Антон Ботов, руководитель отдела PHP-разработки в Movavi, рассказывает, как его компания столкнулась с блокировкой еще за полгода до того, как об этом стали говорить все, и что точно не нужно делать, если вы попали в такую же ситуацию.
В чем была проблема
Movavi – это IT-компания полного цикла. Наши программы помогают людям в 150 странах мира в работе с видео-, фото- и мультимедиа-файлами. Пострадали мы от блокировки 6 месяцев назад, в сентябре 2017 года, задолго до глобальных и массовых блокировок в связи с запретом Telegram. В СМИ не было такого обильного потока информации об этом, как сейчас.
30 сентября 2017 года начали поступать звонки от пользователей со всей России в саппорт с проблемами доступа и отображения содержания сайта. Первое время было непонятно, в чем причина «фарша» на сайте.
У нас все работало, проверили с других устройств, попросили удаленных сотрудников проверить – все было нормально. Причина не прояснилась.
Через час, после 20 звонков в техподдержку, выяснилось, что у части обратившихся в саппорт был один и тот же интернет-провайдер, тогда ситуация стала яснее. Нашли в СМИ информацию о некоторых трудностях доступа к популярным в России сервисам и сайтам. Причиной стала блокировка IP-адресов Amazon CloudFront некоторыми интернет-провайдерами. Причем неясно, в какие сроки какой провайдер блокирует IP-адреса. Кто-то – массово и сразу, кто-то – весьма лоялен и не торопится этого делать.
Мы думали, что находимся вне зоны риска
Первые блокировки IP-адресов AWS начались в России летом 2014 года: пострадал ресурс GitHub, на котором размещаются исходные коды ПО, в связи с жалобой на недопустимый контент. В 2016 году была вторая волна блокировок, они были связаны с использованием данных адресов сайтами для азартных игр, которые блокируются по решениям Федеральной налоговой службы (ФНС). В 2017 году Роскомнадзор заблокировал приложение для онлайн-раций Zello – связи с отказом регистрироваться в реестре ОРИ.
Нас никогда не касались блокировки. Мы полагали, что их производят аккуратно, чтобы не пострадали законопослушные компании, и поэтому мы вне зоны риска.
В 2017 году частота включения IP-адресов Amazon в Реестр запрещенных сайтов повысилась.
На тот момент у нас на CloudFront хранилась вся графика сайта, css-стили, а также большая часть javascript-файлов. То есть при блокировке на сайте не отображалось почти ничего, кроме кусков текста. Перестали отображаться все картинки и кнопки, поехала верстка. Наш CDN попал под блокировку.
Что нужно (и не нужно) делать в таком случае
За полтора дня от возникновения проблемы до ее решения у нас очень сильно вырос показатель отказов на сайте, снизилось среднее время нахождения, Yandex понизил позиции в выдаче. Мы потеряли часть трафика и денег.
Мы предприняли следующие действия:
- Сообщили о неполадках своим пользователям удобным способом. Для нас это были группы в соцсетях.
- Приостановили рекламу по возможности. (Весьма глупо «сливать бюджет», если пользователь лишен возможности совершить покупку).
- Максимально быстро исправили неполадку. Мы развернули собственный проксирующий сервер и поменяли на сайте ссылки на картинки и скрипты, чтобы они отдавались с проксирующего сервера, который в свою очередь обращался за контентом на CDN.
Поэтому в этом году, несмотря на массовые сбои из-за блокировок на других ресурсах, у нас все работало, как часы.
Что не стоит делать при блокировке:
- Бездействовать. Блокировка – это тот самый случай, когда время – деньги. Чем дольше лежит ваш сервис, тем больше вы теряете.
- Писать в Роскомнадзор. На написание письма, его прочтение, реагирование со стороны Роскомнадзора может уйти много времени. Никакой статистики по скорости обработки обращений в саппорт или ответов на письма со стороны РКН нет. Пользователь не будет вникать, почему у вас что-то не работает, он просто уйдет за решением своей проблемы к вашим конкурентам.
И еще несколько советов...
В наше время бизнесу нужно проявлять гибкость и держать руку на пульсе. Политическая ситуация в мире меняется каждый день, и ваш сайт может быть заблокирован по самым различным причинам.
- Настройте аналитику на сайте и уведомления о ней, чтобы узнать максимально быстро о неполадках.
- Изучайте и соблюдайте законодательство ваших ключевых рынков, используйте услуги юриста.
- Рассчитывать на то, что Роскомнадзор или любое другое государственное ведомство какой-либо страны будет действовать, задумываясь о вас и вашем бизнесе, и при этом действовать с хирургической точностью, не стоит.
Материалы по теме:
«Ъ»: Telegram для обхода блокировок использует технологии российских военных
Роскомнадзор объявил о разблокировке 3,7 млн IP-адресов Google
Роскомнадзор назвал «спамом» и письмами «без конкретики» большинство жалоб на массовые блокировки
Прощай, Telegram: как в соцсетях отреагировали на блокировку мессенджера
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- Пройти курс «Старт работы на Ozon»
- 1 Дуров пообещал французским следователям «улучшить» модерацию Telegram
- 2 В России разработали ИИ-модуль для поиска преступников в Telegram
- 3 Telegram-каналы заработали 1,7 млрд рублей с помощью монетизации от «Яндекса»
- 4 TON Foundation запланировала экспансию в США
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025