Колонки

Планируете бизнес в игровой индустрии? Есть особенности, которые нужно знать

Колонки
Максим Михеенко
Максим Михеенко

Инвестор в игровой индустрии, сооснователь 1518 Studios

Ирина Печёрская

Российский рынок видеоигр благодаря пандемии вырос на 35%, но все еще составляет около 2,5% от мирового. По мнению Максима Михеенко, инвестора в игровой индустрии, сооснователя 1518 Studios (ex-5518 Studios, куплена американо-японской корпорацией PTW в феврале 2021 года), у компаний из России и СНГ есть перспективы на международном рынке игровой индустрии. Так, по оценкам PwС, к 2024 году капитализация российского рынка видеоигр может вырасти до $2,8 млрд. 

Возможности войти в большую игру и конкурировать со всем миром есть не только у создателей игр. Но тем, кто хочет сюда прийти из других индустрий, следует знать о некоторых особенностях.

Планируете бизнес в игровой индустрии? Есть особенности, которые нужно знать
Присоединиться
RB.RU рекомендует лучших поставщиков цифровых решений для вашего бизнеса — по ссылке

Индустрия игр не только была одним из явных бенефициаров пандемии и показала существенный рост в 2020 году, но и в целом созрела, окрепла и стала интересна широкой аудитории.

Инвесторам — благодаря росту ведущих игровых компаний, который привел к тому, что игры стали главной индустрией развлечений и уже обогнали и кино, и книги, и театры. Специалистам — потому что порог входа на рынок становится все ниже, сделать свою игру на бесплатной версии движка Unity3D, Roblox или Unreal Engine можно уже сегодня, а начать создавать свой 2D- или 3D-арт можно через полгода-год ударной работы. 

Игрокам — поскольку еще никогда в истории не было такого количества игр на любой вкус, а поколения миллениалов и зумеров больше всего ценят впечатления и новый опыт. Предпринимателям — потому что игровая индустрия дает возможность построить глобальный бизнес. Ведь игры — это универсальный язык, чего нельзя сказать об отечественных фильмах и сериалах.

 

Огромные возможности привели к перенасыщению рынка

Рынок игр сегодня перенасыщен, игроки избалованы качественным контентом и имеют возможность выбирать из десятка платформ. Но при этом мы, наверное, только подошли к началу глобальной геймификации. 

Если мы посмотрим на индустрию как инвесторы, то есть на 5-10 лет вперед, мы увидим, что игры будут еще глубже проникать в нашу жизнь во всех возможных форматах. Геймификацию используют уже и в обучении (Stride, «Сказбука», MyBuddy), и во взаимодействии с клиентами (Nike, Starbucks), и в инвестициях («Тинькофф Инвестиции», Robinhood), а устоявшиеся международные бизнесы, такие как Amazon или Walmart, открывают специализированные подразделения.

Сейчас все еще тот момент, когда можно зайти в игровую индустрию, занять свою нишу и стать в ней лидером, вытеснив середнячок. Рынок аутсорса в индустрии растет на 20-30% в год, гиганты вроде Activision Blizzard, Take Two, Sony, Bethesda отдают на аутсорс до 80% работ по созданию игры. 

В Grand Theft Auto V титры длятся 52 минуты, а подавляющее большинство людей, перечисленных в титрах современных блокбастеров, трудятся за пределами основной студии.

 

Рынок игр стремится к консолидации 

В игровой индустрии, так же, как и в любой другой, происходит консолидация. Международные мастодонты уровня Keywords или PTW активно скупают узконаправленные студии из разных ниш, тем самым превращаясь в корпорации полного цикла. И для многих, как и для 1518 Studios, это возможность роста. 

Компания 1518 Studios, которую я основал вместе с моим партнером Майклом Касалино, занимается созданием 2D- и 3D-графики для культовых игр Apex Legends, World of Tanks, Call of Duty Black Ops IV, Star Trek Mobile и других. В начале этого года нашу студию приобрела американо-японская корпорация PTW, которая предоставляет самые разные услуги игровым компаниям — от озвучки до контроля качества более 25 лет. 

Такой спектр услуг могут позволить себе гиганты индустрии, их можно перечислить по пальцам одной руки: Keywords, Virtuos, Original Force, Technicolor, возможно еще и EPAM. 

 

Ценятся личная эффективность и командная работа 

Игры сегодня делаются сотнями, а то и тысячами человек, работающими в десятках компаний-подрядчиков, разбросанных по всему миру, и у каждого из этих людей есть своя зона ответственности. Над легендарной Cyberpunk 2077 трудились 5,2 тыс. человек, а в титрах Call of Duty: Black Ops — Cold War упомянуты более 10 тыс. человек! 

В чем особенность работы над такими масштабными проектами в рамках аутсорса? Поскольку к местоположению талантов никто не привязан, часто выбирают тех профессионалов, с кем работать приятно, кто показывает стабильно высокое качество и максимально проявляет себя как командный игрок. 

Я обращаю на это особое внимание, потому что периодически слышу мнение, что отстаивание своей точки зрения в ущерб пожеланиям клиента — показатель профессионализма. Но в работе с международными заказчиками соблюдение границ — крайне важный навык, нужно помнить, что выполняешь определенную функцию, и твои задачи — успеть четко по срокам, соблюсти стиль и качества проекта, учесть все требования заказчика и по возможности еще вложить душу в эту работу. 

 

Самое важное — суметь удивить и удержать пользователя

Хотя бюджеты игр увеличиваются из года в год, до сих пор никакой эпический бюджет полностью не может решить главную задачу: удивить и удержать пользователя. То, что сделано без души сразу чувствуется, и пользователь к такой игре не вернется. Именно поэтому первые усилия таких гигантов из других индустрий, как Amazon, попробовавших залить свои проекты деньгами, не увенчались успехом. И к новому проекту New World корпорация подходит уже совсем по-другому. 

Безусловно, есть какие-то обкатанные фишки и правила, которые работают. Но игры все еще чрезвычайно креативная индустрия. Тут нужно, чтобы игра вызывала эмоции и выработку дофамина каждый раз.

Игра — это синтез искусств, а часто еще и объединяющая составляющая сообществ, и именно поэтому хорошая игра так сложна в реализации. В игре должна быть длинная захватывающая история, которая не надоест игроку. Она должна нравиться графически, и тут стоить отметить, что фотореализм уже всем надоел, и игроки ищут чего-то необычного, будь то пиксельная или акварельная графика. Roblox, Apex Legends, Borderlands, Fortnite и другие успешные компании используют уникальные стили.  

 

Сферы, на которые нужно обратить внимание стартаперам

В игровой индустрии всегда будут востребованы лучшие узкие специалисты и профессионалы, которые смогут решить еще нерешенные задачи, а также усовершенствовать новые направления, например, стриминг. Но есть три направления, в которых, как мне кажется, вполне можно ждать новых прорывов уже скоро.

 

Сторителлинг и новые жанры

Нестандартные сюжетные игры будут набирать обороты, наш мозг хочет получать все больше дофамина. The Last of Us и Death Stranding — примеры потрясающих сюжетов. Уже сейчас рынок открывается людям, не обладающим особыми техническими навыками, но способным предложить рынку новые идеи, жанры и решения, иными словами — совершить ту революцию, которую когда-то совершил YouTube, пустив на рынок всех желающих и подвинув профессионалов кино и телевидения. 

Сторителлинг может проявляться на многих уровнях. Это не только общий сюжет игры, но и история за каждой деталью. Наша студия, чтобы вдохновиться, для создания концептов персонажей приглашает профессионалов из индустрий моды, кино, театра и даже спорта. 

Я также верю, что игры будущего будут подстраиваться под игрока, считывая реакцию и интересы в реальном времени и предлагая соответствующую сюжетную линию.

 

VR и AR

Инвесторы в VR и в меньшей степени в AR несколько раз серьезно обжигались, поэтому денег в этих областях пока немного. Сейчас, если это не b2b-сектор (к примеру, корпоративные решения Cerevrum для РЖД и Сбербанка), отношение к таким технологиям настороженное. 

Но VR и AR, преодолев препятствия, могут стать чем-то действительно большим в ближайшие годы. Мы очень ждем анонсы от Apple/Samsung по AR, которые обещают в этом или следующем году. Они могут стать главной волной роста. 

 

Искусственный интеллект

Искусственный интеллект пока крайне сыро реализован в играх, но уже очевидно, как он может изменить и сами игры, и всю индустрию. На создание новых 3D-миров издательствами сейчас тратятся сотни миллионов долларов, тогда как ИИ сможет создавать их автоматически, выходя за пределы воображения разработчиков — в этом потенциал ускорения рынка на миллиарды долларов. 

ИИ важен и для понимания нужд каждого конкретного игрока: кто-то идет за социальным признанием, кто-то за свободой, кому-то нравятся одни квесты, кому-то другие. В игре, в отличие от кино, мы можем давать эти выборы каждому индивидуально, поддерживая мотивацию каждого игрока внутри одной игры.

И искусственный интеллект, и VR с AR — это огромные возможности для b2b-стартапов, которые могут найти свою маленькую нишу и затем удачно продать бизнес корпорациям вроде Microsoft, Sony, Facebook, Google, Epic Games. 

Компании из СНГ также могут стать ключевыми партнерами по аутсорсу для крупнейших разработчиков игр по креативным задачам, как когда-то стала наша арт-студия 1518 studios, а также Sperasoft, Trace, Room 8, Ulysses Graphics, Corbax. 

Кроме того, у нас уже есть и примеры успешных на международном уровне создателей игр, которые вдохновят много новых команд: Playrix, Nexters, Rocket Jump, Melsoft. Венчурные инвесторы явно начинают понимать возможности игрового рынка, а потому поднять инвестиции под проект становится более реальной задачей, чем раньше. Игры — уникальная индустрия, и она остро нуждается в людях, которые придут в нее надолго со свежим взглядом и горячей кровью. 

Фото на обложке: FrameStockFootages/shutterstock.com

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Издатель Atomic Heart назначил на должность CEO экс-главу Electronic Arts Russia
  2. 2 Новинки игр на ПК в 2024 году – рейтинг RB.RU
  3. 3 Лучшие игры 2023 года на PC – обзор RB.RU
  4. 4 Может ли iPhone 15 Pro стать новым стандартом игровой консоли
  5. 5 Особенности публикации игр в Китае: на что обратить внимание при выходе на китайский игровой рынок
Relocation Map
Интерактивный гид по сервисам и компаниям, связанным с релокацией
Перейти