«Алло! Кто это? Где вы взяли мой телефон?» – как прекратить «левые» звонки на свой номер

Иван Шкиря
Расскажите друзьям
Виктория Кравченко

Иван Шкиря, CEO компании Callibri, детально разбирает, что такое «грязный» номер телефона, откуда берутся «левые» звонки и что со всем этим делать. Поехали!

Что такое «чужие» звонки

Мы разобрали все случаи, которые встречались в работе нашего сервиса за последние 3 года, классифицировали их и разработали меры по предотвращению подобных ситуаций или хотя бы по снижению пагубных последствий.

Итак, в статье рассмотрим следующую природу возникновения чужих звонков:

  • Шлейф
  • Обратный звонок
  • Фрод
  • Ошибки
  • Коллекторы


1. Шлейф

По данным федеральной налоговой службы, на 1 сентября 2017 года в РФ создано 4 468 900 малых предприятий. А ликвидировано 5 614 977! И речь вовсе не о том, что малый бизнес вымирает. Нет, не в этой статье.

У 5,5 млн компаний были телефоны. Десятки миллионов телефонных номеров. И все они были отключены. И операторы никуда их не сдали, они их подключат следующим волнам предпринимателей, которые откроют свои бизнесы и снова закроют, и снова отключат номер.

Потом номера уйдут их последователям, а потом и их последователям. Так будет продолжаться до тех пор, пока мы не создадим условия, при которых малые предприятия не будут умирать как мухи. Но и это не тема этой статьи.

Речь о том, что все мы пользуемся номерами, которыми кто-то уже использовал до нас. Таким образом, мы вынуждены принимать звонки с того света, которые приходят в мертвые компании.

Закон о связи гласит, что оператор обязан выдерживать в «отстойнике» каждый номер 6 месяцев с момента отключения. Так откуда же звонки? Дело в том, что просушка номера в течение полугода никак не гарантирует отсутствие звонков.

Телефон может быть указан на визитках, в наружной рекламе, в рекламных проспектах, на футболках или в книгах, на худой конец. Поэтому пока все они не рассыпятся пухом, звонки будут поступать, и ничего с этим сделать не получится.

Как бороться

До покупки номера задать оператору (или продавцу) вопросы:

  1. Есть ли шлейф звонков от предыдущего владельца?
    После тирады о законе о связи и его кристальном выполнении, менеджеры некоторых операторов действительно могут посмотреть поступают ли звонки на номер. Но это большая удача, у абсолютного большинства операторов, с которыми мы сталкивались (а это больше сотни), такой возможности попросту нет. Поэтому задаем второй вопрос.
  2. Назовёте сам номер? (до его покупки)
    После этого вбиваем его в гугл и смотрим выдачу. Может оказаться, что он указан на нескольких десятков сайтов. Конечно, это не гарантирует того, что «чужие» звонки будут поступать, но сильно повышает шансы на это. Поэтому от номера лучше отказаться.
  3. Можно ли будет заменить номер, если будут чужие звонки, и если да, то в течение какого срока?
    Большинство операторов так не делают, так как продажа номера связана с огромной бумажной волокитой, но всё таки спросите. И если номер окажется «грязным» – меняйте его на новый. Поэтому, кстати, не указывайте новый номер в офлайновых источниках (визитках, книгах, рекламных материалах).

Бывают ситуации...

Когда номер уже куплен и поменять его нельзя, а шлейф от предыдущего владельца мешает. Вот что можно сделать:

  1. Прогуглить номер и найти очаги заражения. Часто это бывают справочники: Яндекс.Карты, 2ГИС, Tiu и прочие. Потратив несколько часов на обзвоны и написание официальных писем, число таких звонков можно свести к минимуму.
  2. Спрашивать при чужих звонках о том, где они взяли номер. Может оказаться, что он выложен кирпичом на фасаде здания и тогда от номера проще отказаться.
  3. Записать хорошее голосовое приветствие, в котором будет очевидно, что вы никак не связаны с предыдущим владельцем. Но это породит другую проблему – большое количество пропущенных. Ну, это в том случае, если вы их фиксируете. Большинство понятия не имеют, на какое количество звонков они не ответили.

2. Обратный звонок

Второй по популярности способ возникновения паразитных звонков – сервисы обратного звонка.

Любой человек может:

  • Вбить ваш номер в форму обратной связи на чужом сайте и к вам поступит звонок от этой компании. Вот и разбирайтесь, кто/кому/что должен продавать и кто/кому/зачем звонил.
  • Вбить чужой номер в форму обратной связи на вашем сайте и к вам поступит звонок от этого неизвестного, который будет в полном шоке говорить: «Зачем вы мне звоните? Кто вы такие? Я вас не знаю!».

Ситуация, думаю, понятна. Но в отличие от шлейфа, тут может быть 2 варианта контекста:

  1. Случайность – просто ошиблись при вбивании номера на сайте.
  2. Злой умысел. Этим могут заниматься ваши недоброжелатели того, чей телефон вбивают в форму.

Как бороться

  1. Надо выбирать сервисы обратного звонка, которые позволяют настраивать «кому первым уходит вызов: вам или клиенту».
  2. Надо указать, что вызов первым будем поступать вам. Да, в таком случае человек может не получить вызов за пресловутые 30, 26 или 18 секунд. Но на это нормальным людям всё равно, ведь нет никакого смысла брать трубку и слушать музыку. Клиент хочет получить консультацию, а не услышать свой рингтон. Поэтому, если ваша компания заботится о нервах своих клиентов, вы должны направлять в первую очередь в ваш отдел продаж и только после снятой трубки – в клиента.
  3. Сервис обратного звонка должен предупреждать ваш отдел продаж, что это обратный звонок голосовым уведомлением. Это позволит менеджеру быть во всеоружии, чтобы выполнить следующий пункт.
  4. Оператор должен начинать фразу с уточнения: «Обратный звонок заказывали?». Это снизит накал страстей и сразу позволит выявить «кривой звонок».
  5. Хорошо было бы, если в сервисе была бы кнопка «спам», позволяющая на программном уровне заблокировать номер, который не желает, чтобы ему названивали – его просто нельзя будет вбить в форму обратной связи.
  6. Отлично, если обратный звонок будет хранить базу данных хулиганов, собранную на основании нажатия на кнопку «спам» и блокировать их превентивно.

Кстати, возможен вариант, когда недоброжелатель вбивает номер вашего отдела продаж в формы обратного звонка на сотнях различных сайтов. И с этим, увы, ничего поделать нельзя. Придется обрабатывать.

3. Фрод

Фрод – распределенная атака на ваш телефонный номер. По сути, тот же DDoS, но на телефон. На телефон начинает поступать большое количество фантомных вызовов, что приводит к отключению телефона на уровне оператора. Оператор это делает потому, что в реальной жизни за каждый входящий звонок он получает деньги от оператора, с номера которого он пришел (16 копеек).

В случае фрод-атаки, номера, с которых поступают звонки – фиктивные, и никаких денег не будет. Получается, что оператор напрягается зря, потому он и отключается.

Кстати, если из-за фрода ваш телефон отключили – это не так страшно. Хорошо, если речь идет о номере 8800, так как в этом случае за звонки заплатите вы. И тут многие операторы специально отключают антифрод-защиту на номера 8800, чтобы срубить с клиентов побольше денег.

О противодействии читайте ниже.

Как бороться

  1. уточнить о наличии антифрода на уровне оператора.
  2. Если атака началась, осознать, что это осознанное и щедро оплаченное нападение на ваш бизнес. Тут не до игрушек, все серьезно.
  3. Иметь резервные номера телефонов от другого оператора, которые нигде особо не засвечены. Их надо быстро опубликовать и известить клиентов, чтобы не допустить остановку в обслуживании.
  4. Кстати, иногда фродом занимается не автоматическая система, а конкуренты-хулиганы с мобильных номеров с незарегистрированными официально симками. В таком случае их количество невелико (пара десятков) и оператор вас блокировать точно не будет. Но отдел продаж будет нагружен прилично. Тут надо иметь возможность быстрой блокировки подобных входящих номеров.

4. Ошибка

Каждый из нас получает на свой мобильный несколько «левых» звонков каждый месяц. Разумеется, это не фрод, так как звонков мало, и, конечно, не шлейф, потому что спрашивают то Юлю, то навоз в мешках. Это обычная ошибка.

Пример

У меня уже лет 6 как есть номер 228-25-28, и на него регулярно звонят люди с 2-мя запросами:

  • «Алло! Мегадента?». У них на сайте телефон 388-25-28. Казалось бы, 2 цифры отличаются, но 2-3 человека в месяц приходят ко мне.
  • «Ландшафт сделаете?». Это какая-то древняя контора по ландшафтному дизайну, насколько мне удалось узнать, давно закрывшаяся, видимо, владели номером до меня, но с десяток сайтов до сих пор их помнит.
  • «Участки продаете?». А это отличился один из уральских игроков на рынке загородной недвижимости. Они этот телефон даже в наружке печатали. Где они его взяли – ума не приложу.

Как видите, тут и шлейф (ландшафт), и ошибка человека со стороны звонящего (Мегадента), и ошибка человека со стороны публикующего (загородные поселки). 6 лет.

5. Коллекторы

Последний и один из самых неприятных вариантов. Когда ни с того ни с сего вам начинают названивать люди и выбивать долги, к которым вы отношения не имеете. Причем происходить это может как с личным телефоном, так и с офисным.

В реальности тут тоже есть 2 сценария:

  1. На стыке шлейфа и ошибки. Когда вы подключаете номер должника и в какой-то момент коллекторы, не зная о том, что номер не принадлежит старому владельцу, начинают вас бомбить. Тут проблема в том, что должники часто так и говорят: «Это не я, я недавно купил номер!».
  2. Атака. Есть предложения таких услуг в интернете – «сольем ваш номер коллекторам». Сами коллекторы в таких ситуациях оказываются такими же жертвами, как и вы. Ваш номер у них стоит напротив конкретного долга и их работа заключается в том, чтобы выбить его из вас.

Как бороться

Вот этот вопрос лежит в области юриспруденции, а не клиентского сервиса. Поэтому просто выясните, по чьему заказу работают коллекторы и напишите официальное письмо с требованием прекратить звонки и указанием того, что номер принадлежит вам на законных основаниях.

ИТОГ

Как видите, источников чужих звонков на номер много. В данной ситуации хуже всех приходится нам: компаниям, которые тесно связаны с телефонными переговорами, при этом во главу угла ставят клиентский сервис и чистоту телефонных номеров.

Грязные номера не дают возможности точно оценивать эффективность рекламных каналов. Вот что мы делаем чтобы этого не допустить:

  1. 2 недели дается старому клиенту на то, чтобы вернуть номер себе. Вдруг отключил по ошибке.
  2. После этого номер уходит в отстойник и находится там до тех пор, пока на него не перестанут поступать звонки. Это может быть неделя, а может и год.
  3. Когда на номер поступает 1 или 0 звонков в неделю, система считает его чистым и переводит в активный пул для подключения.
  4. Если клиент замечает шлейф чужих звонков в течение первых 2 недель использования – мы незамедлительно меняем номера на новые без выяснения причин.

Внимательный читатель спросит: зачем второй пункт, если есть первый. На то несколько причин:

  • Внимательный читатель уже понимает, что причин для левых звонков много. И даже если мы в них не виноваты – это не повод ломать клиенту статистику, ведь мы можем этого избежать, заменив номера на новые. Не наша вина – наша беда.
  • Случаются ситуации, когда клиенту необходимо больше номеров, чем у нас есть в «чистом пуле». Нам приходится заказывать их у операторов и подключать клиентам «с колес». В таких условиях у нас нет возможности проверить чистоту номеров. А как вы уже знаете по описанным выше пунктам, операторы не заботятся о чистоте номеров, поэтому подключают все подряд. По нашим меркам, в среднем 4-10% номеров оказываются грязными.

Материалы по теме:

«Дорогие инвесторы, не произносите вообще слово инновации» – Дмитрий Потапенко о резком увеличении налогов для бизнеса

Вас наняли на работу с помощью больших данных (правда или миф?)

Как построить бизнес в провинции и экспортировать российское оборудование в 16 стран мира

«Я хотел сделать свой дом умным, поэтому решил участвовать в хакатоне»

Булочка из «Волконского» или сосиска из соседнего магазина? Как мы открыли и закрыли кофейню


Самые актуальные новости - в Telegram-канале Rusbase


Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.


Telegram канал @rusbase