Top.Mail.Ru
Колонки

Что в презентации проекта поможет заинтересовать инвестора

Колонки
Стас Залесский
Стас Залесский

Студент образовательной платформы GeekBrains

Ирина Печёрская

Стас Залесский, студент курса «UX/UI дизайнер» образовательной платформы GeekBrains, работал над приложением для развития финансовой грамотности. Его первая попытка презентовать свой проект инвестору провалилась, зато вторая оказалось успешной. Он поделился своим опытом и рассказал, как правильно донести идею.

Что в презентации проекта поможет заинтересовать инвестора
Стань профессиональным дизайнером — большой выбор программ обучения можно найти в каталоге курсов дизайна.

Какой проект я показывал инвестору

«Финансовый марафон» — платформа для прохождения марафонов финансовой направленности. У нее есть потенциал вырасти в полноценный тренажер. По данным аналитического центра НАФИ, только 12,4% россиян имеют высокий уровень финансовой грамотности. 40,8% практически не разбираются в вопросах, связанных с деньгами.

И это при том, что в десятках источников постоянно пишут и рассказывают, как не стать жертвой мошенников и правильно использовать финансовые инструменты, учат рационально расходовать деньги, экономить и вкладывать их.

Рассказывать мало. Нужно, чтобы человек тренировался, на собственном опыте понял, о чем ему говорят. Но в безопасных условиях, где он не рискует деньгами. Здесь на помощь и приходит «Финансовый марафон».

Платформа создана на основе программы по финграмотности, которую ранее разработало Министерство финансов РФ. В ней восемь блоков информации, которую среднестатистическому россиянину лучше знать. Соответственно, целевая аудитория у проекта самая широкая — все, кто хочет разобраться в вопросах, связанных с деньгами.

При словах «презентация проекта» в голову обычно приходит масштабное мероприятие, где стартаперы со сцены вещают о преимуществах своего проекта. Или хотя бы встреча в кабинете, в ходе которой можно обо всем подробно рассказать. Но человеческое внимание, а тем более внимание инвестора, к которому часто обращаются за финансовой поддержкой, — вещи хрупкая.

Потому существует такая концепция, как Elevator Pitch, «Презентация в лифте». Ее суть в том, чтобы представить, будто вы вошли с инвестором в один лифт. И пока он едет, нужно рассказать о проекте и убедить собеседника, что он должен в него вложиться. На это у вас есть только 30 секунд, или 100–150 слов. 

Кажется, что уж в течение этого времени собеседник точно будет сосредоточен на вас. Но это работает не всегда. У меня не сработало.

 

Почему провалилась презентация

Я работаю в финансовой организации, поэтому найти человека, которому могла быть интересна идея нашего тренажера, было несложно. Решил показать его своему директору. Он согласился меня выслушать. Но во время разговора у него зазвонил телефон. После этого он слушал презентацию уже вполуха. Потом сказал, что история интересная, но не цепляет.

Можно было разочароваться в проекте и отказаться от нее или проанализировать, что пошло не так. Я пошел вторым путем. Очевидно, идею донести не удалось. Даже в экспресс-формате «презентации в лифте» есть риск столкнуться с тем, что внимание собеседника может быть поглощено чем-то другим. В нашей истории это телефон.

Значит, слов недостаточно. Нужен дополнительный крючок, чтобы вовлечь слушателя. И это визуализация, наглядность. Если использовать не только слова, но и наглядный пример прототипа, отвлечь собеседника от демонстрации уже сложнее.

 

Как мы работали над прототипом

Сделав выводы из ситуации, я решил попробовать заинтересовать коллег и руководство, разработав прототип. В это время я учился на курсе GeekBrains и поэтому решил закончить его хотя бы для тренировки. Тем более что создание прототипа входит в программу курса.

На этом этапе к проекту подключилась дизайнер «Яндекс.Драйва», ранее работала в Redmadrobot дизайнером мобильных приложений, Валерия Терехина. Она — преподаватель курса «UX/UI дизайнер», так что должна была проверить макет. Но, погрузившись в идею глубже, она решила помочь вывести проект на этап разработки реального приложения и консультировала меня на всех этапах работы.

Мы сделали несколько экранов прототипа, чтобы наглядно показать, как выглядит приложение, какие основные блоки планируется реализовать, как это работает. Чтобы у просматривающего его человека было ощущение, что приложение уже готово, использовали микроанимацию. 

 

 

Как прошла вторая презентация

Второй питч был успешным. Руководитель взял в руки телефон и смог увидеть, как работает приложение. Если во время первой презентации он был отстранен, то во время повторной задавал множество вопросов, основанных прежде всего на прототипе. Идея его заинтересовала.

К сожалению, в больших компаниях проекты не запускаются по щелчку пальцев. Нужно пройти через множество согласований, собрать команду, встроить новый функционал в существующие процессы. То есть придется подождать, прежде чем приступить к активным действиям.

Нам хотелось сохранить запал и, когда в компании будут готовы запустить проект, войти в него уже с минимально жизнеспособной версией продукта. Так что пока формируется команда, оформляются бумаги, выстраиваются процессы, мы решили сделать MVP своими силами.

Мой друг и коллега, iOS-разработчик, согласился помочь в реализации. После нескольких встреч функционал для MVP мы решили урезать, оставив лишь финансовый марафон. Кроме того решили запустить проект лишь для iOS, так как именно на этой платформе пользователи чаще покупают приложения и оплачивают встроенные покупки.

В конце 2020 года приложение было опубликовано в App Store. Срок запуска пришлось переносить два раза, но на третий все получилось. Осталось сделать выводы, и проект готов к переходу на новую ступень развития.

 

Советы по презентации дизайн-концепции от преподавателя GeekBrains, дизайнера Валерии Терехиной

Если собираетесь предложить идею мобильного приложения, то устная презентация или слайды — не лучший вариант. Стоит разработать кликабельный прототип в Figma или другом подходящем сервисе, дать потенциальному инвестору телефон в руки и предоставить возможность изучить проект. Это привлечет его внимание и даст понять, что ваш проект — больше чем идея, его можно «потрогать».

Дизайнер обычно уже по описанию может представить в голове определенную картинку. Но людям, далеким от индустрии, зачастую сложно понять, о чем речь, если не дать им визуализацию. 

Идеи нужно показывать в том виде, в каком они будут визуализированы. Например, анимацию — в виде анимации. Не стоит показывать на пальцах — это вызовет недоумение. Как можно объяснить важный переход на статике? Махать руками, изображая прилетающие карточки в интерфейсе? Нет, так не пойдет.

При подготовке традиционной презентации не пытайтесь уместить на слайдах всю информацию. Вряд ли ее кто-то будет внимательно читать. Оставьте на слайдах только ключевые тезисы, а расширяйте их уже в устном рассказе.  

Не бойтесь, что финальный дизайн будет отличаться от начальной концепции. Главное — показать, визуализировать идею, а предстоящие возможные изменения — уже варианты одной и той же идеи.

Стоит понимать, что руководителя компании интересует не само по себе приложение, а то, как оно вписывается в существующую структуру организации. Покажите и расскажите, как приложение поможет решить цели и задачи подразделения, компании. Идея сама по себе ничего не стоит, она должна быть полезной, иметь готовую стратегию развития, которая совпадает со стратегией развития компании.

Если слушатель говорит, что реализовать такой дизайн долго, дорого и сложно, не переживайте. Это нормально, и стоит быть к этому готовым. Нужно просто сказать, что это идеальный вариант, но работа начинается с MVP. И на этом этапе реализацию можно несколько упростить, а потом уже дорабатывать проект, добавляя дополнительные возможности.

Фото на обложке: maicasaa/shutterstock.com

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 8 вредных советов стартапам для подготовки питча
  2. 2 Советы стартапера: как искать инвесторов и создавать правильные презентации
  3. 3 Как извлечь пользу из отказа инвестора: четыре урока для основателей стартапов
ArtTech — карта разработчиков арт-технологий
Все игроки российского рынка технологий для искусства
Перейти