Top.Mail.Ru
Колонки

Почему вам нужно перестроить бизнес по модели Uber (и как это сделать)

Колонки
Илья Попов
Илья Попов

Член отраслевых рабочих групп при Министерстве Финансов РФ, Торгово-промышленной палате РФ и Деловой России

Полина Константинова

Илья Попов, член отраслевых рабочих групп при Министерстве Финансов РФ, Торгово-промышленной палате РФ и Деловой России, рассказывает, почему корпорациям и небольшим компаниям, работающим по традиционной модели, нужно переходить на бизнес-модель Uber. 

Почему вам нужно перестроить бизнес по модели Uber (и как это сделать)

Рубрика «Инновации в корпорациях»выходит при поддержке Spinon.


Эффективность традиционного бизнеса – под вопросом

Агрегаторы товаров и услуг, работающие по убер-модели, представляют серьезную угрозу традиционным моделям ведения бизнеса. Они выводят на рынок предложения различных компаний быстрее и эффективнее, исключая из процесса посредников и лишая их доли от дохода с продаж.

На платформы выходят таксисты, арендодатели жилья, гостиничный бизнес, медиа, производители музыки и видеоконтента. Эффективность традиционного бизнеса ставится под вопрос, а конвейерное производство теперь не главное.

Преимущества агрегаторов стали настолько очевидны, что в их развитие вкладываются и крупные корпорации. Так, Сбербанк подписал договор с «Яндекс.Маркет». Сумма инвестиций со стороны банка в развитие совместного проекта оценивается в 30 миллиардов рублей, общая стоимость – в 60 миллиардов рублей.

Это важный шаг на пути глобализации российского рынка интернет-ритейла, способного конкурировать на международном уровне.

Подъем платформ уводит традиционный бизнес на второй план практически во всех сферах экономики: от медиа до сельского хозяйства и государственного управления. Одна из главных составляющих успеха – информационные технологии в основе, которые впоследствии трансформировались в системы управления большими массивами данных.

Другая важная составляющая – явная выгода для конечного потребителя: экономия за счет масштабируемости и высокого спроса, а не за счет постоянного роста производства, как это происходит в конвейерных компаниях.

Что отличает успешные платформы?

  • Управление экосистемой – компания работает с внешними ресурсами, а не с внутренним продуктом.
  • Двусторонний рынок – прямое взаимодействие продавца и покупателя.
  • Функция платформы – обмен информацией, продуктом и валютой
  • Технология – участники, используя фильтр по параметрам, выбирают единицу ценности и взаимодействуют с другими участниками.

Практически любой традиционный бизнес может перейти на платформу. При этом не всегда фактор цены продукта является определяющим. Важны месторасположение участников сделки, достойный уровень качества, отзывы о товаре или услуге, условия доставки и многое другое.

Три принципа, которые должны соблюдать корпорации в эпоху убера


При снижении эффективности или увеличении издержек корпорации, владеющие электростанциями, месторождениями, крупными участками земли, дорогостоящим оборудованием, должны отделять права собственности от самой ценности, что они создают.

Это определяющее направление их развития. На мой взгляд, для продолжения успешного роста им важно соблюдать ряд принципов современного рынка.

Принцип 1. Консолидация усилий

Стоимость интеллектуальной собственности выходит на первый план. Быстрые побеждают крупных, так как право собственности на идею за тем, кто ее первый реализовал.

В планах властей Нью-Йорка был проект запуска платформы для производителей энергии, где небольшие компании могли бы реализовывать продукт под запросы корпораций в случае недостатка у них собственных мощностей.

Думаю, скоро мы увидим рынок, аккумулирующий энергию местных производителей, генераторы домашних хозяйств.

Это позволило бы потребителям бесперебойно получать необходимые энергетические ресурсы по конкурентным ценам, а крупным компаниям – сосредоточиться не на разработке новых путей повышения пропускной способности энергопередачи, а на ее сохранении.

По данным GreenTechMedia, на октябрь 2017 года насчитывалось 15 компаний, планирующих работу с энергией на платформах на базе блокчейна. Компания Drift из Сиэтла использует технологии машинного обучения и работает по принципу продаж «равный – равному».

Подключая потребителей напрямую к производителю энергии, Drift стремится к оптимальному ценообразованию и информированию клиентов об источниках получаемой ими энергии (солнечные аккумуляторы, ветровики, ГЭС, частные генераторы). Сейчас компания вышла на рынок Нью-Йорка с предложениями в одноранговой сети.

Принцип 2. Мобилизация услуг согласно спросу

Система здравоохранения передовых стран тратит десятки миллионов на закупку и аренду оборудования ежегодно, которое большую часть времени простаивает. В то время как новый хирургический стол в одной клинике стоит без дела, покрываясь пылью, в другом месте наблюдается нехватка подобного оборудования. Врачи вынуждены отменять процедуры лечения, поскольку не имеют необходимых средств для их реализации.

Технологическая компания Cohealo из Бостона помогает медицинским центрам обмениваться оборудованием, оптимизируя их расходы и улучшая доступ к медицинской помощи в разных регионах.

Используя облачные технологии, клиники могут централизованно управлять данными об оборудовании, запросах на его использование, а вопросы логистики и информационной поддержки берет на себя компания.

Еще один плюс – перераспределение денежных масс, оптимизация затрат и повышение общей эффективности.

Минздрав США одобрил предложение по смене аппаратов МРТ. Вместо сканеров 3 Тесла, рекомендуется использовать 7Т-сканеры. Изображения на аппаратах нового поколения более четкие, что помогает улучшить качество диагностики, визуализировать ранее невидимые анатомические структуры. Cohealo бронирует и транспортирует в том числе столь громоздкое оборудование, когда это необходимо.

Принцип 3. Экономика совместного потребления

Обмен и совместное использование экономически выгодно. Пользователи продукции и услуг объединяются, чтобы получить более выгодное предложение. При этом используются незадействованные ранее ресурсы экономики. Яркий пример – Uber, Airbnb, Avito и многие другие.

Концепция отделения капитала от ценности помогает спастись австралийским фермерам от засухи.

С 2003 года в Австралии на рынке появились фьючерсы на воду. Одна из крупнейших площадок – Waterfind. Каждый фермер покупает права на воду на постоянной или временной основе, а имея временную лицензию, может их и перепродать.

Так, вода используется более рационально, а излишки продаются тем, кто в них нуждается – другим фермерам или муниципалитету. Раньше остатки простаивали, а засушливые регионы страдали от засухи. Это отличная инициатива, позволяющая использовать водные ресурсы эффективнее.

Так, несмотря на уменьшение общей площади земли, пригодной для возделывания, и объемов воды почти на половину за время засухи, сельскохозяйственные объемы производства снизились только на треть.

Какие задачи должен решать агрегатор в вашей компании

В свою очередь, у убер-агрегаторов есть пять задач, которые такие платформы должны решать:

  1. Создание ценности путем выстраивания взаимодействия между сторонами и обмена информацией. Как обеспечить: соблюдать баланс спроса и предложения. Так, платформа Blackberry пришла к краху, так и не создав долгосрочной ценности для потребителя. Продукт легко вышел на рынок, но не смог вовремя измениться и следовать новым трендам. В итоге в 2016 году производство смартфонов Blackberry было завершено.
  2. Захват рынка и рост возможен за счет сетевого эффекта. Важен беспрепятственный доступ. Вот почему стал популярна краудфандинговая платформа Threadless, на которой любой художник может создать принт на одежду, а потребитель – ее заказать. В Google, выйдя на рынок, сконцентрировались на создании внутренней файловой системы, чтобы упростить и ускорить внедрение веб-приложений. В то время как в Yahoo приняли решение представлять внешнюю систему хранения NetApp, что в итоге стало причиной временного отрыва в разработке и освоении новых приложений.
  3. Использовать виральность как инструмент стимуляции роста компании. Здесь работает только pull-стратегия, основанная на взаимодействии с конечным потребителем, когда само предложение порождает рост спроса.
  4. Контроль качества работы платформы через кураторство обязателен, но в случае негативной ответной реакции способен привести к отрицательным сетевым эффектам (снижение доверия участников друг к другу). Важно предупредить стороны о последствиях искажения информации о продукте.
  5. Сосредоточенность на единице ценности. Водители Uber получают от пассажиров оценки, и если негативных отзывов много, автовладелец больше не сможет пользоваться услугами сервиса.

В итоге владельцы традиционного бизнеса, ставя перед собой задачу выхода на платформу или создавая свои агрегаторы товаров и услуг, смогут заметно оторваться от конкурентов.

Сосредоточившись на главном, используя оптимальный путь к потребителю и принципы «беспрепятственного» сервиса, как у API Walmart или Amazon, эту задачу по силам решить, если преследуете цель удержаться на рынке.


Материалы по теме:

Всюду шеринг: что такое экономика совместного потребления

Поколение «Uber for X» или идеальная модель для бизнеса

Как Tinder, Reddit, Airbnb, Etsy и Uber нашли своих первых пользователей

«У нас уже появился Uber-вертолет» – таксисты из Америки, Китая, Европы и России о своей работе

«Беззаботный заработок и свобода» – как привлечь персонал в убероподобный сервис

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 RnD и новый транспорт: как создавать инновации на рынке шеринга
  2. 2 «Самокаты — это карманное такси»: основатели Urent о тренде на кикшеринг в России, скандалах и новом законе
  3. 3 Гиг-экономика и карьера: стоит ли опасаться и как защититься
  4. 4 «Не покупаем, не продаем, а прибыль получаем»: как зарабатывает сервис по аренде детских игрушек
  5. 5 Мы не перестанем делиться: почему рост шеринг-экономики не остановится и как бизнесу это использовать
RB в Telegram
Больше полезного контента в Telegram
Подписывайтесь!