Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Туроператоры массовых направлений окончат сезон с убытками

Архив rb.ru
Илья

Илья

Игроки рынка объясняют "провал" ценами на топливо, а Ростуризм – их непрофессионализмом

Туроператоры массовых направлений окончат сезон с убытками

  В Турцию и на другие массовые курорты россияне не захотели лететь даже за копейки. Период плохого спроса длился с середины июня до конца июля, и туроператоры безвизовых направлений, скорее всего, в этом году их уже не окупят. Ростуризм обвиняет компании в неумении планировать спрос. А операторы объясняют "провал" сезона ценами на топливо.

В прошлом месяце российский туристический рынок был встревожен: на ряде популярных направлений отдыха спрос оказался неожиданно низким. Из-за этого путевки часто распродавались по рекордно дешевым ценам. К примеру, цены на "горящие" недельные туры в Турцию долго держались на отметке в $150-200, а Тунис распродавался и того дешевле - от $76.

"Операторы вычитали из путевки стоимость билета, чтобы хоть как-то заполнить квоту по оплаченным в начале сезона гостиничным номерам и авиабилетам", - объясняет коммерческий директор "ВКО Трэвел" Геннадий Косарев. Но путевки по бросовым ценам не спасли рынок: людей, готовых бросить все и поехать завтра же по "копеечной" путевке, оказалось очень мало.

Летят пустые самолеты

В провале сезона вчера на своей "прощальной" пресс-конференции руководитель Ростуризма Владимир Стржалковский (он покидает свой пост и уходит работать в "Норникель") обвинил самих операторов. "Некоторые туроператоры в апреле-мае увидели рост продаж по сравнению с прошлым годом, купили большее число мест в гостиницах и заказали дополнительные авиарейсы. Они решили, что туристов станет в этом году больше, а оказалось, что просто началась более ранняя покупка туров", - отметил он. - В результате самолеты стали летать туда пустыми, а места в отелях - массово прогорать". В первую очередь, слова министра относились к самому массовому пляжному направлению - Турции.

"Это говорит о непрофессионализме, завышении самооценки и невозможности туроператоров договориться между собой [об объемах перевозки], что привело к демпингу на многих направлениях", - категорично указал Стржалковский.

Как туроператоры планируют

Туроператоры находят эти обвинения не слишком обоснованными. "Бизнес-план на следующий год составляется не весной, а после окончания предыдущего сезона, в ноябре-декабре", - поясняет Геннадий Косарев из "ВКО Тревэл". По его словам, при планировании учитываются спрос и тенденции рынка, в соответствии с которыми составляется бизнес-план - и в нем учитываются количество квот в гостиницах и договоры с авиакомпаниями.

"В прошлом году, когда составлялись бизнес-планы, стоимость топлива была на 30% меньше, - напоминает Косарев. - О том, что билет подорожает больше чем на 5-10%, никто предположить не мог". Действительно, если цена среднего билета в Турцию в ноябре прошлого года равнялась примерно $270, то в июле нынешнего она выросла до $410 - почти в два раза.

Безвизовые направления в минусе

Не исключено, что у туроператоров имело место неправильное бизнес-планирование, говорит Геннадий Косарев, но вряд ли можно говорить о непрофессионализме как об основном факторе, приведшем к "проседанию" рынка. "Предсказать в ноябре, какая будет ситуация в следующем году, очень сложно, тем более в России, - говорит эксперт. - И если на визовых направлениях у оператора есть запас времени - за 10-15 дней, пока обрабатываются заявки на визы, можно увидеть картину происходящего и скорректировать действия - то на безвизовых направлениях ситуация сложнее. За 3-4 дня отменить самолет невозможно: далеко не всякая авиакомпания согласится на это".

Сейчас ситуация выправилась, заявили в комментариях RB.ru игроки рынка: на курорты россиян возит то количество самолетов, которое заявлено. Но для операторов массовых безвизовых направлений сезон все равно будет убыточным, уверен Геннадий Косарев. По его мнению, даже относительно высокий спрос августа и сентября не возместит потери туроператоров, работающих по направлениям Турция-Египет-Тунис: у всех будут отрицательные показатели.

В более "защищенном" положении оказались те операторы, для которых перечисленные направления не являются основными. К примеру, начальник отдела рекламы "Натали-турс" Юлия Коренко рассказала RB.ru, что в ассортименте ее компании есть Турция, но оператор все же ориентируется главным образом на Европу. Поэтому бархатный сезон должен выправить финансовые показатели туроператора. "После периода некоторого спада, который действительно имел место, мы уже выходим на наши планы по количеству отправленных туристов, - сказала она. - Спрос на август достаточно высокий, и прогнозы оптимистичные".

Арабские же страны: Тунис, Марокко и Египет - до сих пор остаются "горящим" направлением, рассказал Косарев из "ВКО Трэвел". Он приводит пример: если себестоимость авиабилета в Египет при покупке в авиакомпании составляет $550-580, то у туроператоров, в составе путевки, билеты предлагаются всего за $350-399.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Почему IT-компании выбирают Ближний Восток: топ-5 технологических трендов региона в 2023 году
  2. 2 Египет, Беларусь и Северный Кипр: что могут предложить нестандартные локации для инвестирования в недвижимость
  3. 3 «Не стоит рассматривать Африку как рынок сбыта устаревших технологий». Как стартапу зайти на Черный континент
  4. 4 ​​Бизнес в живописном месте: советы юриста по открытию глэмпинга
  5. 5 Бизнес в Южной Африке