Колонки

Запуск востребованного FinTech-продукта в кризис: что необходимо учесть?

Колонки
Евгения Черкашина
Евгения Черкашина

CEO сервис-дизайн компании humex

Алина Алещенко

На что сегодня обратить особое внимание при запуске FinTech-продукта, вместе с экспертами «Сбера» и «МТС Банка» разбирается CEO сервис-дизайн компании humex Евгения Черкашина.

Запуск востребованного FinTech-продукта в кризис: что необходимо учесть?
Присоединиться

Новое в сфере FinTech: импортозамещение, отношения с государством и прибыльность

  • FinTech-стартапы, как и весь российский IT-рынок, зависят от иностранного софта и платформ. Это включает и среду для разработки продукта, и специализированные программы для дизайна, анализа данных, и инструменты для менеджмента — например, организации процессов и проектного управления.
Многие компании, которые предоставляли такие решения, ушли с рынка и перестали продавать российским компаниям лицензии. Тут у стартапов есть два выхода: перевозить всю команду за границу или еще на этапе задумки решать, какие альтернативные программы использовать.
  • В более спокойные времена крупные компании и банки могли себе позволить годами содержать убыточные стартапы, чтобы привлечь пользователей, повысить узнаваемость, просто для престижа бренда. Сейчас их массово закрывают. Например, «Сбер» отказался от сервиса «Ситимобил». Шанс на инвестиции сегодня есть у тех проектов, которые планируют максимально быстро стать прибыльными.
  • Согласно последним исследованиям, 35% стартапов проваливались потому, что их продукты оказались никому не нужны. Сегодня в России и в мире сценарии поведения людей меняются еще быстрее, чем обычно — и опасность не попасть в потребности целевой аудитории еще увеличилась.
Поэтому важно как можно раньше начать тестировать свои гипотезы и отметать те, что не работают. И поскорее выводить на рынок ранние — пусть даже слегка «сырые» — версии продукта, чтобы убедиться в его востребованности. 
  • Особое значение приобретают отношения с государством. Всему IT-сектору стоит следить за тем, что творится с законодательной базой, с регулированием банков и валют и так далее. 
  • Государство, кстати, становится активным игроком на рынке. Сегодня оно активно поддерживает IT-стартапы льготами и субсидиями — стоит этим воспользоваться. 

Читайте по теме: Все меры господдержки предпринимателей, которые ввели после 24 февраля


 

Подход к продажам изменится: вспоминаем рекламную сеть «Яндекса», email-маркетинг и программы лояльности

Эффективных способов, с помощью которых FinTech-стартапы могли бы привлечь клиентов, сегодня становится все меньше. Таргетированная реклама в запрещенных соцсетях уже не доступна.

Платное размещение у блогеров не так хорошо работает — охваты у некоторых упали в два и более раза. А из-за оптимизации бюджетов сами стартапы вынуждены отказываться от приятных «фишек» для пользователей: стартовых бонусов, бесплатных доставок и т. д. 

Остаются те инструменты, которыми активно пользовались лет 10 назад — в первую очередь рекламная сеть «Яндекса» (РСЯ). Маркетологам придется вспомнить свои навыки работы с контекстной рекламой, возможно, поработать над поисковой оптимизацией сайта или блога стартапа. 

Все сервисы и компании, связанные с релокацией, на одной карте

Стоит учесть, что стоимость лида, скорее всего, возрастет — ведь количество платформ для продвижения сократилось у всех, а рекламироваться все еще как-то надо.

Чтобы не переплачивать, можно выбрать более узкую целевую аудиторию, очень четко направлять все усилия на решение конкретной боли пользователя. Например, позиционировать себя как лучший сервис для выплат гонораров фрилансерам — а остальные бизнес-платежи даже не упоминать.

И еще: найти нового клиента в современных условиях гораздо сложнее, чем удержать того, кто уже пришел. Так что FinTech-компаниям стоит разрабатывать разные программы лояльности, заниматься качественным email-маркетингом — и уж точно избегать скандальных историй.

 

Новые ниши для FinTech-продуктов: консультации, быстрые платежи, криптовалюта и защита от мошенников

Боли потребителей на рынке FinTech сильно изменились, ведь нынешний кризис затронул финансовые и экономические интересы как бизнеса, так и обычных людей. Так что разработчикам сервисов нужно быстро адаптироваться к переменам и предлагать решения вновь возникших проблем. Рассмотрим несколько потенциальных потребностей, которые можно закрыть качественным российским FinTech-продуктом.


Боль: падение реальных доходов. 

Люди озабочены тем, как сохранить доход и накопления. Ситуация постоянно меняется, ставки по кредитам и вкладам скачут. Очень много информационного шума — сложно найти актуальную информацию, которой можно доверять. 

Как работать: создавать сервисы финансовых консультаций.

Пример: финансовые советы могут давать либо банки, либо эксперты. 

В первом случае это может быть раздел в приложении онлайн-банкинга либо отдельный сервис с финансовыми новостями, персонализированным анализом бюджета и предложениями от банка. 

Для независимых консультантов может быть востребован формат платформы — что-то вроде маркетплейса. Клиент может вносить в личный кабинет (ЛК) свои данные, синхронизировать его со своим сервисом по учету доходов и расходов.

Финансовый консультант, зарегистрированный на платформе, получает доступ к ЛК, через который может общаться с клиентом: собирать историю, рисовать графики, назначать встречи, предоставлять наглядные отчеты и аналитику. Это закрывает боль и консультанта, и клиента.


Боль: Ограничение удобных пользовательских сценариев. Глобальные платежные системы уходят с рынка, больше нельзя платить так, как привыкли — с телефона.

Как работать: создавать сервисы для обхода ограничений, предлагать решения, которые способны вернуть пользователям привычный опыт.

Пример: в нише быстрых и бесконтактных платежей развиваются сервисы для оплаты с помощью QR-кода, с помощью российской карты «МИР» на телефонах с Android можно платить посредством MirPay, SberPay и т. д. 


Боль: Ограничения трансграничных платежей. 

Сегодня пользователям и организациям из России сложно, а во многих случаях практически невозможно оплатить услуги, сервисы или товары в ряде стран.

Как работать: разрабатывать сервисы, основанные на peer-2-peer взаимодействиях (прямых денежных операциях между пользователями), приложения для работы с криптовалютами.

Пример: Сегодня развиваются российские криптовалютные биржи. В сервисе BitBanker, например, есть опция выставить счет в криптовалюте — так российский фрилансер может получить платеж в крипте от иностранного заказчика.


Боль: рост мошенничества — как в офлайне, так и в онлайне.

Как работать: предлагать пользователям дополнительные механизмы верификации, системы страхования рисков.

Пример: «Сбер» добавил в приложение онлайн-банкинга возможность сообщить о подозрительном звонке голосовому ассистенту, а «Тинькофф» продвигает сервис интеллектуальной блокировки спам-звонков. Появляются стартапы, предлагающие страхование для рынка криптовалюты.

 

Мнения экспертов

Я узнала, что думают о запуске новых продуктов в сфере FinTech специалисты крупнейших банков.

 

Алексей Петров 
ex-Head of Products, ex-«Сбер»

Сегодня имеет смысл строить любые планы с пониманием того, что завтра все может кардинально измениться. Однако это повод не для паники, а для иного подхода к планированию. Заранее предусмотрите максимум возможных сценариев и варианты своих действий в случае их реализации. 

Все нужно делать быстрее — больше нет полугода на раскачку и неспешные проверки гипотез. Если план не сработал, в запасе должен быть следующий. И еще один. Нужно ускоряться до тех пор, пока количество не перейдет в качество. 


Читайте также:

Карта российского рынка FinTech

Не только краткосрочная выгода: как NFT-токены могут применяться в разных сферах нашей жизни


Переиспользуйте уже наработанное. Сделать внешнюю оболочку продукта не так сложно, так что может быть разумно переупаковать уже существующее решение, а не запускать новый проект с нуля. 

Прокачивайте насмотренность, ищите лучшие практики среди уже существующих продуктов на рынке.

Очень важный психологический момент: дайте своей команде твердую опору под ногами, чтобы минимизировать деструктивные настроения . Подавленный боевых дух команды разрушает работу бизнеса быстрее и надежнее любых санкций и кризисов. Сегодня лидер должен уделять команде гораздо больше времени, чем раньше.

Классических бонусов, которыми можно было привлечь пользователей при запуске проекта, сегодня стало намного меньше. Привычные инструменты продвижения из запрещенных соцсетей больше не доступны в прежнем формате.

Важно понимать, как стартап сможет «достучаться» до потребителей и рассказать о себе. В условиях, когда все сжимают маркетинговые бюджеты, клиентоориентированность и битва за каждый лид становится одним из определяющих факторов успеха.

 

Кирилл Гурбанов
Chief Digital Officer «МТС Банк»

Еще вчера мы предполагали, что оперируем на более менее предсказуемом рынке с понятным прогнозом развития. А сегодня все, даже очень крупные компании, оказались в ситуации полной неопределенности.

Рынок сегодня похож на стартап на ранней стадии: никто не понимает, что и как будет происходить на самом деле, и во что это все выльется. Времени на то, чтобы в спокойном режиме сделать пачку классных прототипов, провести пять итераций тестирования, а потом принять обдуманное и взвешенное решение о старте, просто нет. Если есть вера в идею, нужно искать вариант, как запустить прототип, и уже на ходу проверять гипотезу. 

Понять, что именно может выстрелить и стать точкой кратного роста, стало намного сложнее. С другой стороны, это повод для смелых экспериментов, запуска неожиданных решений, которые могут оказаться актуальны и востребованы. 

Сегодня потребитель как никогда нуждается в заботе и поддержке. Удобные и привычные сервисы становятся недоступными, взять к примеру iOS-приложения топовых банков.

Вопросы, в зависимости от сегмента, варьируются от того, что делать с имеющимися сбережениями, до того, как снизить траты. Компания должна помочь в этой ситуации, поддерживать и быть рядом, а не спугнуть чем-то, потому что в состоянии тревоги и стресса клиент может уйти от вас гораздо быстрее. 

Те, кто будут об этом помнить и учитывать при разработке FinTech-продуктов, окажутся в числе победителей.

 

Как получить максимум от запуска нового финтех-продукта: чек-лист

  1. Ориентируйтесь на те продукты, которые будут генерировать прибыль с самого старта;
  2. Как можно скорее запускайте прототип и тестируйте гипотезу;
  3. Изучите, какие субсидии и/или гранты положены вам от государства;
  4. Проведите SEO-оптимизацию сайта или блога;
  5. Используйте классические методы маркетинга: контекстную рекламу, email-маркетинг;
  6. Фокусируйтесь на удержании лояльной базы клиентов;
  7. Рассмотрите возможность делать продукт/сервис в следующих направлениях: быстрые платежи, криптовалюты, финансовое консультирование, страхование.

Фото на обложке: Shutterstock / SFIO CRACHO

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе последних новостей и событий!

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Программа лояльности клиентов: что это и какие цели бизнеса решает
  2. 2 Ностальгия: почему мы платим за это
  3. 3 Бизнес в интернете с минимальными вложениями
  4. 4 Гибридные офисы — чем они отличаются от обычных и кому подойдут
  5. 5 Как сделать деловое мероприятие доступным для людей с ОВЗ и другими потребностями
Relocation Map
Интерактивный гид по сервисам и компаниям, связанным с релокацией
Перейти