Если у вас есть собственный бизнес, то вы уже явно столкнулись с необходимостью наличия ИТ-инфраструктуры. Однако просто закупить серверы и нанять сисадмина – недостаточно. В ИТ-сфере есть много узких мест, о которых лучше знать заранее.
Алексей Малышев, генеральный директор компании «СОНЕТ», рассказывает о пяти самых распространенных проблемах и как с ними справиться.
Сегодня уже невозможно вести бизнес без ИТ. Но здесь, как и в любой сфере, существуют болевые точки, которыми надо заниматься. Иначе компания рискует деньгами, лояльностью клиентов и собственным ростом.
Наша практика работы с разными ИТ-системами выявила пять таких точек – основных проблем, требующих внимания руководителя бизнеса. Как можно эффективно управлять ИТ, не являясь специалистом в этой сфере? Давайте разберемся.
Отсутствие у ИТ-специалистов компетенций для устранения неисправностей
Сотрудник, который давно работает в компании, особенно ценен для руководителя. Но в ИТ-сфере – это скорее минус. Взаимодействуя с одной и той же инфраструктурой, специалист не развивается. Поэтому при появлении новой неисправности или во время модернизации он зачастую не справляется – нет практики.
Для решения этого вопроса есть два пути.
- Регулярно вкладывать деньги в развитие ИТ-сотрудников. При этом надо понимать, что большинство проблем, решению которых они обучаются, могут никогда не произойти. По сути – это страховка.
- Взаимодействовать с ИТ-компанией, специалисты которой могут подключиться к решению нетривиальной задачи.
Если вы выбираете обучение, подписывайте со своими сотрудниками ученические договоры, где они обязуются отработать в компании определенное время или оплатить расходы.
Критические простои, связанные с выходом оборудования из строя
Такое происходит даже в компаниях с развитой инфраструктурой и с компетентными ИТ-руководителями. Серьезные риски возникают, если из проектов в целях экономии исключается оборудование, отвечающее за безопасность и надежность системы.
У одного из наших клиентов была ситуация, когда пришлось экстренно восстанавливать ИТ-инфраструктуру из-за такой экономии. За два дня простоя склада компания понесла огромные убытки. Уровень потерь оказался на несколько порядков выше, чем стоимость нереализованного заранее решения.
Чтобы управлять этой болевой точкой, относитесь к собственным решениям критично, тщательно сопоставляйте риски и затраты.
Мелкие сбои на рабочих местах и скорость их устранения
Рабочие места сотрудников – головная боль рядовых системных администраторов. Часто источник сбоев – отсутствие системы безопасности и разграничения прав пользователей.
А вот низкая скорость их устранения связана с тремя факторами:
- не определена очередность выполнения заявок и неправильно расставлены приоритеты;
- нет системы мониторинга, позволяющей заранее предвидеть проблемы на местах;
- низкая квалификация системных администраторов – зачастую ИТ-служба просто не знает, как решить проблему, а за помощью обратиться не к кому. Сначала они «гуглят»… Потом пробуют… На поиск решения может уйти целый день вместо 15 минут.
В результате сисадмины в авральном режиме бегают по офису и «героически» спасают ситуацию. Особенно это характерно для бухгалтерии в периоды отчетности.
Поставьте ИТ-подразделению четыре простые задачи:
- установить антивирусы на ПК сотрудников и разграничить права пользователей;
- установить систему ИТ-мониторинга, заранее оповещающую о проблемах;
- использовать help desk – систему, определяющую приоритеты и контролирующую их исполнение;
- разделить список ИТ-проблем на те, которые они могут решить своими силами и те, где понадобятся внешние специалисты.
Эти действия сведут количество сбоев к нулю и сделают ИТ-обслуживание плановым.
Скорость работы основных бизнес-приложений (особенно 1С)
В России активнее других используется 1С. Это легкомодифицируемое бизнес-приложение. Отдел продаж, склад, бухгалтерия – все просят что-то туда «дописать». Постепенно количество надстроек превышает допустимое, и вся система начинает «тормозить». А когда документ на ПК открывается дольше полутора секунд – это вызывает раздражение пользователя, в результате производительность труда падает в разы.
У проблемы два источника:
- некомпетентность специалистов 1С, которые что-то наделали в коде и забыли оптимизировать;
- слабое серверное оборудование, которое не может обеспечить правильную скорость работы постоянно обновляемой 1С.
Управлять этим можно только с помощью компетентных специалистов извне. Главное – определить реальный источник проблемы.
Если дело в мощности – не нужно откладывать решение. Существует иллюзия, что покупка серверов – это космические затраты. Но, на самом деле, подобрать недорогой вариант под конкретную задачу очень легко.
Например, Целлюлозно-бумажному комбинату «Волга», с которым мы сотрудничаем уже более десяти лет, требовалось нарастить производительность СХД (системы хранения данных) в связи с внедрением новой ERP-системы (программного обеспечения для планирования ресурсов предприятия). В результате документы стали открываться не за пять секунд, а за одну, и производительность труда выросла пропорционально.
Длинные сроки принятия решений по закупке оборудования и комплектующих
Характерная болевая точка для компаний, использующих систему бюджетирования и закупок, но не имеющих своего запаса запчастей. Согласования могут длиться несколько дней и даже месяцев. В результате оборудование простаивает, нарушая бизнес-процессы.
И снова два варианта решений – на ваш выбор.
- Стандартизация парка оборудования: например, все ПК в компании должны быть от одного производителя. Тогда запчасти подходят практически ко всему, а значит, вы можете легко содержать склад.
- Заключение договора на обслуживание внешней сервисной компанией.
Чем заняться в первую очередь?
Итак, узкие места обозначены. Но остается вопрос приоритетов – за какие проблемные участки нужно взяться немедленно, а что отложить?
Зависит от сферы. На чем вы зарабатываете деньги? Выделите процессы, остановка которых приведет к невозможности вести бизнес или к финансовым потерям. Например:
- для дистрибуторской компании критичны программы складского учета и распечатка документов, сопровождающих отгрузку;
- для интернет-магазина – важны работа сайта и возможность принимать заявки, в том числе по телефону;
- для онлайн-банка критичен устойчивый доступ клиентов к личным кабинетам и сохранность данных.
В нашей компании невозможность приема и отгрузки оборудования, то есть работа склада, – это потеря текущих доходов. Проблема на рабочих местах менеджеров по продажам и невозможность отправлять коммерческие предложения – потеря доходов будущих. А вот если «упадет» сайт, это никак не повлияет ни на прибыль, ни на репутацию.
Определение бизнес-процессов, критичных с точки зрения дохода, позволит вам легко планировать бюджет, ставить задачи ИТ-подразделению и взаимодействовать с вашим системным интегратором, чтобы наращивать прибыль за счет ИТ-технологий.
Материалы по теме:
На далеком сервере: как мы придумали защищать данные пользователей
Кибербезопасность – это не только защита от хакеров
Вы готовы к пику продаж, если готова ИТ-система. Как не перечеркнуть все одной ошибкой
Нужен ли программисту диплом вуза или достаточно курсов? Мнение директора IT-компании
«Это печальная истина IT. Контролировать команду, если ты не программист, — невозможно»
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025