«За десять лет существования мы так и не воспользовались инвестициями»

Алексей Черепахин
Алексей Черепахин

Генеральный директор сервиса бронирования жилья Tvil.ru

Расскажите друзьям
Полина Константинова

Генеральный директор российского сервиса бронирования жилья Tvil.ru Алексей Черепахин поделился историей его создания и объяснил, почему отвергает предложения инвесторов, которые хотят вложиться в проект.

Изначально я хотел быть военным...

Мое детство и юность прошли в небольшом поселке Приютово. Семья жила небогато. Упорно работать я научился еще в ранней молодости, потому как понимал – окончив школу с хорошими результатами, я смогу поступить в престижный вуз самостоятельно, ведь денег на мое образование у родителей не было.

Так и вышло. Перебрав все варианты, я выбрал столичную военную академию – перспективное место, где курсантов снабжают всем необходимым для жизни. Так в 2000 году я попал в Москву: учился, подрабатывал репетиторством, а перед выпускным курсом внезапно осознал, что военное дело – не моя стезя: уволился из академии за год до защиты диплома, стал искать себя.


...потом стал агентом по недвижимости

После того как я бросил военную академию, стал заниматься репетиторством «за еду», вернее, за койко-место. Снимал бюджетное жилье, а платой были уроки по точным наукам с сыном хозяйки. Потом устроился агентом по недвижимости в ближайшей компании.

Логика была проста: «Работая в сфере недвижимости, будет проще приобрести квартиру». Первая моя сделка свершилась лишь спустя четыре месяца неоплачиваемого и усердного труда. Спустя четыре года я заработал авторитет и неоднократно становился лучшим агентом, однако, продолжал искать себя.


Неудачный отпуск подтолкнул к созданию проекта

Из недвижимости я ушел в 2008 году. Решил, что хочу заняться своим делом. Создать портал для путешественников по России я решил после очередного неудачного заселения в прибрежный отель.

Обман туристов, несоответствие требований и условий оплаты, абсолютное отсутствие всяких гарантий – таким мне виделся рынок посуточного жилья. Так оно, собственно, и было, если говорить о бюджетных вариантах.

Из очередного отпуска я возвратился домой с идеей организовать сервис, который поможет подобрать проверенные гостиницы и дома. Я представлял себе сайт с массой полезной информации для туристов и отдельным разделом посуточного жилья. Продвигать проект было решено через социальные сети. Тогда особой популярностью пользовались «Одноклассники»: я создал группу, выложил пост-приветствие и понеслось.


Я был готов к сложностям, но не к таким

То, что, как мне казалось, должно было реализоваться за полгода, растянулось на несколько лет. Сам сайт запустился достаточно скоро, потребовав от нас немалых вложений – финансовых и моральных. Но это оказалось не самой сложной задачей. Он держался на объявлениях, которые мы заливали лично, и не работал в полной мере.

Алексей Черепахин

На тот момент мы с супругой Оксаной уже продали свою квартиру и переехали в съемную, где и происходила вся рабочая деятельность. С 2008 по 2011 год я посвятил себя изучению принципов работы в интернете и старался максимально погрузиться в то, чем хочу заниматься, чтобы понимать, как это должно функционировать. У меня были хорошие учителя в виде недобросовестных программистов, и в итоге я понял, что прежде чем делегировать полномочия, нужно разобраться в механизме.


Почему мы отказываемся от инвестиций

Летом 2011 года мы открыли первый офис в Уфе и стали набирать коллектив. На протяжении года двенадцать человек работали над сайтом, в итоге он обрел популярность и привлек интерес инвесторов. Все предложения проспонсировать проект я отвергал и отвергаю по сей день.

За десять лет существования мы так и не воспользовались инвестициями. Считаю, что подобные вложения требуют огромной ответственности, а фонды нередко больше мешают, чем помогают.

Помню, в 2012 году нами заинтересовался один крупный спонсор, мы с ним встретились, обговорили детали и остались довольны друг другом. Я заполнил кипы бумаг баснословных размеров и отказал ему в последний момент. Внезапно пришло осознание, что эти миллионы не понадобятся, так как у нас еще недостаточно опыта. На тот момент едва была запущена бизнес-модель бронирования, и она откровенно не желала приживаться: за два месяца при трафике около 15 тысяч человек в день было всего 100 броней. Тогда было принято тяжелое решение – закрыть компанию и распустить всех сотрудников.


Как мы решили открыть офис в Москве

Мы распустили коллектив, но проект жил, и осталась пустота. На протяжении десяти месяцев работал только сайт, и это не приносило удовольствия. Собравшись с силами, мы поставили на кон все, что было, и вновь открыли офис, но уже в Москве.

Тогда я решил, что реализовать задуманное удастся только в столице – развивающемся городе, где есть все условия для бизнеса. И не прогадал! С этого времени компания активно развивается и крепко стоит на ногах.

Cегодня у нашей компании три офиса – в Москве, Ялте и Краснодаре, а также десятки профессионалов, десятки тысяч проверенных владельцев и тысячи объявлений посуточного жилья. Из доски объявлений сайт превратился в сервис бронирования – надежный, узнаваемый и популярный. Этому предшествовали годы упорного труда, всевозможные тренинги и курсы, полуфинал конкурса стартапов, тонны прочитанной бизнес-литературы.


На прибыль мы вышли только 4 года назад

На прибыль компания вышла лишь в 2014 году, но не это первостепенная цель. Создавая свой сервис, я и не рассчитывал на выгоду, первоначальной миссией было принести пользу людям, создать удобный и надежный сайт по поиску жилья на время отдыха.

Как и туристу, мне хотелось знать, что получу именно ту услугу и те условия, за которые заплатил, а как автору проекта – быть нужным. Все казалось таким элементарным, хотя на практике идеи то и дело разбивались о стену непонимания туристов и владельцев жилья, привыкших устанавливать правила и не желающих подстраиваться под наши минимальные условия.


Люди долго не осознавали полезность сервиса

Главной проблемой при развитии сайта оказалась невозможность выстроить конструктивный диалог между людьми. Владельцы не желали делиться процентом от прибыли и всячески старались обходить систему, завуалированно писали номер телефона в объявлении, что-то вроде: «Восемь котят, девять щенят и восемнадцать утят гуляли по трем лужайкам и встретили десять бабочек…».

Туристы велись на шарады арендодателей, звонили им, переводили деньги на карту владельцам и в результате получали лачугу вместо описанных хором. Люди, сдающие жилье, долго не могли прийти к осознанию, что мы полезны. Те, кто доверились нам в свое время, значительно расширили аудиторию и увеличили посещаемость – с такими владельцами мы сотрудничаем годами, доверяя друг другу.


О сложностях работы с владельцами жилья и туристами

С туристами дела обстояли ничуть не проще. Многие отказывались вносить предоплату через сайт, им было удобнее отправить деньги на карту неизвестному человеку, чем довериться нам. Они всячески обходили сервис, отыскивая номер владельца в сети. Нередко натыкались на недобросовестных арендодателей, а дальше все банально – обман и обиды. Другая проблема – завышенные требования. Люди считают, что, если они платят деньги, то мы обязаны информационно сопровождать их от поиска жилья до крайнего дня аренды. Поступали жалобы на несоответствие описания, заявленного на сайте.

Мы искренне старались охватить все и проверять каждый объект, но не успевали физически. Нам требовалась помощь владельцев – им достаточно было просто регулярно обновлять информацию и отслеживать заявки, а нам – проверять сотни объявлений.

Такая же трудность возникла и с фотографиями: чтобы устранить объявления с размытыми снимками годовой давности, мы организовали фотосъемку объектов по городам, но и тут прогадали: туристам эти фотографии казались слишком хорошими, и доверие пропадало.


Мы обучаем владельцев следить за своими аккаунтами

Изначально проект задумывался как социальная сеть для туристов, но, попробовав, мы поняли, что подобная социальная сеть никому не нужна, и сконцентрировались на направлении посуточной аренды. Потребовался не один год, чтобы изменить систему рынка посуточной аренды и приучить владельцев добросовестно вести свой аккаунт, обновлять цены и строго следить за календарем занятости.

Алексей Черепахин

Мы продолжаем заниматься этим и сегодня, подбадриваем владельцев и побуждаем «ухаживать» за своими объявлениями. Регулярно мы проводим для них обучающие вебинары и помогаем с ведением страниц.


Почему мы выбрали такое название

Первоначально мы развивали 2 направления: сервис поиска посуточного жилья «Tvil.ru» и для его продвижения делали социальную сеть для туристов «Дикарями.ру». Но позже было принято решение сосредоточиться только на сервисе. Мне казалось, «Tvil.ru» – это подходящее название для онлайн-ресурса: короткое, броское, запоминающееся. Вообще, твил – это материал, как лен или шелк, он используется для постельного белья.

Путешествуя по дешевым гостиницам Черноморского побережья, мы сталкивались со старыми застиранными простынями, поэтому возили постельное с собой. После слово стало ассоциироваться с чем-то уютным и домашним. Некоторые считают, что «tvil» – сокращение от «travel», и нас эта версия вполне устраивает.

Коралловый домик в логотипе тоже появился сам собой, со временем приобретя букву «Т» внутри, смягчив контур и изменив агрессивный красный на более приглушенный оттенок.


Кто наша аудитория

С начала появления сервиса и по настоящее время наша основная аудитория – женщины, это не было продуманной стратегией, просто так вышло. Зачастую жилье бронируют для семейных поездок, а организационными моментами, как известно, занимаются дамы.

Проходят через нас брони и на деловые поездки, но гендерные показатели при этом не меняются. Регулярно мы проводим исследования, и они неизменно показывают соотношение бронирующих на сайте туристов: 70% женщин и 30% мужчин.


Были моменты, когда хотелось все бросить

У меня нередко спрашивают, как бы я выстраивал бизнес, если бы вернулся в прошлое с наработанной базой знаний и навыков. Не задумываясь, отвечаю, что точно так же. За это время взлетов и падений я приобрел опыт, который показал, что мы выбрали верное направление.

Да, были моменты, когда хотелось все бросить, но я брал себя в руки и продолжал пробивать эту стену недоверия и непонимания. Мотивацией стало стремление и уверенность, что все получится. Мы сфокусированы на качестве, а не на количестве – это наше главное преимущество.


Я намерен продолжать улучшать сервис

Весь пройденный путь – только две трети той цели, которую хотелось бы достичь. Сегодня мы продолжаем совершенствоваться, приобщаем современные инструменты, привлекаем партнеров, используем мультивалютность, обращаемся к мультиязычности. В планах – расширить границы, подключить новые регионы и вырасти, как минимум, в десять раз за ближайшие пять лет.

С каждым днем компания становится больше словно снежный ком. Но, если сначала мы катили «снежок» по прямой, натыкаясь на камни и ветки, то сейчас – это шар внушительных размеров, способный катиться сам, набирая обороты, ему нужно лишь дать направление.


Материалы по теме:

Актуальные материалы — в Telegram-канале @Rusbase

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter


Комментарии

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии и получить доступ к Pipeline — социальной сети, соединяющей стартапы и инвесторов.
NVIDIA Meetup по теме искусственного интеллекта
24 июля 2018
Ещё события


Telegram канал @rusbase