Top.Mail.Ru
Колонки

Как превратить научный стартап в работающий бизнес

Колонки
Дмитрий Шапошников
Дмитрий Шапошников

Операционный директор Pulsar Venture Capital

Виктория Кравченко

Рейтинг «Глобальный инновационный индекс» за 2016 год отводит России 43-ю строчку, хотя мы занимаем высокие позиции по числу талантов и зарегистрированных патентов. Российская научная школа богата различными проектами и даже прототипами разработок, но вопрос, как превратить их в коммерчески успешный бизнес беспокоит очень многих разработчиков. 

Дмитрий Шапошников, операционный директор Pulsar Venture Capital, рассказывает о том, как перейти от мечтаний о будущих миллиардах к реальным доходам.

Как превратить научный стартап в работающий бизнес
  1. Колонки

От «долины смерти» к «вакууму возможностей»

Проблема российской научной отрасли заключается в том, что на протяжении целого века в стране превалировала плановая экономика. Таким образом, отдельные люди и даже государственные организации занимались тем, что выискивали потенциально интересные и перспективные технические разработки и привносили их в нашу жизнь.


Целые поколения ученых и просто технически образованных людей выходили из ВУЗов без понимания, что технология должна быть не только интересной с научной точки зрения, но также применимой и актуальной в коммерческом секторе, причем с адекватным сроком окупаемости.


Отголосок этой проблемы сегодня — один из выводов «Национального доклада по инновациям в России 2016» (подготовлен «РВК»): «В крупных компаниях вследствие короткого горизонта планирования руководство не продвигает инновационную повестку. При этом низкая инновационная активность в течение долгого времени приводит к отсутствию в компаниях компетенций и процессов, необходимых для внедрения инноваций».


Разрыв между научной компетенцией и коммерческой реализацией принято называть «долиной смерти».


Однако мне кажется, что за последние 5-10 лет ситуация сильно изменилась, и сейчас этот термин уже не отражает реального положения дел, а наоборот – стереотипно сдерживает возможные действия научных и технологических стартапов.


Я бы назвал это пространство «вакуумом возможностей». Согласно современному представлению вакуум – не пустота, а особая зона пространства, в которой присутствует огромное количество энергии – нужно лишь научиться ее использовать. Точно так же обстоят дела на ниве научного предпринимательства: возможностей масса, нужно только «поймать волну».


В 2017 году федеральный акселератор технологических стартапов Generation-S уже набрал 4237 заявок (годом ранее эта цифра составляла 2556 проектов), и сбор заявок продолжается. А международный акселератор Pulsar Venture Capital всего за один месяц смог собрать заявки от 378 команд.


По данным Pulsar VC, всего около 10% стартапов в стране готовы брать на себя ответственность и выходить на глобальный рынок.


Считаю, что сдерживающим фактором для резкого увеличения количества стартапов, готовых реализовывать глобальные амбиции, является недостаточное число предпринимателей, интегрированных в команды.


Инноватор, ученый и предприниматель – разные люди

Несмотря на то что на первых полосах изданий все время блистают звезды – Дмитрий Симоненко, основатель «Инналабс», Давид Ян, основатель ABBYY, Александр Галицкий, основатель венчурного фонда «Алмаз Кэпитал» – это скорее исключения, которые подтверждают общее правило – инноватор, ученый и предприниматель – чаще всего это разные люди.


Чего хочет ученый

Принципиальная разница заключается в том, что данные направления подразумевают отличные друг от друга циклы деятельности. Так, ученые могут тратить годы на поиск своих открытый. Взять хотя бы нашумевшие гравитационные волны. Чтобы обуздать их потребовалось 30 лет исследований и $600 млн. Согласитесь, это невозможно было бы сделать, если бы у команды было два года, за которые нужно было показать рентабельность 50 или 80%.


Чего хочет предприниматель

Тем временем перед предпринимателем стоит другая задача – нужно вложить средства в продукт или решение, получая предсказуемый спрос и окупаемость. То есть технологический предприниматель скорее даже будет читать не научные доклады, а маркетинговые отчеты, чтобы выбрать наиболее подходящие для развития технологии. Предприниматель мыслит категориями ближайшего будущего, и это отличает его от ученого.


Чего хочет инноватор

Инноватор – более общее понятие, которое может относиться к организационной деятельности или маркетингу. Это может быть отдельный человек в команде – идеолог, вдохновитель. Да, он может быть и ученым, и предпринимателем.


Универсальный подход

Таким образом, если мы имеем дело с классической ситуацией, когда ученые и предприниматели – разные люди, и диалог между ними еще не налажен.


Для коммерческого успеха я бы рекомендовал стартапам обзавестись переводчиком, который способен перевести с научного языка на коммерческий и обратно. Он должен уметь объяснить предпринимателю, что именно предлагает ученый, причем с обоснованием адекватности и своевременности этих предложений.


В соответствии с Глобальным рейтингом стартап-экосистем, представленным компанией Compass, Москва занимает второе место в категории «Таланты», уступая лишь Кремниевой долине (при этом общая позиция Москвы – 13-я).


Косвенно подтверждение этому исследованию можно обнаружить в сводках новостей с международных соревнований программистов, среди победителей которых неизменно фигурируют наши соотечественники. Например, на чемпионате мира 2016 ICPC (самое престижное в мире интеллектуальное состязание молодых программистов) победили студенты СПбГУ, опередив соперников из Гарвардского университета, Массачусетского технологического института и Шанхайского университета Джао Тонг.


Сам по себе талант не может собрать инвестиций в отсутствие предпринимательских навыков. Кто может помочь?


  • «Переводчик»

Именно поэтому возникает необходимость в «переводчике», который мог бы связать ученого и предпринимателя. Еще недавно таких «переводчиков» почти не было на рынке, но сегодня появляется все больше различных программ, все больше так называемых бизнес-ангелов, которые помогают ученым найти общий язык с предпринимателями.


Мой опыт работы в таком качестве сводится к 40 стартапам в наукоемких областях (мне довелось работать с ними на протяжении последних девяти лет). Результат — суммарно более 2 млрд рублей инвестиций и грантов, десятки прототипов и небольших, но занимающих свою нишу компаний.


  • Венчурный фонд

Иногда такие функции берут на себя венчурные фонды, хотя для них это непростая задача, которая требует активной работы с портфельными компаниями, а не просто инвестиций. Pulsar VC, к примеру, таким образом помогает развиваться компаниям TryFit и GetCoder.


  • Инфраструктурная организация

Наконец, часто особую роль в вопросах подобного рода коммуникаций выполняют крупные инфраструктурные организации. Например, Сколково. Кластеры помогают своим резидентам с международными выставками, делают встречи с инвесторами и дают гарантию качества.

На слуху успехи робототехнического кластера вроде проектов Promobot и Exoatlet, которые успешно развиваются, причем не только внутри страны. На днях к тренду присоединилось Агентство инноваций Москвы, пообещав готовить стартапы к международным конкурсам.


Как это должно реализовываться

Я вижу этот процесс как объединение студентов технического, финансового и юридического направления внутри одного стартапа. Они могут взять проект своего научного руководителя и начать готовить его к рыночным реалиям еще на третьем курсе. Тогда к защите диплома бакалавра студенты будут иметь какие-то представления о реальной жизни.


Заканчивать магистратуру будет готовая команда, уже сработавшаяся и сформировавшая собственную культуру, по сути, потенциальный стартап, но уже с идеей и даже прототипом.


Для этого, конечно, нужно особое отношение со стороны старших научных кадров. Профессор не должен жалеть своих идей и концепций, так как только его студенты смогут воплотить их в жизнь.


Мечтания о будущих миллиардах никому не приносят пользы, а реальные десятки и сотни тысяч могут получиться уже сегодня, так чего же ждать.


Более того, выращивая студентов, помогая им, научные руководители создают условия для второго процесса – роста сверху. Выпускники, получившие опыт, поднявшие компанию, а, может, даже и не одну (конечно, по началу таких будут единицы, но все же), станут с радостью сотрудничать со своими научными руководителями, которые дали им проект, дали дорогу в жизнь. Они же и смогут привносить в ВУЗ компетенции реального рынка, тренировать и приглашать к себе в команду талантливых ребят, которые еще учатся.


Тогда, уверен, уже в 2020 году международные индексы инновационного развития оценят Российскую инновационную экосистему на качественно новом уровне.


Материалы по теме:

Как за 2 месяца в Нью-Йорке мы выросли в 80 раз

5 правил, которые нужно выучить стартапам, чтобы работать с корпорациями

Индийский стартап создал «общежития 2.0» для миллениалов

Силиконовые Стартапчики: церковь-акселератор Startup Temple, Сан-Франциско

Экспресс-диагностика для стартапа: как оценить живучесть бизнес-идеи

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

RB в Telegram
Больше полезного контента в Telegram
Подписывайтесь!