Колонки

3 совета от практика: как перейти на российское ПО и повысить качество разработки

Колонки
Матвей Ульянычев
Матвей Ульянычев

Директор по развитию цифровой облачной платформы Platform V компании «Сбербанк-Технологии»

Алина Алещенко

Перед бизнесом сегодня стоит непростая задача — совместить импортозамещение и IT-модернизацию, необходимые для устойчивой работы. Директор по развитию цифровой облачной платформы Platform V компании «Сбербанк-Технологии» Матвей Ульянычев рассказывает, что полезно знать для грамотной миграции на российское ПО.

3 совета от практика: как перейти на российское ПО и повысить качество разработки

В условиях приостановки работы в России многих западных поставщиков программного обеспечения пересматривать свою IT-архитектуру вынуждены многие компании. Однако сложившаяся ситуация может обернуться новыми возможностями.

Переход на российский софт можно совместить с процессами технологической модернизации и тем самым оптимизировать усилия по изменению IT-архитектуры. Полезный эффект будет особенно заметен в случае преобразования в микросервисы больших монолитных приложений, работающих на специфическом дорогом Hi-End оборудовании.

Миграция на отечественное ПО поможет повысить качество разработки и даже сократить издержки. Например, нам своевременная замена западного решения собственной реляционной базой данных позволила снизить стоимость владения продуктом вплоть до 15 раз.


Читайте по теме:

Импортозамещение в IT: Цифровая трансформация на российском ПО

Как развиваться бизнесу без иностранных IT-продуктов?


 

Совет 1. Правильно расставьте приоритеты для миграции

Ниже я расскажу о критериях, которые помогут определить приоритетность переноса систем. Начать стоит с анализа текущего IT-ландшафта и группировки систем по степени их критичности для бизнеса. Например, можно разделить системы на следующие категории.

 

Наиболее критичные

Системы, которые обеспечивают ключевой бизнес, выполнение миссии, обмен критическими данными компании. Так, для нас это системы, позволяющие людям совершать денежные переводы, оплачивать покупки, совершать любые другие действия с финансами. Здесь даже минутная потеря работоспособности может привести к значительным денежным и репутационным потерям.

 

Критичные 

Системы, важные для работы компании. Из-за их остановки бизнес понесет потери, однако они не будут настолько фатальными и заметными для клиентов, как в первом случае.

 

Обслуживающие и вспомогательные 

Различные системы вспомогательного характера, например, справочник сотрудников или внутренний чат. Такие сервисы обеспечивают нормальное функционирование компании, но не влияют на core-бизнес для клиентов.

Казалось бы, начинать миграцию нужно с наиболее критичных систем. Однако для определения приоритетности важно принимать во внимание и другие обстоятельства, например, взаимосвязанность систем между собой. Можно выделить ряд факторов, которые свидетельствуют о необходимости приоритезации решения о миграции системы.

  1. Недоступность технической поддержки. Прекращение сопровождения компании может произойти, например, в результате приостановки работы вендора в России. Отсутствие поддержки может сделать недоступными обновления, которые решают проблемы безопасности и закрывают уязвимости. Исправлять программные ошибки и обеспечивать кибербезопасность придется самостоятельно. Это потребует ресурсов и трудозатрат, которые можно было бы направить на создание конкурентных решений.
  2. Риски безопасности. Сюда можно отнести, например, ситуации, когда решение не соответствует предписаниям и регламентам или чувствительная клиентская информация недостаточно защищена. Этот фактор может быть также спровоцирован отсутствием доступа к обновлениям: обычно в них содержится не только новая функциональность, но и критичные исправления, которые защищают бизнес от недавно появившихся угроз. Без таких обновлений компании становятся уязвимыми, ведь мошенники могут воспользоваться брешью в безопасности.
  3. Негативная статистика сбоев или работы механизмов синхронизации с мастер-источниками, которая приводит к искажению, противоречивости и неактуальности информации в системе. Например, ваш клиент поменял паспорт, и в мастер-системе уже содержатся новые данные, в то в время как в оцениваемой системе их все еще нет.
  4. Высокая стоимость масштабирования систем и обеспечения их надежности. В этом случае придется забыть о росте бизнеса и стабильном функционировании в период пиковых и массовых нагрузок, поскольку система не рассчитана на работу в таком режиме.
  5. Монолитность архитектуры. Во многих случаях внесение изменений в такую систему требует доработки, тестирования и ввода в эксплуатацию системы целиком. Количество ошибок, трудоемкость и время вывода функционала может быть сокращено путем модуляризации системы, например, переходом к микросервисной архитектуре (о ней поговорим также в совете 2).
  6. Устаревший технологический стек. Помимо того, что стек часто ограничивает возможности развития системы и внедрения новых функций, есть и побочные эффекты: непривлекательность компании для разработчиков, недостаток специалистов на рынке, которые работают со старыми технологиями.

 

Совет 2. Совмещайте переход на российское ПО с построением масштабируемой архитектуры приложений 

Сегодня ситуация меняется постоянно, компаниям важно оперативно реагировать и предлагать клиентам необходимые решения. Повысить скорость вывода новых продуктов на рынок и быстрее вносить изменения в существующие помогает микросервисная архитектура. Перейти к ней «Сбер» смог благодаря миграции на отечественное ПО — облачную цифровую платформу Platform V. 

Переход к микросервисной парадигме не должен быть самоцелью и не является «серебряной пулей». Это только один из методов обеспечения масштабируемости для слоя приложений и ускорения вывода новых продуктов на рынок за счет снижения объема вносимых изменений в одном объекте поставки.

Хочешь быстро стартовать в IT? Выбирай направление для обучения в каталоге курсов программирования.

Интеграционный слой в нашей архитектуре мы масштабируем с помощью подхода Service mesh, при котором выделяется слой инфраструктуры, организующий эффективное взаимодействие между микросервисами за счет децентрализации вызовов API, а так же перехода на событийное взаимодействие.

Для слоя данных применяется подход Application sharding, при котором масштабирование приложения достигается за счет разделения его данных на блоки, размещаемые вместе с обслуживающей их прикладной логикой на независимых серверах так, что работа с фрагментами происходит через API приложения.

 

Совет 3. Используйте облачный подход

Часть систем можно перенести в «облако», что позволит решить вопрос с недостатком вычислительного оборудования, эффективностью его утилизации и стоимостью администрирования. Сегодня при планировании миграции следует обратить внимание на возможность построения систем с использованием PaaS (Platform as a Service, платформа как услуга). 

Традиционное «облако» позволяет использовать объекты вычислительной инфраструктуры (средства вычислений, хранения, сетевого взаимодействия) по модели IaaS (Infrastructure as a Service, инфраструктура как сервис).

PaaS дает доступ к технологической платформе разработки приложений, включающей инструменты для построения интеграций (очереди событий, файлы, оркестрация взаимодействий, связующее ПО, средства разработки и тестирования приложений).


Читайте также:

Держать код при себе: как обезопасить ИТ-инфраструктуру в условиях ограничений рынка

Чем заменить западные облака после их ухода с российского рынка?


Сегодня на рынке присутствуют зрелые PaaS-решения, в том числе отечественные, с помощью которых можно оптимизировать и удешевить разработку. Важно, что, как и IaaS, PaaS доступен не только в публичных облаках, но и может быть развернут в клиентских средах, в том числе изолированных от интернета. Это позволяет рассматривать PaaS как серьезную альтернативу всем моделям поставки ПО. 

Применение PaaS в качестве основы IT-систем позволяет компаниям оптимизировать затраты на разработчиков, поскольку модель забирает на себя и автоматизирует многие рутинные задачи. 

Нам использование собственной платформы помогло высвободить до 85% времени разработчиков, которое раньше тратилось на вспомогательные операции по настройке окружения, реализацию нефункциональных требований и организацию производственного процесса. Как результат, сотрудники могут создавать новые сервисы и приложения максимально быстро, фокусируясь на бизнес-логике, продуктах и услугах для клиентов.

Использование зрелого PaaS также позволяет добиться унификации технологического стека, инструментов и процессов разработки приложений. В результате IT-миграции можно сократить затраты на эксплуатацию, быстро перебрасывать команды между проектами и при необходимости усиливать какое-то направление.

Это возможно благодаря тому, что специалисты работают в едином технологическом стеке, им проще погружаться в новые задачи. 

Однако разработка собственной ИТ-платформы — процесс длительный и дорогостоящий, требующий высококвалифицированных специалистов и
вычислительных мощностей. На создание нашей у ИТ-специалистов ушло несколько лет.

Поэтому разработкой своего ПО лучше заниматься, когда на это есть достаточно ресурсов и времени, а вопрос импортозамещения стоит неостро. В нынешней ситуации бизнесу лучше обратить внимание на готовые решения.


Разумеется, это не все советы, которые помогут повысить качество разработки, однако даже эти меры способны принести значительный результат. Первым шагом к переходу на российское ПО должно быть составление дорожной карты миграции систем (как это сделать описано в совете №1) и плана по трансформировании вашего ИТ-ландшафта.

При этом важно помнить, что миграция должна бесшовной и незаметной для бизнеса и ваших клиентов.

Фото на обложке: Shutterstock / dotshock

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе последних новостей и событий!

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Импортозамещение, роботы и решения для здоровья: какие задачи решали сколковские стартапы в 2023 году
  2. 2 Заменить Confluence? Просто!
  3. 3 Стартует MUIV.LAB 2023: компании с импортозамещающими b2b-решениями смогут масштабироваться и получить инвестиции
  4. 4 Нужно провести бесшовный ребрендинг и сохранить отношение к компании? Вот как это сделать
  5. 5 Сколько можно не обновляться — и что произойдет, если бизнесу этого не делать?
AgroCode Hub
Последние новости, актуальные события и нетворкинг в AgroTech-комьюнити — AgroCode Hub
Присоединяйся!