«Русское техническое общество» (РТО) продолжает искать стартапы в сфере умного города — поиск проходит через трек Smart City всероссийского конкурса-акселератора GenerationS. Заявки можно подать здесь до 15 октября.
Rusbase взял интервью у Юрия Васильева — исполнительного директора РТО — чтобы разобраться в том, какие технологии ищет компания и как собирается с ними работать.
Почему вы решили искать стартапы именно через акселератор GenerationS?
Во-первых, он всероссийский — а значит, привлекает максимальное количество проектов. Во-вторых, нам удобно работать вместе с уважаемым институтом развития — РВК.
А еще мы работаем с университетами, участвуем в прикладных исследованиях.
Слева направо: Артем Шадрин (директор Департамента социального развития и инноваций Министерства экономического развития Российской Федерации), Гульнара Биккулова (директор департамента инновационных рынков ОАО «РВК»), Юрий Васильев (исполнительный директор РТО) и Владимир Костеев (исполнительный директор Клуба директоров по науке и инновациям)
Почему РТО так активно ищет стартапы?
Это касается конкурентного предложения: без новых технологий не зацепишь заказчиков за рубежом.
Кроме того, у нас есть понимание, как будут развиваться технологии для города, и хочется в этом развитии принимать участие. Мы работаем не только с внешними стартапами, есть команды внутри компании.
Какие направления технологий интересуют РТО — смотрите карту.
А у вас есть специальный отдел, который занимается поиском и анализом стартапов?
Нет. Просто мне всегда нужно знать, к кому из компании обратиться, как к ключевому эксперту. Все проекты относятся к тому или иному направлению — значит, и работать с ними будут директора тех или иных направлений.
Вы работаете с проектами на стадии идеи?
Да. С ними работ не меньше и не больше, чем со зрелыми проектами. Просто эти работы разные. Конечно, на стадии идеи процент «отсеивания» выше.
А у вас хватает времени отсматривать ВСЕ заявки, которые поступают?
Стараюсь смотреть все, хотя бы прочитывать презентации «по диагонали». Это занимает не очень много времени. Во-первых, так ты расширяешь зону своих компетенций. Во-вторых, так ты замечаешь, что, например, вот этот проект находится рядом или заменяет собой какой-то традиционный продукт. Из этого получаются порой приятные сюрпризы.
Каким критериям должен соответствовать проект, чтобы вы начали с ним работать?
Здесь не скажу ничего принципиально нового:
- Насколько технология революционна для данной области.
Например, если технология нова только в пределах России, то это все равно стоящий проект. А в идеале, конечно, технология должна быть новой для всего мира.
Если ты предлагаешь просто другой способ делать что-то привычное, то, скорее всего, совершаешь ошибку. У клиента уже сложились нужные процессы, договорная база. Заставить клиента все переделывать — непростая задача.
- Понимание, кому можно продавать эту технологию.
- Адекватная команда.
Это не означает красивые слова на презентации, это означает реальные компетенции. Их можно сразу увидеть, начав общаться с командой.
Бывают такие случаи, что технология хороша, но команде не хватает компетенций. Тогда мы обсуждаем то, как дополнить команду, предлагаем своих кандидатов. Может быть крутая команда, а технология не очень. Тогда мы предлагаем им заняться другим проектом: «Посмотрите, у нас есть вот такие направления — может, стоит попробовать?»
Какие звоночки указывают на то, что с этой командой вы точно не сработаетесь?
Когда у команды вообще нет никаких технологий. Некоторые люди предлагают проекты по покупке-продажи земли. Это не ко мне.
Когда пишут: «Мы занимаемся вот этим, но можем сделать все, что захотите». Нам нужны конкретные предложения.
Нас интересуют сервисы умного города, притом мы никому не навязываем эти сервисы — жители должны сами их выбирать.
А есть какая-то конкретная боль, которую хотелось бы решить прямо сейчас?
Было бы неправильно называть какую-то задачу. У нас в работе уже 15 сервисов.
И вообще, речь идет не о том, что какого-то сервиса не хватает. А о том, что в ряде направлений эти сервисы находятся пока в зачаточном состоянии. А хотелось бы работать с проектами на более продвинутой стадии.
Вы говорите, что запускаете 15 сервисов. Как строится работа с ними?
Всего в пилоте участвуют 20 компаний — помимо самих стартапов, там компании-партнеры, компании, которые предоставляют связь и железо для развертывания сервисов.
Можно сказать, что это технопарк для технологий умного города. Тут нет коворкинга с кофе и бесплатным интернетом, зато можно попробовать свои силы с реальными клиентами.
Мы хотим отработать систему умных сервисов, а затем предложить их за рубежом.
А что с деньгами? На каких условиях вы предлагаете гранты или инвестиции?
Здесь с каждым договариваемся индивидуально и заранее. Обычно мы понимаем, что можем дать стартапу и какую долю за это хотим. Нас интересует 25% + 1 акция. Может быть и 50% — это зависит от стартапа и степени нашей над ним работы.
Конечно, иногда рынок, технология или команда могут поменяться. Здесь мы стараемся сами и призываем стартапы быть гибкими, чтобы вовремя передоговориться.
Спасибо!
Читайте по теме:
РТО ищет технологии для трека SmartCity GenerationS
Акселератор GenerationS ищет проекты в 27 городах России
За лучшую идею для умного города заплатят 20 тысяч евро
Как в Казахстане построили первый умный город
В Британии насчитали 32 тысячи стартапов в сфере Smart City
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter