Top.Mail.Ru
Колонки

Что такое «доставка без перетарки»?

Колонки
Максим Чепов
Максим Чепов

Генеральный директор ООО «РФК Групп»

Максим Чепов

Максим Чепов, генеральный директор ООО «РФК Групп», на примере перевозок из Китая рассказывает, что такое «доставка без перетарки» и почему ей нужно пользоваться.

Что такое «доставка без перетарки»?

При доставке груза из Китая в Россию некоторые перевозчики настаивают на перетарке. Обычно это бывает в одном из следующих случаев:

  • если нужно разделить крупный груз на множество мелких и развезти их в разные регионы страны;
  • если перевозчик (собственник контейнера) требует освободить его контейнер на определенном складе (например, в порту прибытия) или терминале и переместить грузы в другой транспорт.

О минусах перетарки хорошо знают люди, которые пробовали возить из Китая хрупкие грузы — электронику, посуду, лампы, санфаянс, зеркала. В таких случаях дорогостоящие товары нередко ломаются, притом чаще всего это происходит не при перевозке, а именно при обработке. Перетарка повышает риски и финансовые затраты и при доставке грузов, которые непросто разбить.

Согласно статистике, отказ от перетарки снижает риски и расходы в среднем на 15-20%. И, напротив, чем больше таких процедур проходит груз, тем выше вероятность кражи.

Как выполняется перетарка?

  1. Все пломбы вскрывают.
  2. Грузы переносят и пересчитывают. При этом нужно сверить количество и вес предметов с данными, указанными в документах.
  3. После этого товары упаковывают, грузят, ставят пломбы.

По требованию собственника специалисты должны предоставить документацию, доказывающую, что они неусыпно контролировали каждый этап.

Естественно, все эти действия снижают скорость доставки и повышают расходы. Приходится оплачивать новые пломбы, упаковку, услуги грузчиков. Но еще неприятнее тот факт, что перетарка повышает риск кражи. Не спасают ни документы, ни видеонаблюдение — мошенники с легкостью обманывают систему.

Главные факторы риска

Чем больше перевалочных пунктов приходится пройти грузу, тем выше риск. Каковы его основные причины?

  • Некоторые предметы могут украсть или «взять попользоваться». Нередки ситуации, когда новенький товар превращается в поврежденный еще до того, как покинет склад отправителя.
  • Грузчики бывают неаккуратны, особенно если им приходится быстро перемещать большое количество предметов, а времени на бережную переноску нет. Часть вещей они могут потерять или сломать.
  • Не на всех перевалочных пунктах есть возможность проконтролировать действия сотрудников. Эта проблема особенно актуальна при сухопутной перевозке через Харбин или Маньчжурию.
  • Если планируется несколько перевалок, а груз доставляют не в опломбированном контейнере, нужно заказать максимально прочную упаковку, а для хрупких предметов сделать обрешетку. Это снизит риски, но вместе с тем увеличит расходы на перевозку в 1,5-2 раза.

Каждая перетарка — это дополнительные затраты для владельца груза. Об этом обязательно нужно помнить при выборе маршрута и способа перевозки.

Два варианта перевозки

Как избежать лишних расходов и уберечь товары? Нужно заранее уточнить, как будет организована перевозка, и выбрать транспортировку в контейнерах, желательно без перетарки. 

Транспортные компании предлагают два основных варианта доставки в контейнерах, и выгода при их использовании неодинакова.

Первый способ сейчас широко распространен. Если говорить о перевозке из Китая, то тут предполагается вначале отправка в один из российских портов, где груз сначала перемещают на склад для временного хранения и обработки, затем перегружают в автомобиль или вагон, доставляют в пункт назначения и снова отправляют на склад. После этого клиент либо забирает груз самовывозом, либо ждет, пока его доставят по нужному адресу. Теоретически так можно перевозить любые промышленные товары, но на практике хрупкие грузы легко повредить во время постоянных перемещений.

Второй способ сейчас набирает популярность. Его главное преимущество: грузы помещают в контейнер, а затем доставляют из Китая в Россию без перетарок и перевалок. Контейнер не вскрывают на промежуточных пунктах — только переставляют на железнодорожную или автомобильную платформу. После приезда в пункт назначения грузы сразу развозят по складам заказчиков.

Второй вариант дешевле, удобнее и безопаснее. Он подходит для грузов из хрупких материалов (стекло, сантехника), электронных приборов, а также для других товаров, перевозка которых требует особой осторожности. 

Столько плюсов, но почему не все этим пользуются?

Наличие или отсутствие перетарки часто связано с количеством звеньев в цепочке. Многие перевозчики предлагают сервис сборных грузов «на одном плече», то есть доставку одним видом транспорта. Например, из порта Китая в порт в России (Владивосток или Санкт-Петербург).

Также есть много компаний, которые предлагают сервис доставки сборных грузов по железной дороге, например, с ж/д станции во Владивостоке до ж/д станции в Москве. Это обусловлено тем, что проще организовать отправки сборных грузов, используя один вид транспорта. Рынок получается шире.

Получается, чтобы доставить товар из Китая в Москву, нужно обратиться к двум вышеупомянутым компаниям и сделать перетарку в месте «стыковки» двух видов транспорта, то есть в перевалочном пункте, скажем, в порту Владивосток. Такой бизнес очень легко начать как логисту-надомнику, так и крупной экспедиторской компании, которая решила попробовать себя в новом направлении. Отсюда великое множество предложений этого сервиса, но... с перетаркой/перегрузом.

Чтобы сделать доставку без перегруза из Китая в Москву, нужно миновать компании, работающие «на одном плече» и отгружать целые контейнеры, но затаривая их товарами от разных клиентов. Клиентов должно быть сразу много, чтобы отгружать сборные контейнеры на постоянной основе.

Но никто не любит ждать — и клиенты не будут ждать, пока контейнеры загрузятся полностью, уйдут к конкурентам. Поэтому при падении спроса (снижении заказов) компания, организовавшая сервис, остается перед выбором: либо отправлять полупустые контейнеры (зачастую себе в убыток), либо терять клиентов. А чем больше теряешь клиентов, тем меньшим объемом товара можешь загрузить следующий контейнер. Как результат, разориться можно очень быстро. А чтобы начать, зачастую приходится работать сначала в убыток. Не все на это готовы пойти. Хотя преимущества для бизнеса на поверхности.

Можно объяснить малое число предложений по доставке без перетарки и с экономической точки зрения. У сервиса с перегрузом есть только переменные издержки (постоянных почти нет), так как составные части перекупаются у других компаний, и вы, по сути, лишний посредник (лишнее звено). Зато, если нет клиентов, то нет заказов, нет издержек. В минус уйти сложно.

У сервисов без перегруза, наоборот, идут в основном постоянные издержки, которые не зависят от количества заказов. Таким образом, есть минимальный порог заказов, который выводит схему в плюс (точка безубыточности). Если этого минимальный порог не набираешь, то будешь постоянно в минусе.

Как итог: схема без перетарки и перевалки гораздо более рискованна, поэтому большинство предпочитает работать по принципу покупки-продажи чужих услуг.


Материалы по теме:

Какие технологии в логистике используют Amazon, DHL, Alibaba и другие гиганты

Искусство говорить и ничего не сказать: учимся общаться у правительства Китая

Эти советы помогут выбрать перевозчика из Китая

5 поводов запустить курьерский бизнес для e-commerce

Фото на обложке: Shutterstock.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Сбой в работе СДЭК — невозможно посмотреть статус отправлений
  2. 2 Торговля с Индией: как наладить поставки в 2024 году
  3. 3 Тренд на эффективные коммуникации в логистике: почему важно держать клиента в курсе доставки
  4. 4 В 2024 году объемы белой доставки из Китая превысят карго: цифровой рубль, «Честный знак» и еще пять предпосылок
  5. 5 Топливный кризис — как работать? Опыт транспортной компании