяч рублей. Директор соответствующего департамента может получать от 200 тысяч рублей и выше, а крупнейшие специалисты получают доход от $300 до $800 тысяч в год, а также всевозможные бонусы. Обычно доход GR-директора крупной компании не превышает $1 млн в год.
Теория 13-ти функций эффективного менеджера
В начале нулевых В России в сфере менеджмента получила распространение теория 13-ти функций. Автор этой теории - президент и один из основателей компании крупнейшей консалтинговой компании по поиску и развитию руководителей в России и СНГ "Ward Howell" Сергей Воробьев. Согласно данной теории, классический менеджер, работающий в рыночных условиях, владеет 12 основными функциями:
1) стратегия,
2) маркетинг,
3) финансы,
4) производство,
5) продажи,
6) новые продукты,
7) информационные технологии,
8) администрация,
9) право,
10) человеческие ресурсы,
11) безопасность,
12) связи с общественностью и реклама.
Однако в России на первый план выходит еще один, дополнительный, критерий – работа с государством или так называемая 13-я функция. Владение именно ей делает менеджера на порядок дороже своих коллег. Согласно теории, руководители уровня директоров крупных компаний или их заместителей могут получать максимум 80–250 тысяч долларов в год, если их функционал отвечает только первым 12-ти критериям. Но если он обладает 13-й функцией, то есть умеет лоббировать интересы корпорации, выбивать льготы, проводить зачеты, строить схемы, получать и перераспределять субсидии, то компенсация может увеличиваться в разы.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
-
Пройти курс «Просто о сложном: первые шаги в бизнесe»
- 1 Правила приема на работу людей с особенностями здоровья
- 2 Кадровая текучка: почему в России часто увольняются сотрудники
- 3 Спрос на специалистов по кибербезопасности вырос на 50% за год
- 4 Самые востребованные и перспективные профессии на ближайшие 10 лет в России