Колонки

Нас заблокировали за полгода до того, как об этом стали говорить все. Вот что может помочь и вам

Колонки
Антон Ботов
Антон Ботов

Руководитель отдела PHP-разработки в Movavi

Полина Константинова

Антон Ботов, руководитель отдела PHP-разработки в Movavi, рассказывает, как его компания столкнулась с блокировкой еще за полгода до того, как об этом стали говорить все, и что точно не нужно делать, если вы попали в такую же ситуацию.

Нас заблокировали за полгода до того, как об этом стали говорить все. Вот что может помочь и вам
Присоединиться

В чем была проблема

Movavi – это IT-компания полного цикла. Наши программы помогают людям в 150 странах мира в работе с видео-, фото- и мультимедиа-файлами. Пострадали мы от блокировки 6 месяцев назад, в сентябре 2017 года, задолго до глобальных и массовых блокировок в связи с запретом Telegram. В СМИ не было такого обильного потока информации об этом, как сейчас.

30 сентября 2017 года начали поступать звонки от пользователей со всей России в саппорт с проблемами доступа и отображения содержания сайта. Первое время было непонятно, в чем причина «фарша» на сайте.

У нас все работало, проверили с других устройств, попросили удаленных сотрудников проверить – все было нормально. Причина не прояснилась.

Через час, после 20 звонков в техподдержку, выяснилось, что у части обратившихся в саппорт был один и тот же интернет-провайдер, тогда ситуация стала яснее. Нашли в СМИ информацию о некоторых трудностях доступа к популярным в России сервисам и сайтам. Причиной стала блокировка IP-адресов Amazon CloudFront некоторыми интернет-провайдерами. Причем неясно, в какие сроки какой провайдер блокирует IP-адреса. Кто-то – массово и сразу, кто-то – весьма лоялен и не торопится этого делать.

Мы думали, что находимся вне зоны риска

Первые блокировки IP-адресов AWS начались в России летом 2014 года: пострадал ресурс GitHub, на котором размещаются исходные коды ПО, в связи с жалобой на недопустимый контент. В 2016 году была вторая волна блокировок, они были связаны с использованием данных адресов сайтами для азартных игр, которые блокируются по решениям Федеральной налоговой службы (ФНС). В 2017 году Роскомнадзор заблокировал приложение для онлайн-раций Zello – связи с отказом регистрироваться в реестре ОРИ.

Все сервисы и компании, связанные с релокацией, на одной карте


Нас никогда не касались блокировки. Мы полагали, что их производят аккуратно, чтобы не пострадали законопослушные компании, и поэтому мы вне зоны риска.

В 2017 году частота включения IP-адресов Amazon в Реестр запрещенных сайтов повысилась.

На тот момент у нас на CloudFront хранилась вся графика сайта, css-стили, а также большая часть javascript-файлов. То есть при блокировке на сайте не отображалось почти ничего, кроме кусков текста. Перестали отображаться все картинки и кнопки, поехала верстка. Наш CDN попал под блокировку.

Что нужно (и не нужно) делать в таком случае

За полтора дня от возникновения проблемы до ее решения у нас очень сильно вырос показатель отказов на сайте, снизилось среднее время нахождения, Yandex понизил позиции в выдаче. Мы потеряли часть трафика и денег.

Мы предприняли следующие действия:

  • Сообщили о неполадках своим пользователям удобным способом. Для нас это были группы в соцсетях.
  • Приостановили рекламу по возможности. (Весьма глупо «сливать бюджет», если пользователь лишен возможности совершить покупку).
  • Максимально быстро исправили неполадку. Мы развернули собственный проксирующий сервер и поменяли на сайте ссылки на картинки и скрипты, чтобы они отдавались с проксирующего сервера, который в свою очередь обращался за контентом на CDN.

Поэтому в этом году, несмотря на массовые сбои из-за блокировок на других ресурсах, у нас все работало, как часы.

Что не стоит делать при блокировке:

  • Бездействовать. Блокировка – это тот самый случай, когда время – деньги. Чем дольше лежит ваш сервис, тем больше вы теряете.
  • Писать в Роскомнадзор. На написание письма, его прочтение, реагирование со стороны Роскомнадзора может уйти много времени. Никакой статистики по скорости обработки обращений в саппорт или ответов на письма со стороны РКН нет. Пользователь не будет вникать, почему у вас что-то не работает, он просто уйдет за решением своей проблемы к вашим конкурентам.

И еще несколько советов...

В наше время бизнесу нужно проявлять гибкость и держать руку на пульсе. Политическая ситуация в мире меняется каждый день, и ваш сайт может быть заблокирован по самым различным причинам.

  • Настройте аналитику на сайте и уведомления о ней, чтобы узнать максимально быстро о неполадках.
  • Изучайте и соблюдайте законодательство ваших ключевых рынков, используйте услуги юриста.
  • Рассчитывать на то, что Роскомнадзор или любое другое государственное ведомство какой-либо страны будет действовать, задумываясь о вас и вашем бизнесе, и при этом действовать с хирургической точностью, не стоит.

Материалы по теме:

«Ъ»: Telegram для обхода блокировок использует технологии российских военных

Роскомнадзор объявил о разблокировке 3,7 млн IP-адресов Google

Роскомнадзор назвал «спамом» и письмами «без конкретики» большинство жалоб на массовые блокировки

Прощай, Telegram: как в соцсетях отреагировали на блокировку мессенджера

Как пользоваться Telegram после блокировки

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Телеграм-боты как инструмент для увеличения вовлеченности аудитории
  2. 2 Самые сомнительные обновления Telegram за последний год
  3. 3 Вертикальные видео и упор на e-com: как меняются соцсети
  4. 4 Сравнительный анализ площадок для таргетированной рекламы
  5. 5 Как получить синюю галочку в Instagram* и Telegram — личный опыт
ArtTech — карта разработчиков арт-технологий
Все игроки российского рынка технологий для искусства
Перейти