Колонки

Три азиатских тренда, которые могут использовать российские компании

Колонки
Дмитрий Москвин
Дмитрий Москвин

Исполнительный директор «Лахта.spb»

Алина Алещенко

Локальный тренд в ИТ — российские компании все чаще перенимают опыт азиатских, позволяющий посмотреть на технологии под новым углом. О главных тенденциях рассказал Дмитрий Москвин, исполнительный директор «Лахта.spb».

Колонка будет полезна руководителям бизнеса, директорам по развитию и цифровизации для изучения ярких трендов развития, которые можно позаимствовать у азиатских стран. Автор — директор ИТ-компании, которая разрабатывает и внедряет решения по закупкам в строительных и промышленных компаниях.

Три азиатских тренда, которые могут использовать российские компании

Представьте, вы собираетесь выбрать подрядчика на строительство дома. Вы заходите в приложение, вбиваете несколько параметров и получаете список подходящих поставщиков. «Похоже, вам больше всего подойдут подрядчики А и Б. Хотели бы вы уточнить время поставки стройматериалов?».

Вы говорите «да», и система уточняет данные по заказу. У подрядчика А дом будет готов за полгода. У Б — за 8 месяцев . Вы выбираете подрядчика А, материалы доставляются с помощью беспилотников, вы можете отслеживать местонахождения материалов и статус заказа в один клик. Как в банке или интернет-магазине. Если что-то идет не так, вам выплачивают страховку.

Этот сценарий будущего не так уж далек. По крайней мере, в Азии некоторые из перечисленных опций уже доступны.

Мы, разрабатывая автоматизированные решения в области снабжения и логистики, как и многие другие разработчики, следим за трендами из Азии. В том числе за развитием WeChat, который прошел путь от простого мессенджера до полноценной экосистемы сервисов на 1 млрд пользователей, установленной на 84% смартфонов в Китае.

И за китайской Haier, которая выросла из маленького производителя холодильников в корпорацию, задающую тренды: в основе ее модели — разделение холдинга на тысячи направления бизнес и замена продукта «пользовательским сценарием».

В целом азиатские решения опережают рынок и могут быть полезны и интересны российским компаниям. Как именно — рассмотрим в этом материале

Все сервисы и компании, связанные с релокацией, на одной карте

 

Как проблемы с перевозками стимулировали азиатский рынок

В 2020-2021 годы Азия столкнулась с острой нехваткой контейнеров для перевозок и другими проблемами в связи с пандемией. Так в Азии возник настоящий бум логистических стартапов: решений, объединяющих технологии дистрибуции и доставки товаров. Поэтому самые интересные решения сейчас наблюдаются именно на азиатских рынках (b2b-маркетплейсы, воздушная перевозка грузов и прочее).

Азиатские стартапы ускоряют изменения на рынке b2b — от закупки сложных товаров и услуг с помощью одного клика до машинного обучения для прогнозирования спроса. Похожие решения мы можем увидеть в России в ближайшие пару лет. 

 

Самые яркие тренды 2022 году в корпоративном секторе

1. Воздушная логистика

Сейчас в Азии наблюдается настоящий бум логистических стартапов: решений, которые объединяют технологии дистрибуции и доставки товаров. Есть несколько компаний в области воздушной логистики.

По сравнению с традиционной логистикой, время доставки по воздуху сокращается на 40-60%. Китайская компания EHang начинала с сервиса доставки еды на дронах в 2018 году. Затем компания запустила сервис для доставки грузов на дронах, а сейчас открывает направление беспилотного воздушного бизнес-такси.

В Москве доставку на дронах планируют запустить уже осенью 2022 года. Мэрия совместно с фондом «Сколково» и Московским инновационным кластером создали специальную экспериментальную зону, где дроны могут летать в рамках экспериментального правового режима.


Читайте по теме:

Препятствия для беспилотников: что мешает доставке дронами стать массовой

Бизнес-идеи: как заработать на беспилотниках


 

2. Модель D2C (Direct-to-Consumer)

Модель предполагает переход от привычной модели движения товаров и услуг «оптовик-дистрибьютор-розничный торговец» к технологии прямого попадания товаров и услуг от производителя к покупателю. 

Китайская цифровая платформа Full Truck Alliance Co. Ltd, объединившая грузоотправителей и водителей грузовиков, привлекла $1,56 млрд в ходе своего первоначального публичного размещения. Компания зарабатывает как на грузоотправителях, так и на водителях, а также на страховании грузов.

Во Вьетнаме платформа электронной коммерции Kilo, соединяющая оптовиков с представителями сегмента малого и среднего бизнеса, привлекла более $5 млн. А китайская платформа закупок Zber даже компенсирует затраты, если поставщик нарушает договоренности. 

Некоторые платформы выделяются за счет скорости. Так, вьетнамская Lozi Loship (привлекла $16 млн) опережает более крупных конкурентов, таких как GoTo и Grab, обещая доставку чего угодно — еды, сырья, продуктов питания и другого — в течение одного часа.

 

3. Цифровизация в узких сегментах

В Азии под каждую отрасль и сегмент рынка разрабатывается локальная цифровая платформа. 

Например, Wuage — бизнес-платформа электронной коммерции b2b для закупок исключительно стали. Индийская Captain Fresh использует цифровые технологии для оптимизации индустрии морепродуктов на 30 миллиардов долларов в год.

Платформа b2b в реальном времени использует ИИ, чтобы помочь 550 розничным торговцам сопоставить заказы клиентов с рыбаками и рыбными фермами. Прогностические модели помогают получать поставки конкретной рыбы за несколько дней до того, как клиенты размещают заказы. 

Сингапурская b2b-платформа Zeemart соединяет поставщиков продуктов и рестораны с помощью простого интерфейса, упрощая процесс поиска, покупки и общения. Основатели компании увидели, что в процессе закупок продуктов питания и напитков есть несколько проблем: задержки с заказами и оплатой, неэффективное управление запасами и плохая коммуникация между покупателями и продавцами.

Платформа включает в себя электронную систему выставления счетов, которая сокращает просроченные платежи от клиентов и бумажный беспорядок. Она также предлагает прямой канал связи, который соединяет покупателей и поставщиков, таких как шеф-повара, которые размещают заказы на продукты питания, финансовые отделы с обеих сторон и представителей службы поддержки клиентов.

Так процесс закупок в ресторанах становится более эффективным.

 

Три тренда на вооружение

Давайте посмотрим, какие тренды из азиатского рынка b2b могут перенять российские компании уже сейчас. Мы выделили для себя три тренда.

 

1. Рейтинг товаров и услуг

Пример: BuyHive (Гонконг) — платформа соединяет покупателей и поставщиков в b2b и полностью оцифровала глобальный поиск поставщиков. На основе обработки запросов на поставку продукции для школ школ, больниц и правительств на сумму более $200 млн платформа находит продукты и поставщиков с повышенным доверием и прозрачностью. Сегодня сообщество BuyHive насчитывает более 60 000 покупателей и поставщиков.

Платформа была задуман в 2019 году для удовлетворения растущего спроса покупателей на качественные продукты без дорогостоящих и изнурительных ежегодных поездок на ярмарки поставщиков в Азии.

Каждый из соучредителей BuyHive провел два десятилетия в сфере закупок. Они понимали, что доминирующие поисковые решения не удовлетворяют потребности покупателей по всему миру. Популярные онлайн-платформы поиска поставщиков (такие как Alibaba.com ) ограничиваются тем, что помогают покупателям находить новых поставщиков, но впоследствии покупатель должен сам позаботиться о себе.

Зачастую результат — поставки с неправильным товаром, задержка или даже пропуск поставок.

Что можем перенять: На основе больших данных и ИИ может формироваться рейтинг любых товаров: их жизненный цикл от закупки до окончания срока его использования. 

Искусственный интеллект может использоваться для мониторинга и выявления потенциальных рисковых позиций по всей цепочке поставок. В том числе в строительстве и промышленности.

Отдельные элементы такого подхода мы уже используем в собственной цифровой платформе снабжения, которая предоставляет интеллектуальные сервисы для одного или сразу несколько бизнес-процессов компаний.

 

2. Геймификация корпоративных сервисов и цифровых систем

Волна геймификации продолжает охватывать Азию. В Китае даже корпоративные сервисы разрабатываются таким образом, чтобы удерживать пользователей в сети как можно дольше. 

Любой корпоративный процесс превращается в игру с большим количеством стимулов: включения игровых механизмов и элементов в неигровые контексты. Сотрудник может управлять закупками в игровом интерфейсе. Корпоративная геймификация демонстрируют повышение эффективности процессов более чем на 250%.

Пример: японская Whole Earth Foundation — экосистема сбора данных о состоянии инфраструктуры объединяет тех, кто предоставляет данные об инфраструктуре населенного пункта, а также тех, кто, используя предоставленную информацию, предлагает решения по усовершенствованию инфраструктуры.

Геймифицированный инструмент позволяет объединить пользователей, которые фиксируют на фотоснимках канализационные люки и загружают их в систему. Привлечение пользователей происходит с использованием игровых технологий: за загрузку информации они получают токены.


Читайте также:

Геймификация в бизнесе: опыт Duolingo, LinkedIn и Nuffield Health

Как внедрить геймификацию в бизнес-процессы за 7 шагов


Что можем перенять: геймификация цифровых систем (управление любыми корпоративными процессами в игровых интерфейсах) станет мейнстримом в b2b в течение 5 лет. Мы уже видим интерес к геймификации закупок и моделируем подходы для линейки перспективных сервисов на их основе, встроенные в нашу платформу.

 

3. Закупки без человека: ИИ все делает за вас

Операция Source-to-pay («от поиска поставщика до оплаты») — важнейшая закупочная операция для любой компании. Но для этого требуется множество шагов и пользовательских интерфейсов, от поиска поставщика до переговоров, подписания контракта и окончательной оплаты поставленного товара.

Устаревшие системы S2P преимущественно основаны на рабочих процессах, требуют вмешательства человека и часто непрозрачны и подвержены ошибкам. 

Пример: Индийская SaaS-платформа Archain с 2019 года решает проблему закупок с помощью четырех новых решений, позволяющих компаниям автоматизировать цикл S2P.

Эти решения включают стратегическое снабжение (для оптимизации всех потребностей в поиске поставщиков с помощью RFx и максимальной экономии средств); автоматизацию конечных затрат (для прогнозирования потребностей и получения товаров от правильного поставщика по правильной цене); автоматизацию AP (обработка счетов / кредиторской задолженности) и автоматизацию P2P (утверждения платежей).

Технологический стартап по закупкам предлагает решения на основе подписки. 

Что можем перенять: Искусственный интеллект и цифровизация уже внедряются в b2b. В закупках накапливаются данные о контрагентах и товарах. Это рутина, повторяющиеся день за днем операции, которые автоматизируются. На основе этих данных ИИ сможет самостоятельно подбирать варианты закупок и предлагать их менеджеру. 

Представьте, бот от заказчика формирует заявку и опрашивает рынок, бот от поставщика предлагает товары и условия поставки. Человек здесь нужен только на ключевых этапах, для подтверждения проекта решения о сделке, предложенного системой автоматически.

Мы работаем над тем, чтобы максимально исключить человека из закупок, используя технологии машинного обучения, и ставим перед собой задачу реализовать полноценный сервис в ближайшие два года.

 

Саммари (вместо итогов)

  1. Тренд: российские компании все чаще перенимают опыт азиатских компаний, позволяющий посмотреть на технологии под новым углом. 
  2. Самые интересные решения сейчас именно на азиатских рынках. Это связано с острой нехваткой контейнеров для перевозок и другими проблемами в связи с пандемией в Азии в 2020-2021 годах. Тогда в Азии возник настоящий бум логистических стартапов: решений, объединяющих технологии дистрибуции и доставки товаров. Похожие решения мы увидим в России в ближайшие пару лет. 
  3. Тренды 2022 году в корпоративном секторе: воздушная логистика, модель прямого попадания товаров и услуг от производителя к покупателю, цифровизация в узких сегментах (морепродукты, сталь и прочее). 
  4. Три тренда азиатского рынка b2b российские компании могут реализовать уже в ближайшие два года: рейтинг товаров и услуг, геймификация корпоративных сервисов и цифровых систем, закупки без человека.
  5. Конечно, важно не просто копировать чужие решения, а постараться быть на шаг впереди.

Фото на обложке: Shutterstock / elwynn

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе последних новостей и событий!

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Азия, США, ОАЭ и другие: как выходить на международные рынки в новых условиях
  2. 2 Выпуск игры на китайском рынке: что нужно знать? Подводные камни и особенности работы с Поднебесной
  3. 3 Восточное гостеприимство и спонтанность: как вести бизнес в Узбекистане
  4. 4 Рынок недвижимости Бали: о чем стоит знать перед покупкой
  5. 5 Минимум самомнения и правила этикета: пять советов по работе с Востоком
ArtTech — карта разработчиков арт-технологий
Все игроки российского рынка технологий для искусства
Перейти