Колонки

Импортозамещение с человеческим лицом: как перейти на российские системы бизнес-аналитики?

Колонки
Андрей Бушуев
Андрей Бушуев

Основатель и CEO компании A17

Алина Алещенко

Весна 2022 года ознаменовалась массовым исходом с российского рынка крупнейших иностранных поставщиков программного обеспечения (ПО). Многие компании встали перед серьёзной дилеммой: искать обходные пути и продолжать использовать привычный софт, рискуя стабильностью своей работы, или переходить на отечественное ПО, перестраивая все корпоративные процессы под локальных разработчиков.

Одна из немногих областей, где импортозамещение уже успешно происходит, — бизнес-аналитика (BI). О доступных решениях, ключевых подходах при миграции компаний на российские системы бизнес-аналитики рассказал Андрей Бушуев, основатель и CEO компании A17 Technologies, разработчик аналитических систем, специалист по анализу данных для бизнеса, эксперт в бизнес-аналитике и управлении данными.

Импортозамещение с человеческим лицом: как перейти на российские системы бизнес-аналитики?

Рост интереса к системам бизнес-аналитики, которые помогают принимать верные управленческие решения на основе больших данных, наблюдается последние 3-4 года. Ну, а резко изменившиеся внешние условия весны этого года, глобальная неопределённость, появление новых рисков, слом устоявшихся логистических цепочек усилили спрос на услуги бизнес-аналитики практически до небес.

Всё бы ничего, но одновременно с этим российским компаниям стали недоступны многие BI-решения зарубежных поставщиков. Бизнес столкнулся с серьёзными вызовами.

Причём максимально сложная ситуация сложилась как раз у крупных компаний. С одной стороны, они располагают разветвлённой корпоративной ИТ-структурой. С другой — имеют большое количество контрагентов, подрядчиков и клиентов, в том числе за рубежом. Отказаться от привычных программных продуктов за пару месяцев для них оказалось технически невозможно.

А вот предприятия малого и среднего бизнеса оказались в более выигрышном положении. В силу небольшого масштаба и не столь сложных задач, которые возлагались на ИТ-инфраструктуру, они уже смогли перевести до 80% своей операционной деятельности на софт отечественных разработчиков.

Исторически сложилось, что доля импортного ПО на российских предприятиях всегда была очень высокой. Внедрение многих ИТ-систем происходило в то время, когда на рынке не было отечественных аналогов.

Кроме того, одним из требований публичности и международного признания было как раз использование программных продуктов крупнейших транснациональных корпораций. В противном случае предприятие не могло рассчитывать на высокую оценку рейтинговых агентств, а это затрудняло внешнеторговую деятельность.

Компании, ориентированные на внутренний рынок, также делали ставку на зарубежный софт, потому что он был более популярен и им пользовались практически все на рынке.

Популярность иностранного ПО была также связана с высоким качеством (продукты IBM для аналитики и отчётности разрабатываются десятилетиями), повсеместной доступностью на рынке (многие интеграторы могли одновременно предложить услуги внедрения) и с имиджем: импортное — значит гарантированно хорошее.

 

Российские BI-решения: из чего выбирать?

Если говорить про рынок отечественных BI-инструментов, то сейчас он наполнен на удивление качественными продуктами. Более того, заказчикам есть из чего выбирать. Многие компании, оказывающие услуги по внедрению аналитических решений, начали разрабатывать собственные пакеты с уровнем локализации, приближающимся к ста процентам.

Раньше выбор ИТ-подрядчика означал выбор конкретного BI-инструмента, и наоборот. Теперь же многие разработчики выводят свои продукты за контур сервисной компании, помогая другим интеграторам охватывать рынок.

Отличительной особенностью современных отечественных BI-систем является наличие инструментов с возможностью управления жизненным циклом данных и их версионированием.


Читайте по теме:

Бизнес-аналитик: кто такой и в чем специфика работы?

Банковская бизнес-аналитика без розовых очков: как узнать, окупится ли внедрение аналитического ПО


Это в совокупности с инструментами обратной связи для пользователей позволяет квалифицировать отечественные системы не только как инструменты класса BI, а в том числе BI + DSS (системы поддержки принятий решений). Важно отметить, что такой функциональностью обладают единичные зарубежные пакеты.

Лучше всего среди отечественного аналитического ПО развит сегмент для среднего и крупного бизнеса, также отлично подходящий для органов власти. Это не случайно, так как именно это направление разработки всегда было наиболее сильно обеспечено бюджетом на ИТ и фактически определяло требования к развивающимся BI-инструментам.

Поэтому импортозамещение по сценарию «От не очень свежей и дорогой импортной корпоративной BI-системы к новой отечественной» наиболее предпочтительно как для бизнеса в целом, так и для ИТ-службы в частности.

Среди наиболее качественных примеров отечественных решений для бизнес-аналитики, которыми уже пользуются различные предприятия, стоит отметить «Триафлай», «Дельта BI», Visiology, Polymatica и «Модус BI».

 

С чего начать миграцию: пошаговая инструкция

Главный драйвер импортозамещения в бизнесе — ограничения. Опыт работы с BI-проектами показывает, что переход на отечественное наиболее чувствителен для тех компаний, которые годами развивали собственную систему анализа данных и отчётности на базе решений иностранного вендора. Сейчас они оказались у него в заложниках.

Большая часть предприятий уже работает над диверсификацией и постепенной миграцией на сервисы отечественных разработчиков или открытое ПО. В общем случае этот процесс можно разделить на шесть основных этапов.

  • Шаг первый — оценить риски использования импортного ПО под ограничениями.
  • Шаг второй — сравнить доступные аналоги от российских разработчиков по функциям, скорости внедрения и бюджету.
  • Шаг третий — соотнести аналоги со стратегией развития ИТ в компании.
  • Шаг четвёртый — выделить бюджет на проект миграции.
  • Шаг пятый — определиться с подрядчиком и поставщиком лицензий.
  • Шаг шестой — инициировать проект.

Длительность таких проектов варьируется от трёх месяцев до полутора лет, в зависимости от сложности уже реализованной системы, количества и качества данных.

 

Пример

Крупная девелоперская компания, существующая на рынке более 20 лет, использовала продукты Oracle — облачные и on-premise. Бюджет на внедрение и развитие собственной аналитической системы составил около $9 млн.

ИТ-директором принято решение о миграции баз данных, отчётов и аналитического интерфейса на отечественную BI-систему, разрабатываемую с середины 2000-х и имеющую развитые функции по управлению данными. Система управления базами данных, выбранная для использования в замещающей системе, — бесплатно распространяемая PostgreSQL (существует российский аналог — PostgresPro).

Бюджет на проект внедрения и миграции — $350 тыс. при длительности трёх фаз проекта по 5 месяцев. Приобретение бессрочных лицензий отечественной системы позволяет начать экономить на стоимости лицензий уже на третий год по сравнению с Oracle.

 

Импортозамещение своими силами

Но не все компании пользуются дорогими продуктами больших брендов. Так, в России очень распространён продукт Power BI от Microsoft. Для него характерен очень низкий порог входа. До недавнего времени одна лицензия стоила около 700 рублей в месяц, а приложение для рабочих станций можно было скачать бесплатно и экспериментировать с ним без ограничений.

При этом отечественного решения, способного конкурировать с этим ПО по простоте использования, стоимости и скорости внедрения, просто не существует.

Поэтому компании, не располагающие десятками миллионов рублей ИТ-бюджета на внедрение многофункциональной и развитой отечественной BI-системы, обращаются к рынку с запросом — создать аналитику как конструктор из отдельных блоков свободно распространяемого ПО (open source).

Хочется верить, это временное решение и скоро спрос приведет к появлению адекватного предложения со стороны отечественных разработчиков.

 

Пример

Зрелое диджитал-агентство маркетинга с более чем 200 клиентами активно использовало MS Power BI, облачную версию Microsoft SQL Server и Integration Services. Отчётами о маркетинговых кампаниях пользуются не только сотрудники, но и клиенты компании. По этой причине продолжать использовать Power BI — это риск вдвойне.

После написания краткого технического задания и сравнения предложений интеграторов стало понятно, что многие предлагаемые инструменты избыточны по функционалу, дороги и совсем не оптимизированы под данные такой цифровой отрасли как интернет-маркетинг: нет готовых адаптеров к источникам данным, моделей и метрик.

Один из руководителей компании, отвечающий за разработку новых сервисов/продуктов, а также за оптимизацию производительности производства (CTO компании), принял решение строить собственную уникальную систему на базе открытого ПО. При этом аналитический интерфейс был разработан с нуля, с использованием бесплатных библиотек и с учётом детальных требований к логике, структуре каталога показателей и отчётам.


Читайте также: 3 совета от практика: как перейти на российское ПО и повысить качество разработки


В качестве ядра использован открытый компонент — разработка российской команды. Для баз данных использовались PostgreSQL и Hadoop. Адаптеры для сбора данных были разработаны с нуля на языке программирования Python. Кроме того, были использованы другие компоненты экосистемы Apache.

В результате решение позволило компании избавиться от необходимости платить за лицензии Microsoft, сведя расходы на ПО к их аналитической системе до нуля. Кроме того, удалось предусмотреть переход к работе с большими данными, без которого диджитал-агентство с трудом продолжило бы конкурировать с новыми и высоко цифровыми игроками рынка.

 

Релокация вместо импортозамещения

Бывает так, что на этапе поиска вариантов для миграции выясняется, что отечественных альтернатив нет, а создание собственных инструментов на базе открытого ПО экономически нецелесообразно.

 

Пример

Крупный импортер сельскохозяйственной техники и комплектующих на протяжении трёх лет инвестировал в аналитическую систему типа Data Lake. Его облачная система использует подписку Microsoft Azure. Бюджет на этот проект с учётом подсистемы управления изменениями составил около $300 тыс.

Оставшись без возможности докупать ресурсы и лицензии, руководство приняло решение зарегистрировать компанию в другой юрисдикции, заключить контракты с местными партнерами Microsoft и мигрировать все результаты разработки на новые облачные ресурсы. Без учёта затрат на правовое сопровождение, такой выход из под ограничений будет стоить компании около $90 тыс. и займёт три месяца.

Этот пример по своей сути — отказ от импортозамещения. Он не так уж сильно снижает риски, но имеет определённые плюсы для самой компании.

  • Во-первых, миграция на аналогичную среду Microsoft Azure технически наиболее проста и может быть выполнена практически без прерывания сервиса.
  • Во-вторых, такой проект значительно дешевле миграции на аналогичный по функционалу пакет открытого ПО Apache примерно в два раза.
  • В-третьих, выбор подходящего пакета отечественного производителя означал бы внедрение системы заново с бюджетом от $300 тыс. до $500 тыс. и сроком 14-16 месяцев.

 

Что дальше?

Примеры участников рынка говорят о том, что какого-то единого решения для импортозамещения в BI не существует. Каждая компания уникальна и любой кейс миграции и поиска альтернатив должен быть просчитан заранее.

Одно можно сказать точно — переход на отечественный софт для многих российских компаний ускорился весной 2022 года. Всё большее число предпринимателей, владельцев бизнеса идут по этому пути.

Из-за ухода крупных западных компаний с рынка и роста стоимости иностранного софта особенно сложная ситуация сложилась в нишевых сферах, в которых исторически были сильны как раз зарубежные разработчики, например, в части системного ПО, систем виртуализации и интеграционных пакетов. Тем не менее, темпы роста отечественной разработки помогают исправить ситуацию.

Все сервисы и компании, связанные с релокацией, на одной карте

Важно отметить, что для российских разработчиков импортозамещение — это шанс занять выгодные позиции и предложить продукт не только госучреждениям, но и коммерческим компаниям.

Наш опыт показывает, что часто ИТ-департаменты не только расстроены необходимостью запуска сложных и рискованных проектов импортозамещения, но и рады им. Ведь это отличная возможность навести порядок, оптимизировать архитектуру под новые требования бизнеса, избавиться от ненужного наследия, появившегося в за многие годы (не всегда системного) развития собственной системы анализа данных.

В результате этот процесс способен заменить ПО на самое современное и выйти компании на новый цифровой уровень.


Фото на обложке: Shutterstock / nepool

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе последних новостей и событий!

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Импортозамещение солверов: как оптимизировать логистику, HR и производство после ухода с рынка иностранных гигантов
  2. 2 100 стартапов, которые разрабатывают open source аналоги известных SaaS-сервисов
  3. 3 «Подслушивает ли умная колонка? Все может быть». Михаил Бурцев — о голосовых помощниках и будущем разговорного ИИ
  4. 4 Одна голова хорошо, а миллион — лучше. Что дает миру open source
  5. 5 Что такое платформы анализа данных и нужно ли их внедрять
Relocation Map
Интерактивный гид по сервисам и компаниям, связанным с релокацией
Перейти