Колонки

Глобальная финтех-революция: предпосылки и будущее

Колонки
Игорь Ковригин
Игорь Ковригин

Директор инвестиционно-банковского отдела в ВТБ Капитал

Игорь Ковригин

Директор инвестиционно-банковского отдела в ВТБ Капитал — Игорь Ковригин — о том, с чего началась финтех-революция и как банкам приходится отвечать на новые вызовы.

Глобальная финтех-революция: предпосылки и будущее
Присоединиться

Глобальная революция в финтехе уже случилась – это данность. Значительные инвестиции в этот сегмент лишь подтверждают этот факт, создавая как угрозы, так и возможности для традиционных игроков финансового рынка. Благодаря современным технологиям и высокой интегрированности рынков, революция в равной степени затронула как развитые, так и развивающиеся страны.

По мнению многих специалистов, 2014 год был поворотным годом для финтех-индустрии в части достижения масштабов бизнеса, позволяющих заявить о себе. К сегодняшнему дню революция привела к тому, что в мире появились миллиардные компании (PayPal, LendingClub, Zopa, OnDeck):

  • - с которыми не могут не считаться крупнейшие традиционные игроки;
  • - которые полноценно ведут диалог с регулятором, отстаивая свои права;
  • - которые продолжают привносить все новые и новые модели потребления финансовых продуктов в наш мир.

В 2014 году объем инвестиций в этот сектор утроился и превысил $12 млрд.

Один из ключевых вопросов, который волнует (или, по крайней мере, должен волновать) традиционных игроков финансового сектора, — это то, как финтех-революция отразится на их будущем существовании, привлекательности франшизы для клиента и что нужно сделать, чтобы остаться в тренде. Попытаемся разобраться, что явилось первоисточником таких революционных изменений на финансовом рынке и какие вопросы/проблемы революция была призвана решить. Если эти проблемы уже решены — то что дальше?


Предпосылки революции

В течение прошлого десятилетия интенет-революция полностью изменила и перестроила модели потребления во множестве индустрий. Так, музыкальная индустрия была разрушена появлением сервисов, предоставляющих доступ к MP3-музыке и впоследствии модифицированных в электронные магазины музыки. Услуги фиксированной связи сильно сократились из-за  появления мобильной телефонии. Розничная торговля модифицировалась под влиянием онлайн-торговли. В индустрии образования появилась Coursera.

Однако глобальная финансовая сфера в значительной степени оставалась нетронутой интернет-инновациями, отчасти из-за высокой зарегулированности сектора и барьеров входа, отчасти — потому что и без этого высоких прибылей. По мнению Эрика Ван дер Клейджа, главы одного из крупнейших в Европе технологических акселераторов Level39, именно финансовый кризис 2008 года выступил в роли катализатора таких радикальных изменений. Банки, под воздействием регулятора, стали концентрировать все большее внимание на управлении капиталом, функциях комплаенс, снижении расходов и операционных рисков. Тем временем уровень доверия клиентов к своим банкам падал вследствие высокой стоимости услуг, непрозрачности и низкой скорости операций, отсутствия удобных мобильных приложений и, самое главное, кризиса. Для талантливых предпринимателей открылась целая гамма идей по значительному улучшению финансовых продуктов, методов их продаж и маркетинга, от которых выигрывает именно клиент (!). Так появилась «финтех»-индустрия.


По теме: Куда идти финтех-стартапу?


Оказалось, что с применением технологий деньги могут работать совершенно иначе. Предприниматели стали быстро разрабатывать альтернативные модели предоставления услуг, используя очевидные области для улучшений, а сильно интегрированный технолгически-взаимосвязанный мир этому лишь способствовал. Воодушевленные примером Bitcoin, доказавшим возможность децентрализации финансовых услуг, стали появляться нишевые игроки, формирующие целую экосистему поставщиков технологичных финансовых решений: peer-to-peer сегмент (кредитование, денежные переводы, обмен валюты, пр.), управление личным бюджетом и счетами, МСБ-кредитование, управление активами, платежи, краудфандинг, и т.д. Все эти сервисы позволяют своим клиентам сэкономить значительные суммы на комиссионных платежах, ранее удерживаемых банками, или обеспечивают доступ к финансированию для клиентов таких категорий, которых банки просто не замечали. В сфере по управлению инвестициями клиенты хотели получить более удобные и понятные платформы, оказаться более вовлеченными в инвестиционный процесс и понимать, что происходит с их инвестициями. По некоторым оценкам, более 65% благосостояния HNW через 5 лет будет управляться посредством таких технологий. Фактически, бизнес создает бизнес.


По теме: Как устроен рынок P2P-кредитования в России и за рубежом


Финтех-компании оказались способны изменить картину мира как в B2B, так и B2C сегментах и, используя нишевую стратегию, отвоевать клиентов в различных сегментах финансового рынка. Главным достижением финтех-революции явилось то, что она заставила топ-менеджеров крупных финансовых компаний задуматься над новыми источниками повышения эффективности, снижением стоимости продукта и повышением качества предоставляемых услуг. По значимости этот эффект похож на вступившее в силу новое банковское законодательство, игнорировать которое уже нельзя.

Встретив нарастающую конкуренцию со стороны финтех-сектора, традиционные игроки просто были вынуждены реагировать. В итоге им пришлось решать две проблемы: (1) Они заметили финтех-революцию слишком поздно и (2) они оказались слишком крупными, чтобы так быстро меняться.

По-прежнему многие банки не готовы сотрудничать со стартапами, видя серьезную угрозу со стороны прорывных команд. Согласно недавнему исследованию Accenture, более 70% опрошенных топ-менеджеров из 25 международных банков считают, что их организации несистемно или очень оппортунистически подходят к внедрению новых цифровых технологий, а около 40% заявили, что сам процесс внедрения занимает очень много времени, несмотря на понимание всей важности таких изменений.


Финтех: Предпосылки успеха

Финтех-инновация создает особую, уникальную ценность и имеет потенциал полностью трансформировать принцип предоставления финансовой услуги. Это факт. Однако успех стартапа во многом зависит от его способности генерировать инновации. Создавать инновации нужно не один раз в год, не два, а постоянно, тестируя различные идеи и пытаясь найти истинную (и постоянно меняющуюся) потребность клиента. Именно благодаря своей гибкости, типу корпопоративной культуры и управления стартапы могут генерировать и проверять идеи намного эффективнее свох традиционных конкурентов.

Финтех-стартапы буквально под микроскопом изучают все аспекты деятельности крупных банков и финансовых компаний, оценивают общие проблемы, с которыми приходится сталкиваться их клиентам, и находят перспективные решения. Анализируя и изменяя свойства продукта, финтех компании радикально меняют его доступность, что позволяет (1) расширить клиентскую базу и (2) снизить стоимость продукта/услуги для клиента.

Ярким примером такого рода инновации является платформа Biz2Credit, которая стала подсказывать МСБ-заемщикам пути улучшения своего кредитного рейтинга для получения одобрения заявки (в отличие от традиционных банков, которые скрывают свои кредитные расчеты и озвучивают лишь итоговое решение о выдаче). Такой шаг стал мотивировать клиентов раскрывать все большую информацию о своем бизнесе, создал дополнительную базу доверия между компанией и клиентом, а динамическая система кредитного анализа стала получать намного больше данных для оценки рисков кредита. В результате, цены на кредит снизились, а объемы выдач выросли. Выиграли все.

В отличие от традиционных игроков, появляющиеся компании не обременены суровым законодательством, старыми ИТ-системами, дорогой и тяжелой филиальной сетью. Широкая поддержка со стороны финтех-экосистемы позволяет создавать новые компании быстро и с минимальными затратами. Глобальные финтех-центры возникли по всему миру: Нью-Йорк и Калифорния, Лондон, Сингапур, Гонконг. Используя ресурсы более эффективно, финтех-компании оказались способны значительно сократить стоимость предлагаемых услуг и скорость их предоставления.


Конкуренция или кооперация: ожидаемые тренды

Как стало ясно, у финтех-компаний нет и никогда не было цели уничтожить традиционных игроков финансовой индустрии. Они борятся за свое собственное выживание и, порой, не всегда эффективно. Клиентов окружает все большее число улучшающих их финансовую жизнь сервисов. И каждый сервис пытается бороться порой за сильно пересекающуюся клиентскую базу. В какой-то момент возникает логичная идея объединения усилий с теми, у кого есть много клиентов, но нет продукта — традиционными игроками, которые набирали и удерживали своих клиентов годами. Банки, при этом, тоже получают огромную выгоду от таких инноваций. К примеру, Square значительно упрощает прием пластиковых карт для МСБ-сегмента, обеспечивая банку рост оборотов по торговым операциям клиента.

Банки и финтех-компании стали все больше осознавать, что кооперация им принесет больше, чем жесткая конкуренция. Зачастую сложность корпоративной структуры банков не позволяет им эффективно осуществлять инновации, однако существование финтех-сегмента просто вынуждает топ-менеджеров уделять этому особое внимание. К примеру, такие лидеры международной банковской индустрии, как Barclays, HSBC и Santander, уже являются активными участниками процесса создания инноваций через участие в венчурных фондах и финтех-акселераторах (FinTech Innovation Lab, InnoVentures).

В результате, финтех-революция приведет (или уже приводит) к фундаментальным изменениям в области предоставления финансовых услуг:

— снизятся затраты и повысится качество для клиента;

— появятся новые более точные адаптивные модели оценки риска, использующие ресурсы социальных сетей, открытый кредитный скоринг, деятельность схожих по типу компаний, что снизит риски для финансовой системы;

— повысится географическая диверсификация, что расширит круг клиентов и даст им доступ к современным финансовым решениям.

Финтех не стоит на месте и следующим шагом уже видится масштабная революция в области внутренних систем для миддл и бэк-офиса, которая позволит традиционным игрокам быть более гибкими и маневренными в адаптации появляющихся инновационных решений, снизит их операционые риски и повысить фокус на клиенте.

За изображения спасибо сервису Shutterstock.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 «Мы решили привлекать средства частных инвесторов из Европы, чтобы решить типичную проблему рынка»
  2. 2 «Последней каплей стала поездка в Лапландию»: как мы решили сделать сервис аренды авто
  3. 3 Жизнь после Uber: каким будет автомобильный рынок в ближайшие 10 лет
  4. 4 Блокчейн, виртуальная реальность и P2P: как технологии перевернули благотворительность
  5. 5 Кредит в банке или P2P-кредитование: есть ли выбор у стартапа?