Top.Mail.Ru
Колонки

Четыре мифа о развитии бизнеса в регионах

Колонки
Александр Бочкин
Александр Бочкин

Генеральный директор «Инфомаксимум»

Полина Константинова

Есть мнение, что в регионах делать нечего: негде развиваться, некуда ходить, невозможно найти достойную работу. Многие уезжают в Москву и Санкт-Петербург, даже не попробовав реализовать себя в родном городе. Так же думают и про бизнес: это заведомо не выстрелит.

Генеральный директор «Инфомаксимум» и создатель CrocoTime и Proceset Александр Бочкин уже более 10 лет ведет в бизнес в Саранске и готов развеять популярные мифы о работе в провинции.

Четыре мифа о развитии бизнеса в регионах

Представление регионов отдаленными населенными пунктами, куда тяжело добраться, где незнакомо слово «фастфуд» и у людей нет опыта и желания работать с крупными клиентами, в корне неверно.

В столице Мордовии, по последним данным, живет 318 тысяч человек. Не так уж и много, но за последний год о Саранске узнал весь мир в связи с проведением матчей Чемпионата мира по футболу 2018. Если сравнить город образца 2014 и 2019 годов, то изменения очевидны. И это касается не только урбанистических примеров, но и бизнеса.

Очевидно, что Саранску сложно сравниться с мегаполисами, но не согласен с общим посылом, что IT-бизнес в регионе не может быть успешным. Я не имею в виду небольшие веб-студии, а говорю о компаниях, производящих полноценный программный продукт.

Активная талантливая молодежь, появление удобных зданий и коворкингов, развитие грантовой поддержки бизнеса – это только часть изменений. Даже не смешно, когда люди серьезно удивляются аэропорту в Саранске.   

Четыре года назад, на заре развития CrocoTime мы уже общались на тему того, планирую ли я переезжать в Москву. С тех пор мнение не изменилось: я по-прежнему считаю, что специфика нашей работы позволяет работать откуда угодно, а переезд – крайне нерациональное решение.

Потеряется главное – сплоченная команда. Ресурсы в Мордовии дают возможность развивать наши продукты на высоком уровне. Накопившийся же опыт дает возможность развеять устойчивые мифы о бизнесе в регионах и рассказать о реальной ситуации.

Миф 1. Вы далеко, работать неудобно

В век развития интернета, телефонии, скайп-конференций и авиации нахождение в одном городе с клиентом – условие необязательное. Вопросы можно оперативно обсудить и решить за пару минут, проблема разницы часовых поясов нивелируется режимом работы техподдержки, а при желании личного контакта или «полевого исследования» можно в короткие сроки добраться до нужной локации.

Фото: Unsplash

У нас каждую неделю по плану стоят командировки, созвоны, когда в режиме реального времени мы обмениваемся с клиентами и партнерами новостями по проектам, обговариваем промежуточные итоги работы или разбираем технические нюансы.

Миф 2. В регионе возможно развитие только мелкого бизнеса

- Бизнес в регионе? Пекарня, что ли?

Нет. И не SMM-агентство. Бытует устойчивое мнение, что крупный бизнес в провинции сам по себе – это утопия. Думаю, что Сергей Галицкий с этим не согласится.

Для развития IT-бизнеса не нужно огромное количество ресурсов. Главное – собрать крепкую команду единомышленников и сделать надежный MVP. Первые продажи дадут импульс на развитие и дальнейшую проработку продукта.

Проблемы с арендой? Попробуйте поработать на периферии, на крайний случай – коворкинг. Наш первый клиент, помимо покупки, помог еще и протестировать продукт. Мы учли недоработки, расширили функционал, видоизменили интерфейс, ездили на профильные конференции и мероприятия.

Сейчас среди клиентов – крупнейшие банки страны, аудиторские компании, промышленные предприятия, а к выпуску готовится один инновационный программный продукт.

Миф 3. В провинциальных компаниях нет профессионалов

Почему крупный бизнес любит устраивать хакатоны или охотно выступает приглашенными менторами-экспертами? Не ради фана. Это возможность рассмотреть потенциал разработчиков и дизайнеров, их стрессоустойчивость и навыки за короткий промежуток времени на нетривиальной задаче. Рассмотреть, а потом пригласить к себе, пообещав комфортные условия работы и высокую заработную плату.

Фото: Unsplash

Жить в Саранске, работать на крупнейшую международную компанию? Легко. Лично знаю разработчиков «старой школы» С++, которые дадут фору любому сотруднику более именитой компании. Кадровый голод – проблема едва ли не региональной IT-компании, и глупо думать, что мы не предпринимаем никаких усилий по взращиванию специалистов.

Курсы, стажировки, практика на реальных проектах, система менторства – мы готовы самостоятельно обучать, чтобы на выходе получить сильного специалиста, обкатанного на сложных задачах. Талант не ограничивается географическими рамками, неправильно делать выводы о квалификации специалиста, исходя из места проживания.

Миф 4. Не получится пробиться сквозь толпу родственников и друзей

И такое встречается, не сомневаюсь, но подобная тенденция даже у нас считается устаревшей. Грамотный руководитель, желая работать эффективно, выбирает человека на ту или иную вакансию по степени профессионализма.

Если вы, создавая продукт в мегаполисе, предпочитаете грамотного специалиста родственнику, то по такой же логике действуют и бизнесмены в регионах.

«Создавать, продвигать, продавать» – все хотят развиваться, зарабатывать, а не выступать гнездом для неоперившихся родственников.

Что еще?

Обращаясь к реальной ситуации, отмечу дополнительные преимущества бизнеса НЕ в столицах.

  • Не всегда на создание и продвижение сильного продукта требуются огромные ресурсы. Первая версия CrocoTime, получившая продажи, стоила 200 тысяч рублей с учетом аренды помещения и заработной платы сотрудников.
  • В своем городе легче решать вопросы. Мы плотно работаем с вузами, местным IT-сообществом, и донести значимую информацию, например, объявления о стажировках или вакансии, до целевой аудитории в разы проще.
  • Свободные дороги. Пробки? Что такое пробки? Нет лишних «капканов», уничтожающих личное время, рабочий настрой и эффективность сотрудника.
  • Профильное образование. В Мордовии не только многочисленные спортивные сооружения, но и Республиканский лицей для одаренных детей, который третий год подряд занимает второе место в рейтинге 500 лучших школ России. Многочисленные призеры и победители всероссийских и международных олимпиад часто выбирают для дальнейшего образования именно местные вузы, формируется сильный кадровый потенциал.
  • Затраты. Все-таки я бизнесмен и привык мыслить цифрами. Бегло осмотрев ЦИАН, вижу, что минимальная стоимость одного квадратного метра офиса в мегаполисе – от 2500 рублей. В Саранске же – от 600 рублей. В самом центре города, в бизнес-центре класса А!
  • Разный уровень зарплат. Разница становится особенно ощутимой, если взглянуть на средний уровень заработка специалистов в Москве. Предвосхищая вопрос, мы не экономим на сотрудниках, и зарплаты ощутимо выше средней по отрасли в Мордовии. Но в совокупности сумма меньше, чем если бы я вел бизнес в Москве.

***

Подводя итог: создать успешный бизнес в регионе возможно. В современных реалиях важно не местоположение, а идея, ее реализация и продвижение. Готовьтесь к резкому повышению уровня ответственности, набирайтесь уверенности и не бойтесь делать выбор. Тогда и только тогда у вас появляется шанс достичь желаемого.


Материалы по теме:

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Как отелю грамотно выйти на новый регион для открытия филиала
  2. 2 Как организовать собственное производство косметики
  3. 3 Как самостоятельно открыть VR-клуб
  4. 4 «За деньги — да»: зачем бизнесу переезжать внутри России
  5. 5 Как агентству из региона найти клиентов на федеральном рынке
ArtTech — карта разработчиков арт-технологий
Все игроки российского рынка технологий для искусства
Перейти