Top.Mail.Ru
Колонки

К чему готовиться игрокам гостиничного рынка в России?

Колонки
Никита Челноков
Никита Челноков

Сооснователь сети отелей Travelto

Алина Алещенко

Российский гостиничный рынок спешно покинули многие международные операторы и зарубежные сервисы бронирования. Стоит ли ожидать прихода в отрасль новых отельеров и инвесторов? На какие предпосылки полезно обратить внимание в новых экономических реалиях, чтобы эффективнее распорядиться своими денежными средствами? Разбирается Никита Челноков, сооснователь сети отелей Travelto.

К чему готовиться игрокам гостиничного рынка в России?

Снижение конкуренции 

Прежде всего хочется развеять миф о том, что уход или приостановка работы международных гостиничных брендов критически повлияет на отечественный рынок.

Несмотря на то, что о своем намерении уйти из России уже объявили Best Western Hotels & Resorts, Hilton, Hyatt, Sokos и многие другие, физически они останутся в стране. Кроме того, отели с международным именем находились в основном в среднем плюс и премиум-сегменте и пользовались спросом среди иностранцев и корпоративных клиентов, которых сейчас стало значительно меньше. 

Важно и то, что сами зарубежные сети в основном развивались за счет иностранного капитала. Они могли брать заем под 2-5% годовых, при этом срок окупаемости их объектов часто превышал стандартные 10-15 лет, и финансовая модель это выдерживала.

Конкурировать в таких условиях было довольно сложно, ведь у российских отельеров возможности гораздо скромнее. В России заем даётся под 20% годовых.

Теперь же уход крупных игроков создает рыночную конкуренцию по заемному капиталу — все кредитуются на равных условиях. Кроме того, стоит учитывать, что рынок очистился не только от международных игроков, но и от некоторых местных, которые решили не развивать свой бизнес в нынешних условиях.

 

Новые меры поддержки 

Важно отметить и другой позитивный аспект. Сейчас государство оказывает беспрецедентные меры поддержки гостиничной отрасли. Речь о нулевой ставке НДС на услуги в средствах размещения, которая будет действовать в течение пяти лет с момента ввода объектов в эксплуатацию, в том числе после реконструкции. То есть бизнес сможет сэкономить на ремонте отелей. Инициатива вступит в силу 26 апреля этого года.

Для сравнения — сейчас в России действует одна из самых высоких в мире ставок НДС для туризма и индустрии гостеприимства — 20%. Такая налоговая нагрузка раньше делала отрасль менее привлекательной как для новых игроков, так и для инвесторов. 

Кроме того, в этом году возобновлены меры поддержки, предложенные еще во время пандемии. Мы этой опцией уже воспользовались и реструктурировали имеющийся кредит, чтобы оплатить его в конце года.

Кроме того, в апреле председатель правительства РФ Михаил Мишустин заявил, что предприниматели, работающие в сфере отечественного туризма, смогут получить льготные кредиты на открытие гостиниц. Ставка составит 5% годовых.

 

Рост внутреннего туризма

Ситуация со спецоперацией скорее повлияла на внешний туризм, чем на внутренний. В целом это напоминает 2020-2021 годы — время пандемии, когда мы уже начали жить в изоляции, потеряв огромную долю иностранных туристов. По данным Пограничной службы ФСБ, в 2021 году Россию посетили 288,3 тыс. человек. Это рекордно мало: для сравнения, в 2019 году их количество превышало 5 млн. 

В свою очередь россияне уже тогда стали осваивать внутренние маршруты в условиях глобального локдауна и продолжат это делать еще охотнее, учитывая локальное снятие эпидемиологических ограничений. Что уж говорить, даже чиновники делают меньше резких заявлений, касающихся роста COVID-19 — это также сокращает количество эмоциональных отмен броней.

Согласно прогнозам Ростуризма, внутренний турпоток в России с мая по сентябрь 2022 года вырастет от 4 до 30% в зависимости от региона и суммарно превысит 31 млн человек. При этом самый большой рост ожидается на юге России — около 30% в сравнении с прошлым годом.

На наш взгляд, это вполне реалистичное развитие событий, ведь уже сейчас люди все реже отменяют запланированные поездки, хотя коридор бронирования по-прежнему, как во время пандемии, остается в рамках недели. Это подтверждает и загрузка наших отелей — в марте этого года она достигла 90%.

Таким образом, мы практически выполнили план по всей сети в Петербурге. И рассчитываем в ближайшее время приблизиться к допандемийным показателям. 

 

Чек-лист для предпринимателей в сфере гостиничного бизнеса

Так, мы видим, что геополитическая и экономическая обстановки способствуют развитию внутреннего туризма. Шансы заработать на гостиничном объекте выросли по сравнению с предыдущими годами. Это касается как рядовых отельеров, так и инвесторов. Что же можно сделать в связи с этим?

 

Если у вас уже есть отель во владении или управлении

  • Повышаем стандарты качества 

Безусловно, международные гостиничные операторы задавали высокие стандарты качества, которым соответствуют далеко не все российские объекты. Как правило, они прописывались в головном офисе и затем внедрялись по всему миру с некоторыми страновыми корректировками. 

В нашем же распоряжении есть только российские стандарты и требования российского законодательства.

Что с этим делать? Прописывайте регламенты и заводите службу контроля качества, которая будет четко следить за их выполнением. Это необходимое условие для развития конкурентоспособного отеля. В большинстве гостиниц такого сервиса нет, ведь для поддержки 25 номеров достаточно пары администраторов, менеджеров, курирующих бронирование и технических специалистов. При этом качество размещения у них может быть спорным. 

  • Выбираем альтернативу Booking 

Считается, что сейчас отелям становится сложнее работать без Booking.сom. Сервис приостановил свою работу в России в марте этого года: на начало февраля он давал около 60% от всех онлайн-бронирований по стране.

Ушел также сервис краткосрочной аренды жилья Airbnb, занимавший около 20% рынка. Обе площадки во многом помогали привлекать гостей из-за рубежа и продвигать наши услуги на международном уровне. Сейчас такой необходимости нет, и можно сосредоточиться на внутренних туристах.

Они же перераспределились по прямым бронированиям и альтернативным отечественным площадкам: «Островок», OneTwoTrip, «Яндекс.Путешествия», «Авито» и другим. По сути, уход Booking.com даже сэкономил нам часть денег, так как компания брала комиссию за свою работу. Теперь же наш маркетинговый бюджет за март уже сократился на 400 тыс. рублей.

 

Если вы планируете открыть отель или инвестировать в гостиничный объект

  • Для начала нужно определиться, в каком регионе вы хотели бы развивать гостиницу.

Разумеется, традиционно востребованы Сочи, Алтай и обе столицы, однако надо учитывать сезонность.

Например, Москва в этом смысле гораздо привлекательнее — это очень предсказуемый город, где заработать можно как на более популярной краткосрочной аренде, так и на долгосрочной, которая при этом пользуется спросом далеко не везде в России.

Для сравнения — на том же юге страны с октября по март отели законсервированы из-за снижающегося турпотока. Получаемый при этом доход с объектов порой даже не компенсирует износ номерного фонда. Похожая ситуация и в Петербурге, где с мая по сентябрь стоимость аренды высокая, в оставшуюся часть года она снижается в два раза. В Москве же разница в течение года составляет не более 20-30%.  

  • Немаловажен и вид туризма, присущий региону, — гастрономический, культурный, оздоровительный и так далее.
На мой взгляд, больше всего «просядет» доля деловых поездок в связи с оттоком иностранных компаний. 
  • Гости должны увидеть приемлемый уровень сервиса, транспортную доступность и развитую инфраструктуру, особенно если до этого они предпочитали размещение в сетевых отелях с международным именем.
И если в Москве и Петербурге с этим особо нет проблем, то в удаленных регионах, например, на Байкале, часто не хватает развитой инфраструктуры, активностей и прочих туристических нюансов.
  • Если говорить о ценовом сегменте средства размещения, то, на мой взгляд, будут востребованы гостиницы как высокого, так и эконом-класса.

Дело в том, что россияне, привыкшие к качественному обслуживанию за рубежом, вряд ли снизят свои требования в России. Более того, мы и сами ощутили потенциал отелей на 4-5 звезд в связи с уходом мировых сетей из страны.

И в том числе поэтому запустили в Москве новый гостиничный объект «Travelto Петровский Парк». Только за март было продано более десятка номеров во владение.

  • Учитывая, что многие объекты располагают устаревшим номерным фондом — стоит заранее подумать о реставрации, и «нулевая» ставка НДС, о которой я говорил выше, вам в помощь.
  • На наш взгляд, сейчас набирает популярность формат номеров со всеми удобствами — как санузлами, так и кухней, где можно самостоятельно приготовить еду и таким образом сэкономить на кафе и ресторанах.

Резюмируем: на отелях, которые работают или планируют работать с аудиторией внутри страны и готовы вкладываться в развитие качественной инфраструктуры, политическая ситуация сказалась скорее положительно.

Кроме того, у отрасли сейчас есть достаточно инструментов для развития — и не важно, на каком этапе вы находитесь, только планируете зайти в гостиничный бизнес, давно его развиваете или решили инвестировать в объекты. Необходимо только не упустить момент и воспользоваться возможностями. 

Фото на обложке: Shutterstock / Sasin Paraksa

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе последних новостей и событий!

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Изменись, но останься: пять идей, как кафе сохранить аудиторию и привлечь новую
  2. 2 В Москве пройдет международная выставка продуктов питания для ритейла и HoReCa
  3. 3 Как изменился рекрутинг в HoReCa. Тенденции 2023 года
  4. 4 Игра на выживание: ресторанный бизнес прямо сейчас
  5. 5 7 советов, как выбрать удачную локацию для ресторана
RB в Telegram
Больше полезного контента в Telegram
Подписывайтесь!