Top.Mail.Ru
Колонки

Краудфандинг – в науку: как собрать деньги на солнечные батареи и космические спутники

Колонки
Светлана Зыкова
Светлана Зыкова

Главный редактор RB.RU

Светлана Зыкова

Голосуем за науку рублем: как собрать деньги на научный проект путем краудфандинга или фандрайзинга

Краудфандинг – в науку: как собрать деньги на солнечные батареи и космические спутники

Финансирование научных проектов традиционно считается рискованными инвестициями для бизнеса.

Эндаумент (от английского endowment – вклад, дар, пожертвование) – это целевой капитал, предназначенный для использования в некоммерческих целях, преимущественно для финансирования организаций, работающих в сфере образования, медицины, культуры, науки. Средства, пожертвованные в Фонд, не расходуются, а передаются в доверительное управление профессиональной компании. В свою очередь, доходы от доверительного управления средствами Фонда направляются на цели, определенные жертвователями, а деньги фонда продолжают работать. В настоящее время в России зарегистрировано более 80 эндаумент-фондов (подавляющее большинство из них – в сфере высшего профессионального образования).Казалось бы, кто будет вкладывать средства в науку во время кризиса? Однако, согласно американской статистике, финансирование университетов и благотворительных проектов в кризисные годы только увеличивается. Так, например, в 2013 году Colgate university с помощью краудфандинга за один день собрал $5,1 млн от 5683 человек, а Гарвардский университет за несколько лет смог привлечь более $6,5 млрд, негосударственных средств. 

Практика показывает, что привлекать пожертвования на краудфандинговых платформах сегодня способны не только группы ученых-энтузиастов, но и крупные университеты.

Тем не менее российские вузы пока далеки от краудфандига. Самые передовые из них пока осваивают фандрайзинг: на этом поприще самой крупной суммой может похвастаться МГИМО, собравший 63 млн рублей в 2015 году. Постепенно к такому способу привлечения инвестиций прибегают и другие вузы: в январе 2016 года МИСиС запустил фандрайзинговую кампанию с целью собрать 1 млрд рублей. В том числе МИСиС планирует привлекать средства как напрямую, так и через эндаумент-фонд, как утверждает заместитель директора эндаумент-фонда МИСиС Иван Копытов.

Одной из главных проблем спонсорства является тот факт, что инвесторы согласны вкладывать деньги, только если они видят результат сегодня. Они не готовы финансировать долгосрочные программы развития и научную деятельность вузов, охотнее жертвуя на образование. Положительная тенденция в том, что финансирование образования все же может перейти в финансирование науки: так Трубная металлургическая компания (ТМК) сначала спонсировала именные стипендии МИСиС, а через 3 года стала вкладывать в исследования, проводимые вузом.
Иван Копытов, заместитель директора эндаумент-фонда МИСиС
image description

 

Другим способом выстраивания связей между наукой и бизнесом является технологическое предпринимательство. 

Что касается независимых научных проектов, для них краудфандинг – едва ли не единственный ресурс финансирования. Многие зарубежные  ученые, которые занимаются космическими разработками, смогли реализовать свои проекты благодаря Kickstarter, Indiegogo и другим платформам. Например, на создание телескопа Arkyd-100 удалось собрать $1,5 млн, на солнечный парус LightSail – $1,2 млн, а проект наноспутника ArduSat собрал $100 тыс. И хотя эти показатели пока не идут ни в какое сравнение с российской практикой, истории успеха есть и у нас. Успешными научными краудфандинговыми проектами в России можно назвать наноспутник «Маяк», на который собрано почти 2 млн рублей, НИР «Микроспутник на Луну», привлекший 1,7 млн рублей и НИР «Облет Венеры и Марса» – 450 тыс. руб. соответственно. Российские ученые предпочитают размещать свои идеи на отечественных платформах – Boomstarter и Planeta.ru.

Уже несколько российских проектов, связанных с наукой, преодолели на краудфандинговых площадках рубеж в миллион рублей, а некоторые из них собрали до двух миллионов. Такая тенденция говорит о высоком интересе общества к науке и готовности активной части интернет-пользователей поддерживать ученых не только лайками и репостами, но и собственными деньгами.
Александр Потапов, заместитель генерального директора, исполнительный директор РВК
image description

Фото: НИР «Микроспутник на Луну»

Основная проблема в привлечении средств на научные проекты сегодня в том, что люди недостаточно мотивированы не только финансировать науку, но и заниматься фандрайзингом.

Представители вузов говорят о том, что многие сотрудники не верят в учреждения, в которых сами же работают. Несмотря на то, что краудфандинговые кампании ведутся с помощью СМИ, соцсетей, блогеров, волонтеров, далеко не все каналы коммуникации привлекают средства.


Как быть?

Авторы успешных проектов по привлечению средств говорят, во-первых, о необходимости мотивировать аудиторию: нужно создать действительно интересную идею и ярко ее представить. Во-вторых, необходимо придерживаться нескольких правил для удачной реализации проекта.

Вот эти правила.


1. Изучите технологию краудфандинга

Краудфандинг может стать хорошим решением для научных проектов, которым нужна публичность, у которых есть четкий ожидаемый результат, существует перспектива внедрения и коммерциализации разработок и бюджет не измеряется десятками миллионов. Чтобы понять, как работает краудфандинг, лучше заранее узнать о его особенностях и возможностях. Речь идет не только о чтении рекомендаций на крауд-сайтах. Важно также проанализировать опыт предшественников, обратиться за советом к людям, которые уже вели краудфандинговые кампании.


2. Учитывайте разные источниках финансирования

Краудфандинг – лишь один из способов найти деньги. Вы также можете привлекать средства на мероприятиях и посредством SMS-пожертвований – как это делал УрФу в ходе фандрайзинговой кампании в поддержку метеоритной экспедиции в Антарктиду. МИСиС, например, сотрудничает с компаниями-партнерами, открывая совместные магистерские программы, борется за научные гранты и ведет работу с крупными донорами. В поиске источников финансирования вуза задумайтесь и о работе с выпускниками – если ваш вуз обладает хорошей репутацией и бывшие студенты довольны образованием, то они не откажут в помощи своей альма-матер.


3. Продумайте PR-стратегию

Краудфандинг – это не только источник финансирования, но и достаточно серьезный информационный инструмент. С помощью краудфандинга вы можете заявить о своем проекте, проверить свою идею на прочность среди целевой аудитории.
Ася Клещева, куратор научно-технического и образовательного направления на краудфандинговой платформе Planeta.ru
image description

Прежде всего вам нужно понять свою аудиторию. Кому разработки будут интересны? Кто захочет отдать свои деньги, чтобы вы реализовали свою идею? Необходимо обеспечить высокий уровень публичности проекта, чтобы привлечь средства.

Авторы краудфандинг-проекта наноспутника «Маяк» по итогам информационной кампании сделали вывод, что сюжеты о проекте в таких СМИ, как Первый канал, Россия 2 и Россия 24, почти не повлияли на привлечение средств. А вот научно-популярные блоги, такие как zelenyikot или Топлес, оказались наиболее эффективными – потому что концентрировали аудиторию, которая была готова жертвовать деньги на проект.

Главное отличие научного краудфандинга от обычного – это необходимость экспертной оценки проекта, чтобы у аудитории была уверенность в том, что это не псевдо-ученый и не самозванец. В этом может помочь «амбассадор» – публичное лицо проекта. К примеру, в рамках кампании по сбору средств на метеоритную экспедицию УрФУ в Антарктиду в качестве руководителя экспедиции был привлечен Виктор Гроховский – профессор Физико-технологического института УрФУ, первый исследователь челябинского метеорита, вошедший в топ-10 персон мировой науки 2013 года по версии журнала Nature.


4. Подумайте о будущем проекта

Перед запуском важно объективно оценить проект с точки зрения коммерциализации и перспектив внедрения. Кроме того, вы должны быть готовым к тому, что в результате спонсирования ваши разработки станут достоянием общественности.


5. Правильно опишите проект

Одна из самых распространенных «ошибок» – язык, на котором говорят ученые. Наша наука пока только начинает говорить на понятном аудитории языке. Поэтому не забывайте о грамотности текстов, которые вы планируете распространять – это будет маркером вашего профессионализма и непосредственно повлияет на реакцию потенциальных спонсоров.  

Также разработайте понятное техническое описание конечного результата вашего проекта, чтобы люди понимали, во что они вкладывают деньги. При этом бюджет не должен превышать 2 млн рублей  (эту сумму реально собрать путем краудфандинга). 

30% успеха краудфандингового проекта – видеоролик. Не обязательно качественный. Вы можете заикаться, мямлить, снимать на обычный телефон... Посмотрев видео, люди поймут, что вы живой человек и действительно болеете за проект. Познакомившись с вами, они вам поверят.
Виталий Егоров, блогер Zelenyikot, сотрудник частной космической компании «Даурия Аэроспейс» (проект «Микроспутник на Луну»)
image description

6. Вовлекайте аудиторию в процесс

Важный момент краудфандингового проекта – дать возможность для аудитории почувствовать причастность к результату сбора, чтобы результат не оказался где-то «в космосе». А если даже и там – чтобы было ясно, что без участия жертвователя он бы там никогда не оказался. Открытость автора и его контактность играют важную роль.
Ася Клещева, куратор научно-технического и образовательного направления на краудфандинговой платформе Planeta.ru
image description

Например, организаторами метеоритной экспедиции УрФУ было инициировано 1126 публикаций и сюжетов, которые описывали весь процесс от запуска кампании по сбору средств до результатов изучения найденных метеоритов.


7. Работайте в команде

Для более эффективной работы следует распределить полномочия в команде и найти партнёров. Искренность и вовлеченность команды в процесс продвижения проекта – важные слагаемые успеха.

По итогам конференции проекта Коммуникационная Лаборатория РВК «Где найти деньги на научные проекты в кризис?», Москва, 26 февраля 2016.

 


Материалы по теме:

Илон Маск: 10 высказываний о будущем планеты

Управление девайсами с помощью чавкания и 3D-печать в космосе

Эксперт Роскосмоса увидел неоднозначность в успехе SpaceX

Ученые выявили три главных фактора, влияющих на успех краудфандинга

Бесплатная «Школа Краудфандинга» начинает работу в 4 городах России

Руководитель лектория «Образовача» рассказал о работе популяризатора науки

Пять вопросов к тем, кто рассказывает о науке

Видео по теме:

Фото на обложке: Shutterstock

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Студент НИТУ «МИСиС» создал нейросеть, которая пишет картины
  2. 2 Идет набор в международный акселератор MGIMO Ventures Tashkent
  3. 3 Открыт прием заявок во второй сезон акселерационной программы MGIMO Ventures
  4. 4 В МГИМО пройдет форум управления современным образованием
  5. 5 Идет прием заявок в преакселератор MGIMO Ventures