Top.Mail.Ru
Новости

7 советов стартапам: как с пользой тратить деньги

Новости
Мария Илюшина
Мария Илюшина

Редактор Rusbase, отделы «Мир» и «Тренды» [email protected]

Мария Илюшина
7 советов стартапам: как с пользой тратить деньги

Одной из самых серьзных проблем для стартапов оказывается распределение бюджета. На что потратить деньги, чтобы это в итоге принесло пользу делу? Консультант акселератора 500 Startups Навид Зольфагхари дает 7 полезных советов о том, куда стоит вложить деньги, а от каких расходов лучше избавиться.


1. Офис
Не стоит спускать все с таким трудом привлеченное финансирование на суперкрутой офис в центре города с видом на Кремль (или другой знаменитый объект в вашем месте). Такие локации прямо-таки кричат — «Посмотри на меня! Мы богаты! Посмотри на вид из окна!». Отвлекает от работы и отнимает звериную долю средств. Офис должен быть простой и удобный. Можно разместиться в коворкинге или снять помещение внутри другой компании.

2. Майки, кружки и стикеры с логотипом
Почти всем в голову приходит эта потрясающая идея — раздать всем работникам толстовки/майки/наклейки/трусы (нужное подчеркнуть) с логотипом своего проекта. Конечно, это прикольно, но надо ли? Как способ поднятия командного духа — может быть, но если ваши работники и так полны энтузиазма, а бюджет надо урезать, то стоит от этого отказаться.

3. PR-менеджер или юрист?
Стартапу не всегда нужно платить деньги какой-нибудь пиар-компании, но вот хороший юрист может избавить вас от кучи проблем. Особенно при регистрации юридического лица — это всегда головная боль. Без толкового специалиста будет сложно все сделать правильно при найме ваших первых сотрудников и сборе средств. Стоит найти авторитетную фирму, которая знакома со спецификой стартапов и инвестициями. Не ведитесь на объявления типа «юридическая помощь онлайн, всего за 100 долларов». Если тут вы ошибетесь, это будет большим минусов в глазах инвесторов.

4. Мебель и техника
А вот на своих сотрудниках экономить точно не стоит. Купите им удобные кресла, чтобы в конце рабочего дня у них не ныла спина. Особую ярость вызывают и медленные компьютеры, на которых невозможно нормально пользоваться даже почтой. Несколько больших качественных мониторов, быстрые ПК и удобная мебель — эти вещи ценят все.

5. Используйте социальные сети с умом
Многие компании считают, что соцсети — это бесплатно, Это не так. Зачастую многие расстраиваются, когда не видят результатов сразу, но если заниматься этим долго и упорно — SMM принесет свои плоды. Но здесь важно понимать, что ценности имеет только органический приток внимания и хороших отзывов о вашем бренде. Также надо знать зачем вам это — если вы не можете объяснить, какую пользу эти 2000 лайков принесут вашему бизнесу, это просто ярмарка тщеславия.

6. Конференции
Не стоит просто так растрачивать бюджет на входные билеты на конференцию. Стоит поискать хорошие связи за пределами мира конференций — вы удивитесь, как много тех, кем вы восхищаетесь, согласятся попить с вами кофе и поговорить хотя бы пару минут. На конференции стоит ходить только в нескольких случаях:

  • вы выступаете
  • у вас назначены встречи, которые реально могут привести вас к сделке
  • вы понимаете, что на сессии сможете узнать то, что давно хотели, но не было возможности

В остальном, это просто трата времени и денег под предлогом «налаживания связей»

7. Фокусируйтесь только на продукте
Если вы — CEO начинающего стартапа, все ваше внимание должно быть сосредоточено на выводе продукта на рынок, причем в отличном состоянии. Поэтому этот продукт надо всеми силами развивать. И вряд ли у вас найдется время писать квартальные отчеты инвесторам, платить налоги, вносить новых сотрудников в платежную ведомость, ломать голову над страховкой и так далее. Поставьте все это на аутсорсинг — сейчас есть много хороших компаний, которые могут предоставить вам все эти услуги за разумные деньги и сэкономить ваше драгоценное время.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Не ДМС единым: как проявить заботу о сотрудниках, чтобы они точно оценили
  2. 2 «Продуктивность заметно выросла»
  3. 3 Офис у моря: как «Совкомбанк» проводил эксперимент с четырехдневной неделей
  4. 4 «Совкомбанк» первым среди российских банков решился на четырехдневку. Вот что из этого вышло
  5. 5 Лайфхаки от художника: какие нестандартные подходы помогают создавать общественные пространства