«AliExpress Россия» и Центр экспертиз и интегральных моделей (ЦЭИМ) спрогнозировали рост российского рынка e-grocery до 300 млрд рублей в этом году. К 2023 году он может достигнуть 500–600 млрд руб, а при сохранении темпов роста к 2025 году — 1 трлн рублей. Об этом RB.ru сообщили в пресс-службе компании.
Основными каналами продаж останутся традиционная розница, экспресс-доставка, интернет-магазины, маркетплейсы и локальная доставка.
Уже сейчас маркетплейсы лидируют по ассортименту продуктов питания, хотя в денежном выражении на них приходится лишь 15% рынка.
Рост рынка онлайн-торговли продуктами питания
В 2018-2020 годах рынок онлайн-торговли продуктами питания рос в среднем на 148,5% в год. На это в основном повлиял запрос на доставку товаров повседневного спроса в связи с пандемией. Несмотря на высокие темпы роста, сейчас в России на рынок e-grocery приходится не более 1% от всего объема рынка продуктов. Эксперты считают, что этот показатель вырастет до 10-15% в ближайшие 3-5 лет.
На рост в будущем могут повлиять легализация онлайн-торговли алкоголем, развитие онлайн-продаж товаров категорий fresh и ultra fresh и консолидация большей части оборота каждого из сегментов вокруг нескольких крупнейших игроков.
Основные отрасли рынка e-grocery
Российский рынок онлайн-торговли продуктами питания делится на пять сегментов: традиционная розница (36% рынка в денежном выражении), экспресс-доставка (30%), интернет-магазины (18%), маркетплейсы (15%) и специализированные магазины (локальная доставка, 1%). По мнению экспертов, в ближайшие годы новые сегменты не появятся, но будет тренд на укрупнение игроков и рост доли маркетплейсов.
География рынка e-grocery
Рынок e-grocery растет в большей степени за счет Москвы и Санкт-Петербурга. Кроме городов-лидеров аналитики выделили ряд наиболее перспективных регионов для географической экспансии: Свердловская область, Краснодарский край, Ямало-Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ, Приморский край, Камчатский край, Иркутская область, Хабаровский край.
Основные критерии для определения перспективности регионов для развития e-grocery: доля городского населения, уровень дохода, количество уже присутствующих игроков, уровень спроса потребителей на услуги доставки продуктов.
Тренды рынка e-grocery
Аналитики выделили краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные тренды. К краткосрочным относятся стирание границ между сегментами (например, выход интернет-магазинов на маркетплейсы), выход в онлайн дискаунтеров (главный вызов для них — расходы на сборку заказов) и применение голосовых технологий в шопинге.
В среднесрочной перспективе появится тренд смещения фокуса с оборота на прибыльность, сервисы будут адаптироваться к возрастным потребителям, расширять сеть офлайн-пунктов выдачи заказов, доставлять по подписке и автоматизировать сборку. Покупатели постепенно будут смещать фокус лояльности с привычных брендов на те, что предложат лучший сервис.
В ближайшее десятилетие будет усиливаться тренд на устойчивое развитие, осознанное потребление и персонализацию на основе данных о здоровье покупателей.
Фото на обложке: chistov991 /
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- Пройти курс «Подбор и адаптация сотрудников»
- 1 Wildberries начал тестировать доставку продуктов и готовой еды
- 2 «Самокат» запустит производство полуфабрикатов из мяса и рыбы
- 3 ВТБ планирует запустить доставку еды и продуктов через свое приложение
- 4 Сервис доставки горячей еды «Сгоряча» появился еще в 13 городах России
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025