Колонки

Благотворительность на блокчейне: какие технологии используют НКО?

Колонки
Алексей Ница
Алексей Ница

Программа развития третьего сектора «Рыбаков Фонда»

Виктория Кравченко

Технологии могут сильно помочь в работе некоммерческим организациям, фондам, волонтерам и социальным предпринимателям. А могут радикально изменить мир благотворительности, например, переведя все пожертвования на блокчейн.

О лучших практиках использования технологий для решения социальных проблем рассказывает Алексей Ница, сотрудник программы развития третьего сектора «Рыбаков Фонда», который побывал на секции Phil.Tech.

Благотворительность на блокчейне: какие технологии используют НКО?
Когда мы готовили эту секцию на Design Thinking Camp, основной задачей было показать, что третий сектор и НКО – это не только благотворительность c «протянутой рукой». Это новый рынок технологических решений, которые смогут помочь организациям, решающим социальные проблемы, делать это более эффективно. Мы хотели показать, какие решения существуют уже сейчас.

Что такое импакт-инвестирование?

Набирает популярность импакт-инвестирование, когда инвесторов в первую очередь интересует не возврат денег, а социальный вклад – те положительные социальные изменения, на которые нацелен проект. Создавая стартапы для третьего сектора, вы можете выиграть вдвойне – помочь в решении социальной проблемы и при этом заработать.

Рынок PhilTech – это не вновь изобретенное колесо. Это всего лишь наличие трех целевых аудиторий, которые заинтересованы друг в друге:
  1. Разработчики: программисты, специалисты, основатели стартапов – все, кто работает над своим проектом или участвует в создании IT-проектов;
  2. Представители третьего сектора: социально ориентированные, некоммерческие и бюджетные организации – НКО, социальные предприниматели, общественные инициативы, волонтеры;
  3. Инвесторы: венчурные инвесторы, бизнес-ангелы и КСО (корпоративная социальная ответственность).

Любая НКО решает, по сути, проблему конкретного человека. И чтобы решить эту проблему, необходимо совершить определенную последовательность действий.



Особенность некоммерческого сектора в том, что часто у работников НКО недостаточно компетенций, так как многие из них пришли в третий сектор, столкнувшись с проблемой лично.


Они точно знают, как в итоге помочь человеку, но испытывают сложности с операционной деятельностью, планированием, командной работой, маркетингом или пиаром. Поэтому, закрывая один из этапов работы НКО сервисом, можно повысить эффективность организации и показать потенциал для масштабирования.

Для команды разработчиков решить такой кейс – может быть проще, чем сделать коммерческое решение. В бизнесе нельзя быть уверенным, что твой продукт или услуга действительно востребованы. Здесь же – нужно лишь определить проблему и решить ее. Тогда не будет вопроса с пользователями.

Но где взять деньги на такой проект? Как уже говорилось, это могут быть либо импакт-инвестиции, либо гранты от организаций и фондов. Лучший вариант – когда программа корпоративной социальной ответственности (КСО) корпорации может потратить бюджет не на адресную помощь, а инвестируя в технологический проект для НКО. Развивая инфраструктуру, мы сможем развить рынок. А значит – и сам третий сектор.

Технологии для некоммерческих организаций: кейсы

Так какие проекты уже сейчас используют IT-решения в своей работе? Приводим цитаты спикеров.

Андрей Дунаев из компании Frank рассказал, как создавался международный сервис для НКО, который делает сектор более открытым – раскрывает информацию о доходах и расходах организаций.

Андрей Дунаев, компания Frank
В мире большие организации пытаются решать глобальные проблемы. Часто из-за недостаточной открытости это все сводится к политике. Поэтому мы сделали полностью прозрачный международный банкинг. Каждый пользователь может увидеть счет и описание каждого платежа организации, которую он поддерживает. Когда мы пришли впервые со своим продуктом к НКО, они были скептичны. Теперь мы делаем инструмент, позволяющий донорам выбирать, какие открытые организации они хотят поддержать.

Евгения Гержан презентовала успешный российский кейс Meet for Charity — это благотворительный аукцион встреч, который помогает фондам привлекать средства для тех, кто в этом нуждается.

Евгения Гержан, проект Meet for Charity
Мы разыгрываем опыт общения с новым человеком, а собранные средства направляем благотворительным фондам. За коллективную встречу с главой Mail.ru Дмитием Гришиным несколько бизнесменов сделали пожертвование 1,2 млн рублей, для благотворительности это очень много. Глобальная задача — создать платформу и приложение, где 2,8 миллиарда пользователей будут помогать 2,8 миллиардам, которые действительно в этом нуждаются.

Ольга Флёр, основатель Meet for Charity, дала совет начинающим социальным предпринимателям.


Интересны примеры использования онлайн-технологий в медийных проектах: Такие Дела, информационный портал фонда «Нужна помощь», собрал уже 224,8 млн рублей, рассказывая истории и привлекая внимание к проблемам. Опытом поделился Сергей Карпов.

Сергей Карпов, проект «Нужна помощь»
Инструменты для изменения мира: фандрайзинг и коммуникации. Люди видели всё. Уровень эмпатии все время снижается. Как через это пробиться? Третий сектор должен быть удобным. Приходите людям в смартфоны. Геймифицируйте продукты. Воздействуйте на все зоны восприятия аудитории: графиков и картинок недостаточно. Используйте все технологии, так вы можете перевернуть сознание людей.

Алина Суслова, «Сколково»
Мы собираемся создать платформу для технологических предпринимателей, разрабатывающих решения для НКО. Такие стартапы необязательно нуждаются в деньгах, часто им нужна менторская поддержка. Предлагаем всем участникам экосистемы PhilTech вместе подумать, как эта платформа должна выглядеть, как она может соединять социальных предпринимателей и потенциальных бизнес-ангелов. Обсуждение продолжим на специальной секции в середине октября на форуме «Открытые инновации».


Я, как представитель «Рыбаков Фонда», могу сказать, что сейчас в нашей стране 224 тыс. некоммерческих организаций. Для них работает всего несколько десятков платформ и онлайн-сервисов. Этого очень мало. Поэтому мы хотим, чтобы как можно больше IT-проектов и специалистов присоединялись к экосистеме.

Дизайн-мышление для PhilTech-проектов

Вторая часть секции прошла в формате практического воркшопа, на котором участники прорабатывали проблемы НКО с помощью методологии дизайн-мышления. В качестве проблем участникам были предложены сложности, с которыми сталкиваются некоммерческие организации на всем протяжении своей деятельности – от возникновения идеи организации и до закрытия или трансформации в другой тип деятельности.

Как определить бизнес-модель? Как НКО могут оценивать эффективность своей деятельности и делиться знаниями с коллегами? Как использовать ресурсы и компетенции людей для помощи социальным проектам?

Артем Жиганов, Useful
Командам, которые хотят сделать IT-продукт для некоммерческого сектора, надо изучить жизненный цикл НКО и его критические точки. Это важно, потому что есть этапы развития, на которых многие НКО умирают. В помощь разработчикам мы составляем карту жизненного цикла НКО, изучаем особенности третьего сектора в России. Она будет выложена в открытый доступ.


Алена Светушкова, «Рыбаков Фонд»:

Что в итоге?

IT-решения для третьего сектора имеют большой потенциал как в России, так и в мире. Только сейчас начинают появляться платформы и сервисы для НКО. В работе над новыми проектами может помочь методология дизайн-мышления – инструмент, который дает возможность оттолкнуться от проблемы, понять своего пользователя лучше, определить его боль. А значит – найти в итоге решение, которым смогут пользоваться миллионы.


Самые актуальные материалы — в Telegram-канале Rusbase


Материалы по теме:

«Рыбаков Фонд» и Бизнес-инкубатор ВШЭ запустили акселератор Phil.Tech

Технологии для филантропии: новый рынок для интересных проектов

Блокчейн, виртуальная реальность и P2P: как технологии перевернули благотворительность

«Юла» запустила сервис для продажи квартир с сопровождением сделок

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Актуальные материалы —
в Telegram-канале @Rusbase