Хотя правительство поддерживает цифровизацию агропромышленного комплекса (АПК) с 2017 года, только 5% компаний в этом секторе используют современные технологии.
О том, как AgroTech может прийти к цифровизации, рассказывает Игорь Епанешников, руководитель аналитического центра red_mad_robot, который регулярно проводит исследования инноваций в разных областях экономики, в том числе и АПК.
Агропромышленный комплекс работает по догоняющей модели инноваций рынка не только в России.
В исследовании бизнес-школы IMD говорится, что в 2021 году отрасль находилась за пределами воронки цифровой зрелости по всему миру — чем ближе отрасль к центру воронки, тем больше она подвержена цифровой трансформации.
Чтобы понять, почему так происходит, разберемся, из чего состоит рынок АПК, что тормозит цифровизацию и как можно решить эти проблемы.
Что такое инновации в АПК
Агропромышленный комплекс в России обычно разделяют на B2C- и B2B-сегменты.
Первый включает в себя онлайн-сервисы доставки и персонализированного питания — это «последняя миля», когда товар попадает к конечному потребителю. С точки зрения цифровизации, B2C — более зрелый сегмент, во многом благодаря росту eCommerce.
B2B-сегмент — это взаимодействие компаний-производителей с дистрибьюторами и логистическими компаниями. Сюда же входит AgroTech, который объединяет технологии в области производства и переработки пищевых продуктов. Именно в этом секторе АПК внедрение инноваций наиболее затруднено.
Сегодня большинство российских агрокомпаний находится на стадии перехода от ручного труда к автоматизации производственных и бизнес-процессов. К примеру, в банковской отрасли и ритейле — лидерах инновационного развития в России — этот этап прошли в середине 2010-х.
Как правило, переход от простой автоматизации (например, от электронного документооборота) к инновациям (допустим, к роботам — сборщикам урожая) делится на три ключевые фазы:
- Экспериментальная фаза — единичные кейсы внедрения, когда заинтересованная компания инвестирует в технологию, тестирует и оценивает ее эффективность в бизнес-показателях.
- Фаза усвоения — компании видят преимущества от использования технологии экспериментаторами и начинают активно внедрять и эксплуатировать ее.
- Фаза насыщения — все компании рынка внедряют технологию, формируется новый стандарт работы.
Во-первых, переход к инновациям для АПК означает оптимизацию денежных, трудовых и временных ресурсов. Например, заранее отреагировать на проблемы с урожаем, которые распознали с помощью беспилотников.
Во-вторых, постоянный сбор и анализ данных — например, о состоянии посевов, животных и техники.
И впоследствии, конечно, переход к другим бизнес-моделям. Это могут быть такие disruption-формы, как экосистема — взаимосвязанный набор продуктов и сервисов в области сельского хозяйства.
Барьеры для цифровой трансформации в AgroTech
1. Устаревшая ИТ-инфраструктура
Инновационные устройства и сервисы, такие как беспилотные тракторы или датчики распознавания болезней растений, могут полноценно функционировать только при высокой скорости передачи данных — от 5G и выше.
Сейчас не во всех сельскохозяйственных зонах России есть даже стабильное 3G-покрытие.
Однако Россия — не единственная страна, где сохраняется большой разрыв в телеком-покрытии между городами и сельскохозяйственными зонами.
В исследовании GSMA говорится, что в 2019 году в странах LMIC (с низким и средним уровнем дохода) этот разрыв составлял 40%, но цифровой скачок во время пандемии COVID-19 сократил его и позволил расширить зону телеком-покрытия во всем мире.
Тем не менее, во многих российских агрокомпаниях до сих пор существует legacy-инфраструктура. Разработчикам часто приходится работать с кодом, который был написан три, пять, десять лет назад — что делает невозможным внедрение новых технологий.
Во многом к этому привел консервативный взгляд представителей отрасли.
Модернизация инфраструктуры требует больших вложений, которые невозможны без поддержки частных инвесторов.
Большинство компаний в АПК существуют за счет государственных субсидий, которые в силу ограниченности ресурсов часто направлены не на прорывные технологии, а на конвенциональный путь развития.
Решением проблемы может быть пересмотр подхода к цифровизации бизнеса.
Читайте по теме: Цифровая трансформация, которая преображает жизнь: как приспособиться к переменам?
Глобально необходима цифровая стратегия с образом целевой ИТ-инфраструктуры, сервисами, компетенциями и — самое главное — с выстроенным управлением.
И хотя в текущих реалиях трудно говорить о долгосрочной стратегии, стоит держать «перед глазами» все этапы перехода к цифровой трансформации.
Сейчас решить проблему помогут продукты, которые используются в других промышленных отраслях для замещения импортных автоматизированных систем типа SAP.
2. Отсутствие специализированных устройств
Инновации в сфере сельского хозяйства сложны еще и потому, что рынку нужны не только цифровые сервисы и программное обеспечение (software), но и специальное оборудование, «железо» (hardware): беспилотники, дроны, датчики, сенсоры, автономная техника.
«Железо» всегда значительно сложнее и дороже в разработке, чем софт, а в случае с сельским хозяйством, которое не имеет аналогов в других отраслях — требует принципиально новых решений.
Создание специальных устройств — это сложно, дорого и рискованно.
Это главный барьер для вхождения в рынок частных инвесторов и предпринимателей.
В России есть кейсы создания подобных решений: например, беспилотники «Авакс», «Геоскан» и другие.
Решение проблемы — масштабирование производства таких устройств — лежит сразу в нескольких областях: от образовательных инициатив до субсидирования инновационных проектов со стороны государства.
3. Нехватка квалифицированных кадров
Эта проблема входит в тройку основных для АПК России. Отрасль не привлекает IT-специалистов: они с большей вероятностью пойдут работать в финтех, чем в архаичный и традиционный в понимании многих людей агросектор.
Если в США и странах Европы их доля от общего количества работников сельскохозяйственного сектора составляет до 4,5%, то у нас — 2,4%.
Чтобы решить проблему, необходимо перестраивать позиционирование отрасли и представление о ней в целом. Сейчас некоторые агрокомпании сотрудничают с вузами, создают собственные образовательные центры.
Например, Аграрный университет им. К. А. Тимирязева вместе с «Россельхозбанком» запустил «Школу фермера». А группа компаний «ЭФКО» (входит в топ-3 компаний АПК России) создала инновационный образовательный центр «Бирюч».
Сделать отрасль более привлекательной для IT-специалистов помогут тематические конференции про цифровизацию и технологии в AgroTech.
Компании могут инициировать хакатоны, конкурсы, работать с вузами и студентами через программы поддержки молодых кадров.
4. Низкая доля частных инвестиций
В России слабо выстроена связка «бизнес — наука — государство», необходимая для развития АПК. Ключевым инвестором продолжает оставаться государство.
С одной стороны, это открывает доступ ко льготным кредитам и программам развития сельского хозяйства.
С другой — субсидии от государства идут на определенные нужды, например на содержание животных или приобретение удобрений — добавить в статью расходов цифровизацию бывает сложно.
Низкая вовлеченность частных инвесторов в R&D в области АПК связана прежде всего с высокими рисками создания инновационных решений и недостаточно эффективной системой поддержки новых технологий в отрасли со стороны государства.
Мотивацией для стартапов и инвесторов могут послужить налоговые льготы, системы кредитования и образовательные проекты для участников рынка AgroTech.
Какие решения могут помочь российскому AgroTech?
- Чтобы решить проблему устаревшей инфраструктуры, компаниям стоит пересмотреть подход к цифровизации.
Конечно, в текущих реалиях это сделать трудно, но необходимо «держать руку на пульсе» и уже наметить этапы цифровой стратегии. -
Компании могут проводить больше тематических конференций про цифровизацию и технологии в AgroTech, чтобы сделать отрасль более привлекательной для разработчиков.
Это могут быть хакатоны, конкурсы и программы поддержки молодых кадров. -
Рынку нужны новые устройства вроде беспилотников «Авакс» и «Геоскан».
Ниша для стартапов и бизнеса свободна.
По подсчетам нашего аналитического центра, бюджеты компаний АПК на цифровизацию составляют 350–400 млрд рублей в год, тогда как в банковском секторе эта цифра достигает 1,6 трлн рублей.
Читайте также:
Импортозамещение в машиностроении: какие сегменты будут лидировать
От BioTech к TechBio: как меняется сфера биотехнологий
Очевидно, агропромышленный комплекс — не тот рынок, который способен быстро трансформироваться с точки зрения инноваций.
Но в текущих условиях именно он может меньше всего пострадать или даже выиграть за счет импортозамещения. Глобальный продовольственный кризис и необходимость в цифровых сервисах испытывают рынок и при этом ускоряют его модернизацию.
Внедрение инноваций в такой консервативной отрасли как АПК невозможно без вовлеченности бизнеса, государственной поддержки и научных разработок.
Именно синергия этих трех составляющих способна создать по-настоящему прорывные цифровые продукты.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- Пройти курс «Где взять деньги на бизнес»
- 1 Основатель iFarm планирует обанкротить российский бизнес по созданию умных городских ферм
- 2 Создатель игры «Веселая ферма» ликвидирует убыточные «Городские теплицы»
- 3 12 студенческих стартапов со всей России получили поддержку Россельхозбанка в рамках агрофинтех-акселератора
- 4 Сооснователь маркетплейса Flowwow запустил аграрный стартап для увеличения урожая
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025