За четыре месяца в инкубаторе Admitad Projects запустили шесть проектов и «убили» 34. Таких результатов добились благодаря четко выстроенной схеме работы. Как она устроена, рассказал сооснователь Admitad и руководитель инвестиционного фонда Admitad Invest Максим Волохов.
У нас всегда было вдоволь идей. Чтобы их проверять, мы создали Admitad Projects — внутренний инкубатор. Задача инкубатора — делать самостоятельные, прибыльные и сочетающиеся с основным бизнесом проекты. Нынешняя схема работы сформировалась методом проб и ошибок; текущую версию инкубатора мы запустили в феврале 2019-го.
Каждая идея в инкубаторе проходит четыре этапа — оценку, исследование, запуск, масштабирование. Следующий период дольше, глубже и дороже предыдущего — если что-то идет не так, мы без страха хороним идеи.
Главный принцип — проверять и создавать проекты любыми методами, не привлекая разработку. Мы быстро понимаем, кто клиент, какие у бизнеса узкие места, где не хватает экспертизы, насколько продукт нужен рынку. А разработку пускаем, только когда проект уже не может двигаться дальше — за счет этого критически снижаем затраты времени и денег на проект.
Логично было бы возразить, что с таким подходом падает качество проектов. По факту — нет: когда начинается разработка, мы уже знаем, что именно нужно людям, на что обратить внимание, а на что не стоит тратить силы.
Оцениваем
Все свежие идеи проходят быстрый скоринг:
- сколько на ней можно заработать;
- как сложно ее сделать;
- насколько она релевантна Admitad.
Баллы расставляем интуитивно: на этом этапе точность не важна, а порядок цифр всегда интуитивно понятен. Соответственно, ставим три оценки. На основании итогового балла гипотеза занимает место в списке идей — лучшие сверху, худшие снизу.
Исследуем
Продакт-менеджер инкубатора берет идею и проходит 10 этапов.
- Разбор бизнес-модели в специальном формате
- Расчет юнит-экономики и бизнес-модели
- Поиск аналогов и конкурентов
- Анализ аналогов и конкурентов с точки зрения рынка венчурных инвестиций
- Изучение поисковой выдачи по главным целевым запросам в «Яндексе» и Google
- Анализ бизнес-модели на сбалансированность по концепции S.P.A.C.E
- Изучение статистики поисковиков по целевым запросам
- Изучение трендов Google по целевым запросам
- Изучение офферов в целевых категориях CPA-сетей
- Интервью эксперта как «второе мнение» и/или customer development
В месяц прорабатывается около 30 идей. Продакт-менеджеры презентуют расчеты руководителям инкубатора — в результате остаются два-три проекта, которые можно тестировать на рынке.
Запускаем
Если результаты исследования показывают, что идея стоит тестирования на рынке, за проект берется продакт-менеджер. Ключевое здесь — желание продакта и его экспертиза, то есть он сам выбирает, назначений и указаний нет. Если ясно, что понадобятся специфические знания и умения, приглашаем человека из рынка. У нас он получает достойную зарплату и долю — обычно около 10-20% — и отсутствие бюрократии.
На запуске продакт проходит около 10 шагов. Например:
- тестирует на потребителях,
- подтверждает ценность,
- зарабатывает первые деньги,
- создает прототип,
- начинает формировать команду.
Длится каждый шаг по-разному — некоторые тестируются всего неделю, другие — месяц и больше. Для ускорения даем бэкофис — продажников, дизайнеров, рекламщиков, продуктовых, технических, инвестиционных консультантов, HR, юристов.
Разработку привлекаем, только если проект не может без нее двигаться дальше. За счет этого у нас критически снижаются затраты на проект, а скорость экспериментов возрастает в разы.
Сейчас на этом этапе около 15 проектов. Еще восемь проектов подтвердили ценность продукта первыми продажами. Если проект не выживает, продакт-менеджер возвращается в начало, берет новую идею.
Масштабируем
Если проект доказал рыночную ценность идеи, он выходит на инвестиционный комитет. Туда входят руководители инкубатора и несколько человек из самого Admitad для свежего взгляда. Если все хорошо, проект получает 300 тысяч долларов инвестиций (сумма может меняться в зависимости от потребностей проекта) и уходит масштабироваться.
На этом этапе проект становится намного более зрелым: достраивается разработка, добирается команда. Перед стартапом ставятся десять новых квестов для быстрого роста.
Результаты
- Раньше, грубо говоря, за миллион долларов проверяли три идеи — теперь проверяем 300.
- Научились доводить проект до проверки рынком за шесть недель.
- В две идеи инвестировали, четыре проверили рынком, 34 похоронили.
- Собрали команду инкубатора и наладили ее работу. Сейчас инкубатор автономен — сам рекрутирует продактов, запускает и развивает проекты.
- Избавились от бесперспективных проектов, которые родились в предыдущие годы.
Если все хорошо, через 6-18 месяцев проект снова выходит на инвест-комитет и уходит под курирование фонда Admitad Invest. Тот может вывести его на венчурный рынок за дополнительным финансированием, довести до IPO/M&A.
Материалы по теме:
Как работают два главных стартап-инкубатора Китая
Куда идти стартапам в регионах
Стартап-разбор: как превратить идею в стартап
Зачем баскетбольной команде открывать инкубатор IT-стартапов?
Фото на обложке: архив компании
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025