«Это печальная истина IT. Контролировать команду, если ты не программист, — невозможно»

Стас Гольденшлюгер
Стас Гольденшлюгер

Сооснователь Alef Development

Расскажите друзьям
Софья Федосеева

Вы решили организовать стартап. Не просто магазин или кафе, а технологический проект, в центре которого — разработка. При этом время и деньги у вас ограничены, а поиск IT-команды занимает несколько месяцев.

Стас Гольденшлюгер, программист и сооснователь Alef Development, рассказывает, как пройти этот процесс с минимальным количеством шишек (совсем без них вряд ли получится).

«IT-стартапу нужен CTO!»

Верно. IT-стартапу нужен CTO. Но только после того, как запустили продукт. Иначе получается следующее: сначала CTO две недели гиперактивно участвует в согласовании ТЗ, потом три месяца не делает ничего. Внешняя команда работает, а он не нужен.

Правильный подход такой: на этапе разработки и первых шагов стартапа — программисты в аутсорсе. Когда проект начал приносить деньги и требует постоянной поддержки и добавления новых функций — берем СТО.


Как отобрать IT-команду на аутсорс

Рейтинги вроде Ruward и Tagline — хорошая стартовая точка для поиска команды, но она не должна становиться финишной прямой. Не забывайте, что рейтинги — это все-таки соревнование пиарщиков, а не программистов.

Подписывайтесь на канал Rusbase в «Яндекс.Дзен», чтобы ничего не пропустить

Поищите IT-студии в поисковиках или по знакомым — есть шанс, что вы найдете не менее крутую команду, но гораздо дешевле.

Общение с компанией происходит через менеджера по продажам. Он может быть неимоверно хорош, а команда за ним — так себе. Бывает и так, что команды за ним нет, и он будет искать ее на ходу. Может быть наоборот: менеджер не производит особого впечатления, потому что он и не продажник вовсе, а тимлид команды талантливых программистов.

Ключевой показатель — портфолио. Посмотрите, что делала команда: так вы поймете, справится ли она с вашей задачей. Существует риск, что портфолио «надувное» — там могут оказаться проекты, к которым эта компания не имеет никакого отношения, а если имеет, то совсем незначительное. Достоверность портфолио нужно проверить.

Фото: Unsplash

Перед заключением договора свяжитесь с парочкой бывших клиентов компании. Только не спрашивайте контакты у разработчика — ищите их в интернете.

Узнайте следующую информацию:

  • эта ли команда делала проект,

  • полностью или частично,

  • не пришлось ли доделывать,

  • был ли выдержан срок,

  • не менялась ли цена на ходу.

Заведите табличку в экселе и ставьте каждой команде баллы: как быстро они перезвонили, есть ли у них похожие проекты в портфолио, какая оценка в рейтинге, что говорят клиенты. Верьте только этой табличке.


Про цены

На стоимость проекта влияет несколько факторов:

  • наличие схожего опыта у команды,

  • скорость работы программистов,

  • текущее финансовое положение компании.

Единственный способ определить справедливую стоимость работы — попросить оценки в нескольких компаниях.

Смело отсекайте слишком дорогие и слишком дешевые варианты: за пять тысяч рублей в месяц будут работать только мошенники, а за ценой в пять миллионов рублей зачастую скрываются агентства-посредники, которые побегут искать программистов сразу после подписания договора.

Попросите разработчиков детализировать цену: сколько часов каких сотрудников в нее заложено. Проверьте смету логическим путем.

Если в проекте две страницы, но в смете указано 30 дней дизайнера — «минус» команде. Если проект на тысячу экранов, но заложен только один день тестировщика — это тоже плохо.

Еще один способ проверить смету — сравнить дневную ставку программиста со среднемесячной зарплатой программиста на бирже труда. Только сравнивайте с зарплатой опытного программиста, а не новичка.

Нормальная наценка на программистов — от десяти до тридцати процентов. Если вы живете в стране, где толковый специалист получает 100 рублей в месяц, то его цена в смете аутсорсеров будет от шести до восьми рублей за рабочий день. Может быть, десять, но точно не 500.

Фото: Unsplash

Вот маленький лайфхак: начинайте разработку проектов в январе. В начале года нет продаж: компаниям нужны деньги, а менеджерам — бонусы. Поэтому вам будут давать скидки гораздо охотней, чем, например, в октябре.


Про коммуникацию

Для общения с хорошей IT-командой не нужно иметь дополнительных знаний — они сами расскажут о процессе работы и проиллюстрируют его схемами, аналогиями.

Если в разговоре айтишник «сыплет» неясными терминами — он не профессионал. Избыток «умных слов» — это признак отсутствия ясности мышления или желания казаться профессиональнее, чем на самом деле.

Избегайте таких людей. За 15 лет программирования ни разу не видел, чтобы человек одновременно «грузил» собеседника и сам понимал, о чем говорит.


Про контроль

Вы внимательно выбирали команду по портфолио и отзывам. Выбрали? Теперь полностью доверьтесь этим людям. Попросите держать вас в курсе и показывать новые стадии разработки.

Не настаивайте на ежедневных планерках и ежечасных отчетах. Дайте вашим разработчикам разрабатывать.

Через две недели после выхода на рынок первой версии будет понятно, дает команда результат или только обещает. К сожалению, раньше это проверить никак не получится.

Вы не поймете, на сколько процентов готов проект и качественный ли код. «Нечистоплотные» программисты могут показать «пустой кузов» стартапа и утверждать, что он готов на 90%.

Это печальная истина IT. Контролировать команду, если ты не программист, — невозможно. Да и будучи программистом, это не очень-то просто.

Единственное, что остается, — постараться найти профессионалов и довериться им. Если вы успешно выполнили проект с этой командой, держитесь за нее изо всех сил — вам повезло. Помните, что в IT-сфере гораздо больше людей умеют рассказывать, чем разрабатывать.


«Когда уже можно нанимать CTO?»

Для большинства компаний этот момент не наступает никогда.

Если вы нашли хорошую команду, сработались и доверяете ей — скорее всего, вы потратили на это много денег, сил и времени. Вам не захочется проходить этот путь еще раз.

Найти толкового CTO — не проще, чем отобрать команду. Здесь — те же проблемы и парочка дополнительных: он может уволиться и забрать с собой программистов или заболеть перед выдачей новой версии.

Фото: Unsplash

Желательно найти человека, который уже показал себя в этой роли в другой компании, и перекупить его. Успешный опыт работы — вот единственный верный признак профессионализма.

Кроме того, нужно убедиться, что человек действительно двигал проект, а не был номинальным CTO. Поговорите с ним, спросите мнения других айтишников.

Придется рискнуть: дать ему команду, бюджет. А потом оценить результат. Если бы были другие способы, то выстреливало бы большее число стартапов, чем сегодня.


Сколько стоит CTO

Эта цифра всегда разная: в зависимости от тематики проекта, опыта и дополнительных условий, которые вы для него создадите. К тому же, какую бы цифру я ни написал — она устареет через год.

Сегодня, в феврале 2019 года, при большом везении, на несложный проект и удаленную работу вы найдете вменяемого CTO за 100 тысяч рублей. Если нет связей — за 150 тысяч. А на сложных или узко-тематических проектах ценник может дорасти до 500 тысяч.

Иногда CTO приглашают сразу в состав фаундеров. Мол, «если ты не айтишник, то не сможешь сделать IT-бизнес» или «IT-бизнес обречен, если им занимаются непрофессионалы». Это не так.

Стартап начинается с одержимого человека или с компании одержимых друзей. Если среди них есть крутой айтишник — это однозначный плюс. Желательно, чтобы еще был крутой продажник, крутой финансист и крутой маркетолог.

Но никто из этих людей в составе учредителей не является обязательным. А знаете, кто является? Если мы говорим об арт-аукционе, то это человек из мира искусства, если про приложение с рецептами — гурман или кулинар.

В составе фаундеров обязательно нужен человек, который разбирается в теме, понимает потребности изнутри, знает, для кого мы делаем проект и зачем. Вот без такого человека проект обречен. А без CTO в составе основателей вполне можно обойтись.


Материалы по теме:

В нашем Instagram @rusbase сегодня есть на что посмотреть! Подписаться

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

‡агрузка...

Комментарии

  • Сергей 15:22, 6.02.2019
    1
    • Stas Goldenshluger Stas Goldenshluger
    Стас, Скажите, а откуда у вас такие оптимистичные цены для сравнения с ежемесячной ставкой разработчика на бирже? 10-30% (а иногда и более) это только заложенная маржа студии как правило.А где же операционные и управленческие расходы на вашего разработчика или их не существует? Даже если некоторые управленческие расходы включаются в стоимость отдельными работами, как-же рабочее место, софт, налоги, зарплата бухгалтера, кадровика, отпускные разработчика,...? Это ведь все те же расходы, которые будет нести заказчик, если решит собрать собственную команду в штате и не говорить об этом равносильно чтобы подталкивать заказчиков работать с недобросовестными студиями.Ведь с такими советами мне видится только один вариант чтобы не прогореть - нагло обманывать своих клиентов и продавать джунов по цене мидлов/сеньоров или везде завышать время, иначе это заведомо минусовой вариант и хорошим долговременным партнером заказчику невозможно стать.
  • Stas Goldenshluger
    Сергей Stas Goldenshluger 16:14, 11.02.2019
    0
    Сергей, мне впервые в жизни задают вопрос "почему у вас слишком маленькая наценка?". Вопрос неожиданный, но хороший. У разных компаний свой подход к формированию коммерческих предложений: 1. Мало строк в смете, но большая наценка (дополнительные расходы встроены в ставку программиста); 2. Много строк в смете, но низкая наценка (дополнительные расходы, насколько возможно, прописаны в явном виде). Мы сторонники второго подхода, потому что первый может выдавать неожиданные результаты на маленьких проектах. Те же управленческие расходы у нас вписываются в смету отдельными строками. Давайте вкратце пробежимся по остальным пунктам. Про налоги: да, речь идет про наценку на зарплату "брутто". Про ту зарплату, которую платит компания, а не ту, которую получает сотрудник. Затраты на софт и бухаглатерию покрываются из наценки, благо они не так велики по сравнению с ФОТ. Вы правы, я зря так категорично написал про 10-30 %, потому что это справедливо только для смет, где затраты вынесены отдельно, а не вписаны в ставку программиста. Но главная идея была не в конкретном размере наценки, а в том, что при выборе подрядчика следует пропускать расчеты сквозь фильтр критического мышления. Эта, казалось бы, простая идея на самом деле часто не приходит в голову заказчикам. Они сравнивают коммерческие предложения между собой, но не со здравым смыслом.
  • Stas Goldenshluger Сергей 00:56, 12.02.2019
    0
    Стас, Спасибо за ответ и за статью, но про цену часа.... все-равно спорно. Во первых, если говорится о брутто, то так и надо писать, ведь 100% неправильно поймут и вред вы этим нанесете всем, включая себя. Не нужно вводить в заблуждение заказчиков, это никому пользы не принесет. Во вторых как я и написал 10% это минимальная наценка студии, а значит наценка на разработчика для расчета уже должны начинаться от 20-30%. Бухгалтерия / софт тянут не много от ФОТ, но есть еще директор, есть другой топ менеджмент и все-равно есть работы и риски, которые не выводятся отдельными строками в смету. Простой пример тут Помимо этого порой наценка даже в 200-300% процентов может быть вполне уместной и обоснованной, а это никак не раскрыто. Ведь опыт и экспертиза компании могут позволять запустить некое решение в разы быстрее, более качественно и в целом дешевле, чем нанимать своих разработчиков. Вы же сами тут пишите про портфолио, про опыт команды, так вот компания ведь накапливает этот опыт и способна сделать работу лучше и быстрее. В целом статья хорошая, но вот раздел про цены я бы все-же скорректировал для более ясного взгляда. Мы например можем некоторые новые для нас области вообще сделать в минус себе по заниженной цене клиенту, либо можем выделить ресурсы на изучение новой тематики перд выполнением работ, но чтобы восполнить эти расходы и сделать всем хорошо, мы обязаны будем цены поднять на последующие заказы, но ведь выигрывают от этого все в конечном итоге. Извините если где-то резко написал, статья на самом деле понравилась, но этот раздел зацепил просто )))
Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии и получить доступ к Pipeline — социальной сети, соединяющей стартапы и инвесторов.
SmartMail Conf
23 марта 2019
Ещё события


Telegram канал @rusbase