Алексей Ница, сотрудник программы развития третьего сектора «Рыбаков Фонда», рассказывает о том, что такое PhilTech и почему это важно.
Технологии для филантропии
Современная социология условно делит гражданское общество на три сектора: государственный, коммерческий и третий – некоммерческий.
Некоммерческие организации (НКО) решают проблемы конкретного человека, которые не смогли решить государство и бизнес. Но если вы не работаете в НКО, скорее всего, третий сектор вам знаком только по пожертвованиям и благотворительности.
Защита прав человека, привлечение внимания к проблемам, сбор средств и ресурсов для помощи разным группам граждан – НКО часто выступают буфером между государством и обществом. Но мы даже незнакомы со многими из них, так как их все еще нет в интернете.
По данным BCG, переход разных сфер российской экономики в онлайн отстает от мировых лидеров на 5-7 лет. Для третьего сектора эта цифра еще больше, несмотря на то что в стране есть разработчики, команды и ресурсы для подготовки квалифицированных кадров, которые могли бы разрабатывать платформенные сервисы и продукты для НКО.
НКО и технологии
Деятельность любой некоммерческой организации направлена на решение или привлечение внимания к социально значимой проблеме. Увеличение аудитории, количества партнеров и доноров – кажется процессом естественным. Но многие НКО в России не используют современные цифровые инструменты для решения таких задач.
Организации часто сосредоточены на операционной деятельности и быстрой адресной помощи. При этом, на стратегическое планирование и перестройку бизнес-процессов времени совершенно не хватает или нет цели масштабировать свою деятельность.
Тот, кто в третьем секторе быстрее сможет адаптироваться к новой цифровой реальности, тот сможет развиваться максимально эффективно уже сегодня. Маркетплейсы, большие данные, платежные системы, CRM, базы данных – всё это можно успешно применять в деятельности современных НКО.
Цифровые решения для НКО в мире
Онлайн-проекты в США
Как обстоят дела с онлайн-решениями для НКО в мире? Анализ более 300 существующих онлайн-сервисов выявил девять типов: фандрайзинговые сервисы, листинги НКО, информационные порталы, виртуальные ресурсные центры, платформы для волонтеров и КСО, консультационные и образовательные сервисы, Pro Bono и сервисы для корпоративной социальной ответственности (КСО).
Кейс: GuideStar (США)
Самые популярные категории в США – базы НКО, информационные порталы и виртуальные ресурсные центры. Guidestar – крупнейшая платформа в США, созданная в 1994 году.
Сначала базы НКО публиковались на дисках, а в 1996 году был запущен сайт. Сегодня в базе находится около 2 млн некоммерческих организаций. Для каждой НКО есть своя страница с подробным описанием, финансовой отчетностью, контактами и ссылками на социальные сети. Здесь же можно пожертвовать средства в пользу выбранной НКО.
Цель платформы – сделать финансовую помощь для НКО простой и понятной как на стадии выбора кому именно пожертвовать, так и в способах оплаты. Организация ориентирована на корпоративную благотворительность и предлагает различные сервисы и API.
В США решающую роль для доверия общества к НКО играет ее рейтинг на онлайн-платформах и прозрачность отчетности организации. Важный фактор – соотношение расходов на собственное содержание с расходами на целевую деятельность. Жертвователи хотят видеть, что их деньги будут потрачены выбранной организацией именно на добрые дела.
Кейс: International Aid Transparency Initiative (Европа)
Для европейских платформ характерны сильная связь с органами государственной власти, надгосударственный общеевропейский масштаб деятельности и интересные ИТ-решения. International Aid Transparency Initiative (IATI) использует собственные стандарты оценки НКО, которые применяются более чем 40 странах мира. Организация стремится к созданию прозрачности доноров и благополучателей.
Основной своей задачей IATI видит распространение информации о НКО и поощряет создание проектов на основе собственных данных.
Технологические решения для НКО в России
Рынок США насчитывает 1.5 млн НКО, в Европе – около 150 тысяч организаций. В России, по данным реестра Минюста ,около 224 тысяч НКО. За 2016 год отчеты предоставили около 65 тысяч организаций. По оценкам экспертов, количество именно благотворительных организаций не превышает 5 тысяч.
Онлайн-проекты в России
В России третий сектор только начинает переходить в формат онлайн. Многие организации лишь недавно разработали и запустили собственные сайты. Самыми многочисленными по количеству проектов категориями оказались информационные порталы, фандрайзинг-платформы и разнообразные стартапы. Посмотрим на наиболее заметные проекты для НКО.
Кейс: «Такие Дела»
На зарубежные проекты российские лидеры часто не очень похожи: «Такие Дела» – информационный портал фонда «Нужна помощь», который благодаря пронзительной социальной журналистике собрал уже 224,8 млн рублей для своих подопечных. Проект делает качественные медиапроекты и исследования, показывая социальные проблемы по-новому.
Добро Mail.ru
Добро Mail.ru – классический и крупнейший на сегодня в России листинг НКО. На этой площадке собраны на сегодня 118 фондов и 85 проектов, которым помочь можно как деньгами, так и добрыми делами.
Теплица социальных технологий
Теплица социальных технологий помогает НКО использовать онлайн-решения, рассказывает о технологических трендах и проводит мероприятия – митапы, хакатоны, воркшопы и вебинары. С другой стороны, Теплица показывает разработчикам, дизайнерам и другим специалистам, как они могут использовать свои навыки и знания для создания IT-проектов, которые бы смогли решить важные социальные проблемы.
Теплица имеет и несколько своих продуктов: онлайн-платформа IT-волонтёр помогает НКО решать свои задачи в области IT, дизайна и копирайтинга с помощью волонтеров, которые готовы помочь.
Программа «Пасека» помогает некоммерческим организациям находить веб-студии, готовые к работе с ними pro bono. WordPress-плагин Онлайн-Лейка дает возможность НКО собирать пожертвования на своих сайтах и управлять многочисленными кампаниями по сбору средств.
Чего не хватает?
В России сегодня существует мало примеров эффективных онлайн-решений для развития НКО и в первую очередь необходима платформа-листинг, которая возьмет на себя не только сбор данных об НКО, но и верификацию информации, ее ранжирование и просвещение благотворителей.
Эта платформа должна обладать понятной стратегией и прозрачной системой оценки НКО, быть удобной для всех категорий пользователей, позволять быстро найти нужную НКО и сделать ей пожертвование.
У Европы нужно позаимствовать практику государственной поддержки таких проектов, их стратегию прозрачности, а также научиться международному партнерству, которое будет полезно и жертвователям, и НКО России и соседних государств.
При чем тут Phil.Tech?
Когда идет речь о технологиях для третьего сектора, важно говорить не о появлении новых сайтов для НКО, а о создании полноценных онлайн-сервисов – проектов для B2B-рынка. Должны создаваться новые совместные команды из специалистов третьего сектора и IT-сферы, где одни – понимают специфику разработки таких сервисов, а другие – знают специфику рынка социальных услуг.
Чтобы объединить третий сектор с разработчиками, нужно познакомить их друг с другом, создать сообщество специалистов, которым интересна проблематика третьего сектора. НКО нужны современные сервисы для работы, а разработчикам – челлендж, который они могут преодолеть.
По аналогии с FinTech, EdTech и другими Tech-отраслями можно определить PhilTech – отрасль технологий для филантропии (ФилТех, от англ. Technologies for Philantropy).
Другими словами, Phil.Tech – это совокупность IT-проектов и технологий, которые помогают организациям, активистам, социальным предпринимателям, волонтерам, донорам, государству и гражданам быстрее и эффективнее оказывать помощь и решать социально значимые задачи.
Итоги: технологии и третий сектор
Для решения социально значимой проблемы НКО нужно расширять свою целевую аудиторию, вовлеченную в деятельность организации. Делать это с помощью онлайн-технологий можно намного эффективнее и быстрее. Поэтому создавать социальную инициативу и не использовать возможности интернета – равно начать нести убытки уже на старте.
Многие процессы, которые сейчас делаются вручную, можно автоматизировать. Используя привычную грантовую систему монетизации НКО – также не представляется возможным быстро развиваться и масштабироваться.
В России есть большой потенциал для роста третьего сектора. Но без структурированных баз, удобных платформ и сервисов люди и организации просто не смогут узнать друг о друге. Нет информации – значит, нет понимания, чем занимается третий сектор. Так снижается степень доверия к тому, что делает НКО.
Phil.Tech-проекты смогут реализовать потенциал третьего сектора, сформировать новый рынок, который будет привлекателен для венчурных и частных инвестиций, а также смогут появиться все инструменты развития, которые есть и в других сферах.
Чтобы поколение молодых людей 20+ захотело работать в третьем секторе и создавать положительные социальные изменения – должна появиться привычная для них с детства цифровая среда.
Первый шаг в этом – акселератор Phil.Tech по созданию продуктов и технологий для некоммерческих организаций. Программа начнется 17 июля сразу в трех городах – Москве, Санкт-Петербурге и Казани. Организаторы акселератора – «Рыбаков Фонд»и Бизнес-инкубатор ВШЭ.
Материалы по теме:
«Рыбаков Фонд» и Бизнес-инкубатор ВШЭ запустили акселератор Phil.Tech
Основатель Amazon Джефф Безос запустил сбор новых идей для благотворительности
Как сделать мир лучше в несколько кликов
Зачем Kickstarter радикально изменил свою бизнес-модель: разбор полетов
Кейс: как бизнесу сэкономить на утилизации техники
Как провести ребрендинг благотворительной организации
5 сервисов для избавления от ненужных вещей в Москве
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- Пройти курс «Как самозанятому стать ИП»
- 1 Челленджи, чаепития и дни рождения: что такое волонтерский фандрайзинг и как стать его частью
- 2 «Ваша задача — ставить под сомнение любую свою идею». Как создавать продукты для людей с инвалидностью
- 3 Кто и зачем создает социальные IT-стартапы?
- 4 Добрый digital: как инструменты маркетинга меняют благотворительность
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025