Марат Халилюлин, управляющий партнер MVP.CARE, рассказывает, как стартапу сделать правильный прототип и почему некоторым проектам он не нужен.
Как я понимаю, что такое прототип
Общаясь с экспертами в стартап-строительстве, часто сталкиваюсь с мнением, что «посадочная страница – это уже прототип». Однако мое мнение о MVP немного отличается.
Для меня прототип – функциональный, рабочий продукт, который позволяет протестировать гипотезу. Это значит, что требования к UI/UX – примитивны, и продукт ограничен ключевой функцией, на которой работает гипотеза.
Пример. Если вы придумали приложение «кофе на вынос», то правильным будет найти кофейню, которая будет готова стать «подопытными кроликами», и сделать приложение. Примитивное приложение, которое реализует логику: выбрал кофе из 2-4 вариантов, нажал «заказать», получил подтверждение о приеме заказа в работу.
Да, должен быть «backend» и интерфейс для бариста, чтобы заявки не уходили в никуда. Как вариант, заявки можно обрабатывать без сервера, в ручном режиме.
Вот как это может выйти на практике
Это сложно, и хочется ограничиться «посадочной страницей»? Тогда расскажу небольшую историю моего первого проекта. В 2001 году, когда еще мало кто знал словосочетание «стартап-проект», мы с друзьями сделали сервис обмена сообщениями между пользователями сотовых телефонов, email и ICQ.
Для справки: в 2001 году все телефоны были кнопочными и не позволяли читать почту на телефоне в принципе. Сервис активно рос, и за первые 1,5-2 месяца мы набрали более 5 тысяч пользователей.
Работая с обращениями клиентов в поддержку и анализируя трафик, мой разработчик увидел, что люди ошибаются при отправке сообщений и начинают знакомиться. Мы удивились. И увидели возможность сделать SMS-знакомства.
Я решил: «Давайте доделаем наш мегапроект с суперидеей, а SMS-знакомства запилим чуть позже».
Итогом стало то, что через полгода компания «Информ-Мобил» запустила SMS-знакомства, а мы закрыли проект, так как операторы связи поменяли условия договоров и наша бизнес-модель развалилась.
Да, мы увидели востребованный сервис и не реализовали его. Однако, возвращаясь к «посадочной странице», стоит задать вопрос: если бы мы тогда сделали посадочную страницу, смогли бы мы увидеть свою ошибку суждения о значимости проекта и новую возможность монетизировать усилия? Вряд ли.
«Посадочная страница» нам обязательно бы сказала, что первоначальная идея – супер, что подтверждал рост пользовательской базы.
С чего начинать делать прототип
Итак, с чего лучше всего начать делать прототип? Я много раз видел стартаперов, которые, увидев возможность, бросались «пилить код». Сам такой. Однако такой подход часто приводит к растягиванию сроков запуска, возникновению множества дополнительных вопросов и переделок.
Если есть желание избежать риска, часто приводящего к краху проекта, то самое лучшее – отложить средство разработки, взять ручку и бумагу и включить голову. Включить в себе исследователя, маркетолога, продажника и пользователя конечного продукта.
Безусловно, нужно понимать задачу, которую хочется решить. Есть сформулированная проблема – есть те, кому она близка. Кто они? Как будет решаться проблема, какая заложена механика в оказании сервиса или ценность в продукте?
Например, для сервиса нужно расписать «use cases», пошаговую механику оказания услуги и решения проблемы. Конечно же, нужно понимать, какими средствами все будет реализовываться, какой функционал должен быть сразу предоставлен, а какой – на следующих этапах развития продукта. Нужно уметь бить себя по рукам, когда появляется желание дописать в список требований «фитюльку», поскольку между «надо» и «хочу» – огромная пропасть.
Мне помогает в этой борьбе вопрос: «Этого хочется мне или это надо пользователю?». Только не зацикливайтесь на деталях. Во всем должен быть разумный подход.
Если изложили на бумаге, значит, надо делать CustDev (customer development) – идти общаться. Негатив и отказ – самая ценная информация. Конечно же, вопросы должны быть правильными и не начинаться со слов «а вы хотите…?», «а вам надо…?». Решайте задачу, начиная вопросы со слов «как вы делаете…», «что вам нравится, а что не нравится…». Сбор данной информации может внести весьма существенные коррективы в ранее сформулированный документ. А для достижения истины желательно сразу пытаться брать предоплату.
Вот теперь можно со знанием дела делать свой прототип. На чем его делать? Если честно, то без разницы, главное, просто и быстро. Я видел примеры реализаций, гипотезы которых тестировали организаторы проекта, создав группу в социальных сетях. Заказы обрабатывались вручную фаундерами, как я понимаю, 24 часа в сутки.
Есть под рукой классный разработчик? Отлично, пишите ему техзадание и грузите его работой, а он выберет тот инструмент разработки, который ему удобнее.
Внимание! Не забываем о технической документации. Допущения в разработке прототипа не должны переходить в разгильдяйство.
Так почему не нужен прототип
Сложно и хочется ограничиться «посадочной страницей»? Кажется, я уже задавал этот вопрос. Прототип позволяет с минимальными вложениями времени и средств протестировать гипотезу и сделать акцент на маркетинге, общении с клиентом, тестировании бизнес-схемы. Или же на трафике увидеть возможность смены концепции, пивот. Попробуйте все это сделать с одной страницей в интернете. Хотя бывают исключения.
Если вы стартапер с неограниченным бюджетом и запустили проект на очень популярную тему, например, блокчейн или AI, то прототип – не ваша цель. Нужно прогибать рынок под свой продукт, да и мода поможет вам, как минимум, продаться очередному инвестору за приличную сумму.
Возможно, вы делаете стартап первый раз и вам жизненно необходимо набить свои шишки. Может быть, вы и так все знаете и уже просчитали развитие событий на десяток шагов вперед, и у вас уже есть лояльный корпоративный клиент.
В этих случаях – только вперед. Прототип – это блажь тех, кто уже с «шишками на головах», кто инвестирует во внятный проект, кто, шагнув в долину смерти, хочет выжить.
Моя последняя, но не финальная ошибка
Одной из важнейших, но неявных причин провала является несоблюдение установленных работающих правил. Когда я консультирую проект, то слышу «я знаю», но вижу несоблюдение правил, если слышу «я делал», то вижу их выборочное соблюдение.
В этом и я не уникален. Стремление экономить время приводит к «срезанию углов» и потере результатов приложенных усилий.
Кейс. В самом начале я упоминал приложение для заказа кофе. Более полугода назад я увидел возможность и сформулировал гипотезу. Мы все зависимы от модели поведения, которая формируется исходя из внешних и внутренних условий, например, необходимости ездить утром на работу и чувствовать себя бодро за счет ароматного кофе.
Я решил собрать приложение заказа кофе на вынос и при этом намеренно пропустил «CustDev». На основе технического задания с «use cases» быстро собрали прототип.
Сделали решение, в котором на WEB-интерфейсах реализовано три рабочих места – «пользователя приложения», «управляющего» и «бариста». Причем решение позволило заводить сеть кофеен с разделением по регионам, меню с разными ценами в зависимости от группы, к которой кофейня относится, множеством статусов заказа и возможностью оплаты банковской картой сразу после него.
Были определены гипотезы и заложены возможности заказа столиков на обед/ужин, персонализация предложений для допродажи и проведения маркетинговых акций. Было желание заложить в прототип еще и возможность продавать бургеры собственной сборки.
А теперь вспомним, с чего я начал описание реализации прототипа. Я пропустил CustDev.
Результат. Единичные кофейни не заинтересовались приложением, поскольку это усложнило бы их работу, а они привыкли работать без систем управления заказами. Сетевые компании, кого видели в числе первых клиентов, попросили примеры внедрений и интеграцию с популярными системами управления заказами, что потребовало вложиться в серьезную разработку по интеграции. Проект пока заморожен.
Стоит ли делать прототип или нет – это выбор каждого. Только если стали делать прототип, делайте его правильно.
Материалы по теме:
Нерабочий прототип солнечной крыши помог Илону Маску расположить к себе акционеров
Как превратить научный стартап в работающий бизнес
MVP — это не прототип. Прототип нельзя продавать, а MVP — можно
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
-
Пройти курс «Как построить личный бренд»
- 1 Создание дизайна упаковки: шаги, задачи и принципы разработки
- 2 Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) — что за организация
- 3 Что такое сэмплинг в маркетинге: цели и виды
- 4 Референс-лист компании: как его правильно составить и каким образом использовать?