Top.Mail.Ru
Интервью
Партнеры

PR — не равно реклама: почему бизнесу важно строить коммуникации

Интервью
Ирина Печёрская
Ирина Печёрская

Редактор RB.RU

Ирина Печёрская

В России многие предприниматели уверены, что не нуждаются в пиаре своих продуктов или могут заниматься им самостоятельно: достаточно написать главреду какого-либо издания — и он опубликует все, что потребуется. Но это большое заблуждение, и оно особенно опасно сейчас, когда бизнес приходится развивать в условиях экстраординарных перемен.  

Дина Мостовая, основательница консалтинговой компании Mindset Consulting, в интервью RB.RU рассказала, каких целей реально достичь с помощью правильного пиара, почему не стоит экономить на услугах профессионалов и как наладить сотрудничество, в том числе международное, после событий 24 февраля 2022 года. 

Дина более 10 лет занимается стратегическими коммуникациями для технологических и научных проектов на российском и международном рынке. Она работала с компаниями из списка Fortune 500, такими как Microsoft, PayPal, eBay, а также со стартапами и венчурными фондами. Среди ее клиентов — Flint Capital, Ecwid, Jiffy, Food Rocket, StudyFree и другие.

PR — не равно реклама: почему бизнесу важно строить коммуникации
  1. Интервью

Дина Мостовая, основательница Mindset Consulting


 

Начинающему предпринимателю, после того как он создал продукт, нужно привлекать инвестиции, искать клиентов, расширять команду. Может ли пиар помочь в решении этих задач?

— Да, конечно. Пиар помогает избежать «холодных продаж» и более эффективно выстроить коммуникацию. Пресс-релиз о новом продукте, интервью с основателями стартапа, экспертные колонки, грамотное наполнение социальных сетей контентом — все это дает возможность потенциальным инвесторам и партнерам получить представление о проекте. Чем больше компания присутствует в информационном поле, тем больше доверия со стороны целевой аудитории. 

Бывает, что прочитав новость или фичер, фонды сами предлагают финансирование. Благодаря пиару стартапу проще заявить о себе: вся важная для инвестиционного сообщества информация про опыт и достижения команды, основную идею проекта и про то, насколько она масштабируема, уже есть в сети.

Аналогичная история — с поиском клиентов и расширением команды. Большинство талантов хотят работать в компании со схожими ценностями, четкой миссией, а эффективно транслировать это можно через медиа и социальные сети. 

В одном из интервью вы сказали, что, по вашему опыту, предприниматели чаще всего не понимают, как работают PR и стратегические коммуникации и каких вообще целей с помощью этих инструментов можно достичь. Почему так происходит?

— У нас до сих пор нет института внешних коммуникаций: у журналистов, бизнеса и пиарщиков нет единых правил, к которым можно апеллировать в работе, как, например, в США и Великобритании. В России клиенту в одной и той же ситуации порой дают диаметрально противоположные рекомендации.

Зачастую предприниматели не понимают, как устроены процессы в редакции, на каких принципах основывается работа СМИ, что такое журналистика факта и как вообще специалист по коммуникациям взаимодействует с представителями медиа.

Некоторые полагают, что если пиарщик дружит с журналистом, то материал будет написан так, как нужно компании. А я всегда объясняю: какие бы хорошие отношения ни были с авторами, мы не можем повлиять на содержание статьи.      

К этому можно добавить и отсутствие корректного представления о том, как внешние и внутренние коммуникации влияют на восприятие компании, ее позиционирование и узнаваемость на рынке. 

В чем особенность продвижения технологических и научных компаний, особенно если их разработка сложная?

— Если в целом говорить о технологических продуктах, я бы выделила три особенности: высокая конкуренция, изменчивость рынка и необходимость следить за трендами, популяризация в доступной форме.

Можно потратить время на разработку и реализацию идеи, начать о ней рассказывать — и внезапно окажется, что кто-то совсем недавно уже запустился с аналогичным концептом. Чтобы быть «на волне», важно быть в курсе того, что происходит в мире, и быть визионером — тогда разрабатываемый продукт и бизнес в целом будут востребованы в моменте и конкурентоспособны в перспективе.

Также нужно понимать свою аудиторию и уметь простыми словами объяснить, как работает продукт, в чем его уникальность, польза и преимущества для потребителя. 

Про DeepTech я бы хотела упомянуть отдельно. Это сложные научные разработки, непрерывное тестирование и поиск product-market fit. Здесь критически важно понимать, готов ли рынок к прорыву. Например, в прошлом году WayRay представили голографическую автомобильную систему навигации. Идея, на мой взгляд, неординарная. Но она опережает время — ни автопроизводители, ни водители к ней, кажется, не готовы. 

К тому же DeepTech-разработки в основном направлены на b2b-аудиторию.  Пиар-стратегии в этой области существенно отличаются от тех, что обычно разрабатывают в b2c: b2b сложнее, задействованы другие каналы, нужно больше проникновения, важную роль играет вопрос личных взаимоотношений и переговоров. 

Может ли предприниматель самостоятельно заниматься PR и коммуникациями? Если да, то с чего посоветуете начать?

— Я считаю, что предприниматель должен быть лидером, визионером и заниматься развитием бизнеса, а не думать о том, как выстроить диалог с журналистами. Единственное, что придется делать с большей степенью вовлеченности, — это работать над личным брендом, если этот инструмент коммуникации действительно необходим.

Другие задачи по продвижению эффективнее будет доверить специалистам. Хотя бы потому, что час пиарщика или агентства стоит дешевле, а еще потому, что профессионалы знают, как правильно общаться с медиа и как доносить информацию. 

В моей практике были случаи, когда предприниматели говорили, что у них нет денег на пиар, сами писали питчи или пресс-релизы, но текст, который у них получался в итоге, никому и никогда категорически нельзя было отправлять.

Или ситуации, когда спикер за кофе поделился с журналистом информацией, не зная о том, что можно определить формат разговора «не под запись», а потом удивлялся, что все сказанное им было опубликовано. Поэтому я против того, чтобы предприниматели самостоятельно общались с журналистами. 

На каком этапе нужно привлекать специалиста? Стоит ли брать человека в штат или лучше сотрудничать с агентством? 

— В зависимости от задач начинать работу с коммуникациями стоит, когда пройдена стадия MVP, продукт без багов, есть понимание бизнес-модели и видение аудитории. Что значит «в зависимости от задач»? Есть предприниматели, у которых достаточное финансирование на развитие — допустим, они получили грант — а есть те, кому нужно привлекать инвестиции. 

В первом случае пиар, по сути, нужен не сразу — его можно запустить позже. Во втором — просто необходим: требуется найти инвестиции, а для этого важно рассказать о себе, о компании и появиться в поиске Google, потому что инвесторы однозначно будут искать в сети информацию о стартапе, собирать рекомендации. 

Что касается агентства или in-house команды — тут бывает по-разному.

Например, в Америке на ранней стадии развития стартапа чаще нанимают агентство, потому что там есть четкое понимание: пиар — это отдельная функция в бизнес-процессах, важно с нуля выстраивать репутацию, разрабатывать стратегию, придерживаться ее, тщательно работать над позиционированием. 

В России обычно привлекают менеджера в штат, потому что на начальных этапах люди в команде занимаются всем. Пиарщик — не исключение. По мере роста проекта количество внешних и внутренних коммуникаций увеличивается, и in-house менеджер уже может не справляться — тогда привлекают агентство. При этом пиарщик внутри компании остается входящим «окном» для взаимодействия с внешней командой.

У российских компаний часто не хватает бюджета на целую команду специалистов. У меня есть подруга из Америки, основательница пиар-агентства для проектов ранней стадии. К ней обращаются стартапы, которые подняли первые $2-3 млн. В России же внешних профессионалов чаще нанимают на стадии A — это от $4-5 до $15 млн.

Правда сейчас существенно изменились раунды. Например, недавно была новость, что на pre-seed-раунде европейский стартап поднял $15 млн. Понятно, что они смогут позволить себе услуги фирмы уже сейчас. 

Как понять, что пиар работает? На какие KPI нужно ориентироваться? 

— Обычно показатели разделяют на качественные и количественные. Качественные — это максимально положительный или нейтральный тон публикаций и информации в интернете, упоминание бренда в различных рейтингах и подборках. Количественные — это общее число вышедших интервью, публикаций, цитат, комментариев и т.д. 

Но эти показатели не всегда напрямую коррелируют с  эффективностью. А она определяется по двум критериям. Основной: были ли в ходе работы достигнуты поставленные цели, неважно, с помощью каких инструментов. Бывало такое, что я организовывала для клиента встречу с нужными людьми — и мы закрывали большую бизнес-задачу. По сути пиар-инструменты я даже не задействовала. 

Другой важный момент — доволен ли клиент. Порой делаешь все идеально, а глаз у него «не горит». У нас так было однажды. Предприниматель был по-настоящему счастлив, только когда мы организовали интервью с ним в одном нишевом печатном издании, и эту статью прочитал его отец. Это история про важность поиска «черных лебедей» — мощных неизвестных, которые меняют ход работы и представление о ней.

Важно ли предпринимателю быть вовлеченным в процесс? Влияет ли это как-то на результат?

— Зависит от стадии стартапа. На ранних этапах предприниматель обычно вовлечен во все процессы — от выступления на конференциях и общения с журналистами до согласования экспертных колонок и постов для социальных сетей. 

По мере развития проекта растет команда и количество спикеров. Соответственно, основатель может меньше времени уделять пиару — это будут делать его коллеги. 

Mindset Consulting продвигает технологические и научные проекты не только в России, но и за рубежом. Отличаются ли подходы во взаимодействии с медиа в разных странах? 

— Конечно, везде своя специфика. На топовых рынках сложнее попасть в поле зрения журналиста. Нужно приложить больше усилий, чтобы рассказать о проекте, заинтересовать и сформировать доверие; нужно больше медийности и личной коммуникации. 

В одной из бесед с журналистом американского издания TechCrunch я узнала, что за день ему на почту приходит порядка 700 писем со всего мира. Французы, немцы, русские, хорваты — все хотят оказаться в их новостной ленте.

Также дольше идут все процессы. Например, в России новость присылают в редакцию — и она выходит уже через день. В Америке так происходит только со срочными информационными сообщениями. В остальных случаях подготовка материала может занимать до двух-трех недель, поэтому мы нередко отправляем пресс-релизы под эмбарго и потом ждем своей очереди. 

Среди других особенностей — локальная повестка. Например, у нас тема дайверсити не настолько глубоко проникла во все сферы, чего не скажешь про Америку. 

Также на взаимодействие с медиа влияет подход к бизнесу самих предпринимателей.

Американские и европейские основатели стартапов всегда задаются вопросом: «Что меня драйвит? Почему мне так хочется заниматься этим продуктом?» – и описывают свой проект так, будто готовят мотивационное письмо для поступления в Гарвард.

Российские предприниматели так, к сожалению, не мыслят, и это затрудняет выстраивание коммуникаций. Журналисты на международном рынке привыкли видеть эту историю, понимать большую идею и миссию компании — одних цифр им недостаточно.

Расскажите, с какими запросами помогает ваше агентство? Изменились ли они в свете последних событий? 

— Основные запросы сейчас — это антикризисный и международный пиар, построение личного бренда, инвестиционный пиар и media relations. Также наша команда помогает с подготовкой публикаций в американских СМИ для получения визы О1.

Российские стартапы, которые уже релоцировались и привлекли финансирование за рубежом, спрашивают, как действовать в текущих обстоятельствах, что говорить клиентам, партнерам, журналистам, скрывать ли свое происхождение. Те, кто только планирует уехать, интересуются, как сделать это наиболее эффективно и заявить о себе на новом месте. 

Компании, которые продолжают работу на внутреннем рынке, задаются вопросом, где публиковать новости и как вообще строить коммуникации, если многие медиа закрываются или приостанавливают деятельность. 

Какие советы и рекомендации вы можете дать тем, кто выходит на международный рынок?

— Формировать коммуникационную стратегию, тщательно изучив тренды рынка и проработав позиционирование, ключевые сообщения, сторителлинг. Необходимо сформулировать позицию компании относительно ситуации: быть в нейтралитете сейчас не получится.

Полезно будет создать сайт компании на английском языке, а также профили в Twitter и LinkedIn. Проработайте биографии основателей и ключевых лиц компании: постарайтесь максимально подчеркнуть их международный бэкграунд (опыт работы с зарубежными проектами, образование и другие значимые факты). 

Если с рынком уже определились и есть возможность, то следует выезжать и развивать нетворк на месте.

Офлайн — лучший инструмент для налаживания теплых контактов и достижения высоких результатов. Конечно, онлайн-коммуникация тоже работает, но для нее требуется гораздо больше времени.

Также я бы рекомендовала нанять локальную команду или как минимум местного биздева. Это значительно упростит адаптацию и поможет быстрее заявить о себе на новом месте. Что касается пиара, настоятельно советую пройти медиатренинг и взять пару консультаций у специалистов: на каждом рынке есть свои особенности и правила взаимодействия с журналистами.

Другой важный пункт — владение английским на продвинутом уровне. Если предприниматель не сможет свободно донести свою идею зарубежным журналистам, инвесторам или партнерам, все усилия по выстраиванию коммуникаций будут напрасны. 

А как заниматься пиаром тем, кто остался, особенно если бюджет очень ограничен? 

— Для начала нужно понимать: пиар — это длительный процесс выстраивания взаимоотношений с целевыми сегментами. Количество упоминаний компании даже в топовых изданиях не связано с бюджетом, и говорить про финансовые ограничения не вполне корректно.

Что делать сейчас: не уходить в так называемое информационное эмбарго, работать над внешними и внутренними коммуникациями. Развивать собственные каналы: блоги, подкасты, newsroom на сайте. Одним словом, генерировать качественный контент и сохранять медийный вес компании.

Тем, кто сегодня пропадет с радаров, будет довольно трудно вернуться в инфополе. 

Нельзя забывать и про социальные сети. Если компания работает в b2c, обратить внимание на «Вконтакте», Telegram и, возможно, «Одноклассники». Это зависит от того, кто ваш клиент.

Комментировать политические вопросы сегодня не стоит — но можно работать с последствиями. Например, я читаю телеграм-канал Евгения Лошкова «Инвест заметки elashkov», он пишет про финансы. Всего за неделю к нему пришли порядка пяти тысяч подписчиков. Эксперт рассказывает, как купить криптовалюту, какие карты сейчас активны, где теперь хранить деньги. В общем, правильно работает со смежными темами. 

Также следует внимательно посмотреть на рынок и других игроков: бюджеты сокращаются у всех, значит, открывается масса вариантов для креативных партнерств и коллабораций.

Фото на обложке: Unsplash

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

7 писем для старта
Начни бизнес с RB.RU
Подписаться