Колонки
Партнеры

Employee experience: как привлечь и удержать сотрудника в компании

Колонки
Александр Гладкий
Александр Гладкий

Product Owner команды Softline Apple Practice

Полина Есакова

Три-четыре года назад работодатели столкнулись с неоднозначной ситуацией: двадцатилетние зумеры хлынули на рынок труда и получили рабочее место бок о бок с бумерами, иксами и миллениалами. Впервые четыре поколения с собственными представлениями о рабочей обстановке стали трудиться вместе. Если к желаниям и потребностям поколений добавить стресс, беспокойство и гнев (а эти симптомы работников растут каждый год в течение последних 10 лет), работодатели получают непрекращающуюся головную боль.

Выиграть «войну талантов» в таких условиях можно, поставив опыт сотрудников в организации на первое место. Помочь в этом работодателям призван «новый подход к управлению человеческими ресурсами» — Employee Experience (EX). 

Так ли HR нужна ещё одна методология привлечения и удержания персонала и как быстро получить результаты, рассказывает Александр Гладкий, Product Owner команды Softline Apple Practice . 

Employee experience: как привлечь и удержать сотрудника в компании

Потребности, желания и страхи персонала

В России 77% сотрудников не вовлечены в рабочий процесс. Хотя показатель на 3% ниже среднего по миру, российским работодателям от этого не легче. В таких условиях бизнес не может работать только в транзакционной HR-стратегии рутинного администрирования и кадрового управления. Это не сработает по тем же причинам, по которым компании с большой долей рынка уже не работают в производственно-ориентированной модели маркетинга. Нежелание работодателя слышать собственных сотрудников сегодня сравнимо с непониманием своего целевого потребителя.

Профессор бизнес-университета США в Индиане Джошуа Пласкофф описал Employee Experience как инструмент, который помогает работодателям понять сотрудников и создать для них лучший пользовательский опыт. Каждое соприкосновение работника с культурой, технологиями и физическим офисом компании добавляет плюс или минус в «карму» организации. Традиционные опросы удовлетворенности Пласкофф считает ограниченными и неподходящими для понимания сложных и размытых потребностей человека. Профессор предлагает разобраться в страхах, желаниях и эмоциях каждого сотрудника с помощью дизайн-мышления и человеко-ориентированного дизайна. Методологии популярны в IT и маркетинге — почему бы не использовать проверенные методы в управлении персоналом.

Employee Experience предлагает проектировать совместно с работниками их жизненный путь в организации. Если объединить мнение персонала с точкой зрения топ-менеджеров, можно получить действительно надежные решения. Участвующие в процессе сотрудники больше вовлекается в работу и меньше сопротивляются изменениям, которые сами же предложили.

EX влияет на результаты бизнеса

Employee Experience относительно молод, но проведённые исследования доказывают его эффективность. 

Автор книги The Employee Experience Advantage Джейкоб Морган показывает четырёхкратное увеличение прибыли и двукратный рост средней выручки практикующих EX организаций по сравнению с теми, которые этого не делают.

Исследование Jacob Morgan «The Employee Experience Advantage», 2017

Инфографика: предоставлена компанией

Авторы другого исследования опросили 281 лидера цифровой трансформации в компаниях Северной Америки, Азии и Европы. Опрос показал, что предприятия с практикой EX быстрее внедряют инновации

Результаты опроса 281 менеджера в компаниях Северной Америки, Азии и Европы, 2016 год

Инфографика: предоставлена компанией


В обзоре института IBM Smarter Workforce опыт сотрудников коррелирует с высокими ROA и ROS. 


Опрос WorkTrends, проведенный компаниями IBM и Globoforce в 2016 году

Инфографика: предоставлена компанией


Зарабатывают ли компании больше после внедрения EX или успешные организации чаще инвестируют в такой подход? Мы пока ничего не знаем о причинно-следственной связи, но бизнесу давно известно, что «отстраненный» сотрудник работает хуже. Поэтому развивать доверительную культуру в организации стоит ради как HR-метрик, так и роста бизнеса.

Три стимула для вовлеченной работы 

Джейкоб Морган консультирует многочисленных руководителей в вопросах применения EX и уверен, что культура, технологии и физическое пространство в большей степени заботят сотрудников современных компаний. На основе этих критериев Морган даже составил рейтинг Employee Experience Index после оценки 252 организаций. 

 Культура

На уровне здравого смысла «культура» должна внести наибольший вклад в EX за счёт закладываемых идей и принципов. Но это сложная дорога из точки А в точку Б занимает годы: сменятся поколения сотрудников, прежде чем в вашей компании захотят работать классные кадры. 

Физическое пространство 

Потрясающие «физические пространства» также не гарантируют постоянный успех. В калифорнийской штаб-квартире Adobe построили атриум с гигантскими ступеньками и стеклянными тридцатиметровыми дорожками. Но последние 12 месяцев компания изучает вопрос «осторожного» возвращения сотрудников из домов, парков и кафе, которые стали приоритетной рабочей средой в пандемию.

Adobe Headquarters

Фото предоставлено компанией

Технологии

С технологиями интересней. Компьютеры, периферия и корпоративные IT-системы традиционно воспринимаются простыми рабочими инструментами. Многие CIO продолжают относиться к «технологиям» как к типовому набору железа и софта, который закупают под выход нового сотрудника. Исследование Forbes Insight и VMware показало, что взгляд IT-директора и непосредственных пользователей на корпоративные технологии отличаются. Балансирование между бюджетом, техническими требованиями и собственными убеждениями мешают IT-руководителям трезво взглянуть на действительные желания сотрудников.  

Исследование Impact of Digital Workspace, 2017

Инфографика предоставлена компанией

Начните с рабочей техники 

Мы в Apple Practice считаем «технологии» важным инструментом улучшения опыта сотрудников. Гаджеты любимого бренда и десятки приложений всегда под рукой. Мы выбираем себе технику, которая упрощает жизнь и предлагает определенные удобства. Такой же опыт современные специалисты ждут от рабочего места, в котором проводят по 8-10 часов в день.

Исследования показывают, что быстрые результаты повышения вовлеченности приносят корпоративные программы выбора рабочей техники. В 2019 году Jamf спросила сотрудников IT-компаний об их отношении к таким инициативам: 80% опрошенных расценили их как признание компанией своего труда и значимости, а для 94% сотрудников выбор рабочего компьютера оказался решающим фактором при смене работы.


Позвольте им выбор, и они выберут Mac

Сегодня наибольшую лояльность бизнес-пользователей заслуживают устройства компании Apple. Компьютеры Mac как рабочий инструмент предпочитают 72% сотрудников IT-компаний. Среди причин такого выбора — надёжность техники и продуктивность использования Mac, но, как видно из графика ниже, самый популярный ответ — «я люблю устройства Apple». Это обобщенная эмоциональная характеристика, которую можно было бы простить людям творческих профессий, если бы технари и айтишники с опытом работы на Windows ПК и Mac также не выбирали бы последний.

Три наиболее популярных стимула использования компьютеров Mac, Jamf, 2019

Инфографика предоставлена компанией

Такие ответы легко объяснить: таланты нового поколения выбирают то, что знают и любят. Экосистема и опыт, которые компания создает для владельцев iPhone и Mac, не сравнимы с продукцией ни одного другого производителя. 

Apple в бизнесе 

Apple всегда продавала свои устройства бизнесу, но ее B2B-партнеры в основном ориентировались на поставку техники и сопутствующих услуг, например, страховки и расширенной гарантии. В 2018 году компания Apple ответила на изменившийся спрос бизнеса и запустила партнерский статус Apple Authorised Enterprise Reseller. Сегодня AAER-партнеры обеспечивают организации всем необходимым для внедрения культуры Apple «из одного окна»: 

  • экспертиза и консалтинг;
  • поставка и сопровождение устройств Apple и необходимого стороннего ПО;
  • модернизация и подготовка IT-инфраструктуры;
  • финансовые услуги.

В 2019 году Sofltine единственная в России получила AAER статус и ежегодно подтверждает эту компетенцию. Я вхожу в команду Apple Practice, которая развивает бизнес Apple в корпоративном сегменте. Наша цель — разобраться в специфике клиента и предложить решение проблемы, а не продать Mac в коробке. Задачи российских заказчиков обычно шире, чем покупка компьютеров нужной конфигурации. Корпоративные учетные системы, отраслевое и самописное ПО, Windows-based IT-инфраструктура — в любой ситуации Mac должен соответствовать требованиям и быть органичной частью предприятия. 

Корпоративная программа свободного выбора Mac

Продукты Apple — надёжная и функциональная основа современного рабочего места, но профессиональную специализацию бизнеса никто не отменял. Мы обеспечиваем готовое рабочее место любых специалистов заказчика — разработчиков, графических дизайнеров, конструкторов, продавцов. С опытом коллег соседних департаментов и глобальным присутствием Softline на рынке наша команда может дотянуться до любого вендора и предложить потребителям все необходимое. 

Когда заказчик решает предложить своим работникам Mac, нам задают логичные вопросы:

  • совместим ли Mac с текущей IT-средой компании;
  • кто будет поддерживать и обслуживать технику; 
  • как посчитать стоимость владения и сравнить ее с Windows ПК;
  • как подготовить регулирующие шаблоны документов;
  • как подобрать комфортную схему покупки. 

В ходе такого проекта команда Apple Practice отвечает на вопросы и готовит организацию к новым результатам. Чтобы быстрее знакомить российский бизнес с нашими возможностями, при поддержке специалистов Apple мы запустили программу Softline Mac Choice. Это инициатива, которая упрощает нашим клиентам процесс внедрения Mac в компании. 

По опыту работы мы видим, что появившиеся в компаниях с Windows-инфраструктурой устройства Apple меняют подход к работе не только непосредственных пользователей Mac, но и HR, IT и топ-менеджмента. Apple создает удивительные компьютеры, которые становятся частью культуры организации и важным стимулирующим фактором для персонала. Если работодатель движется к Employee Experience, с компьютерами Mac один из тактических шагов можно считать выполненным.

Фото на обложке: Urbanscape

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Как перейти к устойчивому росту: управленческие лайфхаки по повышению ESG-показателей
  2. 2 Встал работать: как создать рабочее место нового типа
  3. 3 Как компании стать более экологичной? Есть пять решений
  4. 4 Пришли работать в IT-компанию? Вот как проще адаптироваться
  5. 5 Без коммерции далеко не уедешь: как ставить задачи менеджеру по продажам
FutureFood
Кто производит «альтернативную» еду
Карта