Поколение «Uber for X» или идеальная модель для бизнеса

Артем Тимошенко
Расскажите друзьям
Виктория Кравченко

Артем Тимошенко, СЕО Maxpay LTD, рассказывает об эффективной бизнес-модели и приводит примеры успешных проектов, работающих на ней.

А каким «Uber для...» пользуетесь вы?

Гениальное просто

Uber — сервис для вызова частных водителей — самая быстрорастущая компания десятилетия. Еще в 2009 году Uber был небольшим стартапом без каких-либо глобальных планов. Но за 8 лет существования компания расширила свою сеть до 600 городов по всему миру и привлекла около $11,5 млрд в 14 раундах. Такой головокружительный успех стал мечтой любого стартапа.

Популярность Uber поспособствовала созданию множества проектов с применением аналогичной технологии в совершенно различных сферах. Чтобы быстро объяснить идеи своих стартапов, их авторы начали сравнивать свои проекты с Uber, называя их «Uber for».

Термины «Uber for X» или «уберизация» стали набирать популярность еще в 2013 году. Сегодня они используются как начинающими бизнесменами, так и именитыми инвесторами:

  • На AngelList — сайте, на котором стартапы ищут инвесторов — представлено 526 компаний, в описании которых указано «Uber for».
  • На ProductHunt — сайте, где пользователи рассказывают о новых стартапах — появилась отдельная категория, которая называется «Uber for X startups»).

Примечательно, что модель Uber for X — универсальна и может использоваться в совершенно различных нишах. Предлагаю рассмотреть несколько примеров, которые помогут в этом убедиться.

1. Instacart

Нет времени на поход по магазинам? Приложение Instacart – известная услуга «Uber для покупок». Компания, основанная в 2012 году бывшим сотрудником Amazon, Апурва Мехта, предоставляет свои услуги по всей территории США. При помощи сервиса можно выбрать любимый магазин, заказать продукты и время доставки и просто ждать курьера.

В марте 2017 года компания закрыла раунд D, который принес им $400 миллионов инвестиций.

2. Flinja

Flinja — сервис, известный как «Uber для работы». Компания была основана в 2014 году Виктором Янгом и Кеном Миллером. Модель Flinja больше других похожа на модель Uber.

Платформа состоит из двух частей: первая предназначена для компаний-работодателей, которые ищут студентов и интернов, вторая – для самих соискателей. Фактически Flinja представляет собой рынок актуальных вакансий, где студенты могут не только найти работу, но и приобрести дополнительные навыки, необходимые для профессиональной деятельности.

Инвестиции в проект Flinja составили уже более $1,2 миллионов.

3. Приложение от RTS (Recycle Track Systems)

Компания RTS, известная как «Uber для бытовых отходов», была создана Адамом Паскалем и Грегори Летьери в 2015 году. Несмотря на то что компания является довольно молодой, проект RTS уже привлек более 11 миллионов инвестиций. Приложение для мобильных устройств, выпущенное компанией, предлагает пользователям заказать вывоз мусора в любое удобное время, а также получать уведомления о факте выполненных работ. Сервис удобен не только индивидуальным клиентам, но и крупным торговым сетям, кафе, ресторанам и так далее.

4. Firefly Aerospace

Модель «Uber for X» стала универсальным помощником для решения задач не только на Земле, но и в околоземной орбите. Проект Firefly Aerospace, Uber для микроспутников, занимается разработкой легких и сверхлегких транспортных средств для доставки грузов на околоземную орбиту. Firefly Systems, такое первоначальное название компании, привлекла почти $22 миллиона инвестиций в 5 раундах.

В сентябре 2016 Firefly не закрыла сделку с одним из инвесторов и была вынуждена приостановить работу. Но уже в мае 2017 года проект был перезапущен благодаря Максиму Полякову, основателю Noosphere Ventures. Сейчас разработчики тестируют запуск ракеты Бета, способной доставлять грузы весом до 1,1 тонны на околоземную орбиту.

5. DoctorOnDemand

DoctorOnDemand – сервис, благодаря которому можно получить медицинскую помощь или организовать онлайн-консультацию у нужного специалиста, просто выбрав соответствующее приложение в смартфоне. Проект основан в 2012 году и принадлежит компании Teladoc, Inc., известному поставщику медицинских услуг на удаленной основе.

За историю своего существования DoctorOnDemand привлек дополнительное финансирование в размере более $86 миллионов.

И нестандартный подход...

Существуют и более нестандартные стартапы, основанные на решении «Uber for X». Сюда можно отнести такие приложения, как Minibar, Eros и Ease.

  1. Приложение Minibar, доступное для пользователей Apple и Android-устройств, предлагает осуществить заказ вина, пива и ликероводочных изделий не выходя из дома. Компания была создана Линдси Эндрюс и Ларой Кристал в мае 2013 года. «Uber для алкогольных изделий» является еще одной перспективной сферой, которая, вероятно, будет востребована во многих странах.
  2. Проект Ease, известный как «Uber для марихуаны», является новым стартапом, главой которого является Дон Бредшоу. С Ease можно заказать марихуану или же продукты, ее содержащие, с доставкой на дом.
  3. Новое приложение под названием Eros, позволяет выбрать себе партнера на ночь или эскорт-услугу в таких странах, как США, Канада и Великобритания. Приложение пользуется ошеломляющим спросом. Более того, в июле Eros вышел на ICO. Заявленная сумма сбора составила 10 млн долларов. Сбор средств завершается 30 июля, на момент написания статьи стартапу удалось привлечь 7, 684 158 доллара США.

Будучи практически идеальной моделью построения успешного бизнеса, «Uber» используется многими начинающими компаниями как образец качественного сервиса. Но не стоит забывать, что любой стартап имеет свои особенности, которыми нельзя пренебрегать в погоне за успехами «Uber». Ведь именно они помогают создать совершенно уникальный продукт, превосходящий по популярности любые аналоги.


Материалы по теме:

Пять стыдных ситуаций в нетворкинге, которые вам точно знакомы

Эти приложения экономят мне 10 часов каждую неделю

«Мой бизнес стоит столько, сколько я в него вложил» – 7 ошибок при оценке онлайн-проекта

Как бренды используют ошибки нашего мышления, чтобы продавать всё больше и больше

Если вы хороший отец, то будете отличным стартапером. Вот доказательства



Комментарии

  • Павел Носиков
    Павел Носиков 17:42, 24.08.2017
    0
    Теперь любой marketplace назвать "uber for x"? От того, что на ProductHunt появилась категория - никуда не делись различия в бизнес-моделях компаний, сводящих поставщиков и покупателей (как Uber) и компаний-поставщиков самих услуг (Firefly Aerospace). Включение Flinja в список (без объяснения неочевидных особенностей, если они существуют) - просто нелепо. Он чем-то принципиально отличается от своих аналогов, многие из которых были созданы задолго до Uber (даже российский headhuner, не говоря об иностранных аналогах)?
  • Артем Тимошенко
    Павел Носиков Артем Тимошенко 16:16, 28.08.2017
    0
    Павел, спасибо за ваш комментарий. В статье не указано, что буквально каждый marketplace стоить развивать по моделе Uber for X и называть его таковым. Я привел некое количество примеров доказывающих, что данная тенденция существует и успешно применяется во многих отраслях бизнеса. Ее не копируют точь-в точь, т.к не во всех отраслях это возможно да и не всем нужно. Берут в основном принцип: быстро и качественно. Что не может не радовать) Теперь что касается Flinja, то со своего запуска в 2014 году компания продолжает удерживать одни из лидирующих позиций на рынке сайтов-хантингов, пользуясь особым спросом и уровнем доверия среди молодежи. В частности, благодаря внедрению схемы и построения бизнеса по принципу Uber For X. Если вы немного подробнее ознакомитесь с историей создания компании то найдете значительные различия в их работе в отличии от зарубежных аналогов того же headhunter, которого вы упоминали. В целом, суть статьи была продемонстрировать, что в свое время качественно налаженный сервис и четко построенная бизнес модель в сумме с вашим креативом может принести реальный профит. А будет это уже Uber for X или нет - решать вам
Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Money2020
22 октября 2017
Ещё события


Telegram канал @rusbase