Top.Mail.Ru
Колонки

Подумайте несколько раз, прежде чем делать прототип. Это может оказаться ошибкой

Колонки
Марат Халилюлин
Марат Халилюлин

Управляющий партнер MVP.CARE

Полина Константинова

Марат Халилюлин, управляющий партнер MVP.CARE, рассказывает, как стартапу сделать правильный прототип и почему некоторым проектам он не нужен.

Подумайте несколько раз, прежде чем делать прототип. Это может оказаться ошибкой

Как я понимаю, что такое прототип

Общаясь с экспертами в стартап-строительстве, часто сталкиваюсь с мнением, что «посадочная страница – это уже прототип». Однако мое мнение о MVP немного отличается.

Для меня прототип – функциональный, рабочий продукт, который позволяет протестировать гипотезу. Это значит, что требования к UI/UX – примитивны, и продукт ограничен ключевой функцией, на которой работает гипотеза.

Пример. Если вы придумали приложение «кофе на вынос», то правильным будет найти кофейню, которая будет готова стать «подопытными кроликами», и сделать приложение. Примитивное приложение, которое реализует логику: выбрал кофе из 2-4 вариантов, нажал «заказать», получил подтверждение о приеме заказа в работу.

Да, должен быть «backend» и интерфейс для бариста, чтобы заявки не уходили в никуда. Как вариант, заявки можно обрабатывать без сервера, в ручном режиме.


Вот как это может выйти на практике

Это сложно, и хочется ограничиться «посадочной страницей»? Тогда расскажу небольшую историю моего первого проекта. В 2001 году, когда еще мало кто знал словосочетание «стартап-проект», мы с друзьями сделали сервис обмена сообщениями между пользователями сотовых телефонов, email и ICQ.

Для справки: в 2001 году все телефоны были кнопочными и не позволяли читать почту на телефоне в принципе. Сервис активно рос, и за первые 1,5-2 месяца мы набрали более 5 тысяч пользователей.

Работая с обращениями клиентов в поддержку и анализируя трафик, мой разработчик увидел, что люди ошибаются при отправке сообщений и начинают знакомиться. Мы удивились. И увидели возможность сделать SMS-знакомства.

Я решил: «Давайте доделаем наш мегапроект с суперидеей, а SMS-знакомства запилим чуть позже».

Итогом стало то, что через полгода компания «Информ-Мобил» запустила SMS-знакомства, а мы закрыли проект, так как операторы связи поменяли условия договоров и наша бизнес-модель развалилась.

Да, мы увидели востребованный сервис и не реализовали его. Однако, возвращаясь к «посадочной странице», стоит задать вопрос: если бы мы тогда сделали посадочную страницу, смогли бы мы увидеть свою ошибку суждения о значимости проекта и новую возможность монетизировать усилия? Вряд ли.

«Посадочная страница» нам обязательно бы сказала, что первоначальная идея – супер, что подтверждал рост пользовательской базы.

С чего начинать делать прототип

Итак, с чего лучше всего начать делать прототип? Я много раз видел стартаперов, которые, увидев возможность, бросались «пилить код». Сам такой. Однако такой подход часто приводит к растягиванию сроков запуска, возникновению множества дополнительных вопросов и переделок.

Если есть желание избежать риска, часто приводящего к краху проекта, то самое лучшее –  отложить средство разработки, взять ручку и бумагу и включить голову. Включить в себе исследователя, маркетолога, продажника и пользователя конечного продукта.

Безусловно, нужно понимать задачу, которую хочется решить. Есть сформулированная проблема – есть те, кому она близка. Кто они? Как будет решаться проблема, какая заложена механика в оказании сервиса или ценность в продукте?

Например, для сервиса нужно расписать «use cases», пошаговую механику оказания услуги и решения проблемы. Конечно же, нужно понимать, какими средствами все будет реализовываться, какой функционал должен быть сразу предоставлен, а какой – на следующих этапах развития продукта. Нужно уметь бить себя по рукам, когда появляется желание дописать в список требований «фитюльку», поскольку между «надо» и «хочу» – огромная пропасть.

Мне помогает в этой борьбе вопрос: «Этого хочется мне или это надо пользователю?». Только не зацикливайтесь на деталях. Во всем должен быть разумный подход.

Если изложили на бумаге, значит, надо делать CustDev (customer development) – идти общаться. Негатив и отказ – самая ценная информация. Конечно же, вопросы должны быть правильными и не начинаться со слов «а вы хотите…?», «а вам надо…?». Решайте задачу, начиная вопросы со слов «как вы делаете…», «что вам нравится, а что не нравится…». Сбор данной информации может внести весьма существенные коррективы в ранее сформулированный документ. А для достижения истины желательно сразу пытаться брать предоплату.

Вот теперь можно со знанием дела делать свой прототип. На чем его делать? Если честно, то без разницы, главное, просто и быстро. Я видел примеры реализаций, гипотезы которых тестировали организаторы проекта, создав группу в социальных сетях. Заказы обрабатывались вручную фаундерами, как я понимаю, 24 часа в сутки.

Есть под рукой классный разработчик? Отлично, пишите ему техзадание и грузите его работой, а он выберет тот инструмент разработки, который ему удобнее.

Внимание! Не забываем о технической документации. Допущения в разработке прототипа не должны переходить в разгильдяйство.

Так почему не нужен прототип

Сложно и хочется ограничиться «посадочной страницей»?  Кажется, я уже задавал этот вопрос. Прототип позволяет с минимальными вложениями времени и средств протестировать гипотезу и сделать акцент на маркетинге, общении с клиентом, тестировании бизнес-схемы. Или же на трафике увидеть возможность смены концепции, пивот. Попробуйте все это сделать с одной страницей в интернете. Хотя бывают исключения.

Если вы стартапер с неограниченным бюджетом и запустили проект на очень популярную тему, например, блокчейн или AI, то прототип – не ваша цель. Нужно прогибать рынок под свой продукт, да и мода поможет вам, как минимум, продаться очередному инвестору за приличную сумму.

Возможно, вы делаете стартап первый раз и вам жизненно необходимо набить свои шишки. Может быть, вы и так все знаете и уже просчитали развитие событий на десяток шагов вперед, и у вас уже есть лояльный корпоративный клиент.

В этих случаях – только вперед. Прототип – это блажь тех, кто уже с «шишками на головах», кто инвестирует во внятный проект, кто, шагнув в долину смерти, хочет выжить.

Моя последняя, но не финальная ошибка

Одной из важнейших, но неявных причин провала является несоблюдение установленных работающих правил. Когда я консультирую проект, то слышу «я знаю», но вижу несоблюдение правил, если слышу «я делал», то вижу их выборочное соблюдение.

В этом и я не уникален. Стремление экономить время приводит к «срезанию углов» и потере результатов приложенных усилий.

Кейс. В самом начале я упоминал приложение для заказа кофе. Более полугода назад я увидел возможность и сформулировал гипотезу. Мы все зависимы от модели поведения, которая формируется исходя из внешних и внутренних условий, например, необходимости ездить утром на работу и чувствовать себя бодро за счет ароматного кофе.

Я решил собрать приложение заказа кофе на вынос и при этом намеренно пропустил «CustDev». На основе технического задания с «use cases» быстро собрали прототип.

Сделали решение, в котором на WEB-интерфейсах реализовано три рабочих места – «пользователя приложения», «управляющего» и «бариста». Причем решение позволило заводить сеть кофеен с разделением по регионам, меню с разными ценами в зависимости от группы, к которой кофейня относится, множеством статусов заказа и возможностью оплаты банковской картой сразу после него.

Были определены гипотезы и заложены возможности заказа столиков на обед/ужин, персонализация предложений для допродажи и проведения маркетинговых акций. Было желание заложить в прототип еще и возможность продавать бургеры собственной сборки.

А теперь вспомним, с чего я начал описание реализации прототипа. Я пропустил CustDev.

Результат. Единичные кофейни не заинтересовались приложением, поскольку это усложнило бы их работу, а они привыкли работать без систем управления заказами. Сетевые компании, кого видели в числе первых клиентов, попросили примеры внедрений и интеграцию с популярными системами управления заказами, что потребовало вложиться в серьезную разработку по интеграции. Проект пока заморожен.

Стоит ли делать прототип или нет – это выбор каждого. Только если стали делать прототип, делайте его правильно.


Материалы по теме:

Нерабочий прототип солнечной крыши помог Илону Маску расположить к себе акционеров

Как превратить научный стартап в работающий бизнес

MVP — это не прототип. Прототип нельзя продавать, а MVP — можно

5 признаков стартапа, в который захотят вложиться инвесторы

7 причин, по которым вам не стоит работать в стартапе

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Как работает овернайт для бизнеса
  2. 2 Бизнес в 2024: перспективные бизнес-идеи
  3. 3 Soft skills для предпринимателей
  4. 4 Как работает франшиза в бизнесе
  5. 5 Прибыль в бизнесе: основные виды и типы
RB в Telegram
Больше полезного контента в Telegram
Подписывайтесь!