Поиск и подбор сотрудников, их удержание, проблема низкой вовлеченности и выгорания — все это сложности, с которыми сталкивается практически каждая компания. О том, как можно справиться с ними с помощью развития корпоративной культуры, рассказала Вера Ларютина, эксперт по оценке и развитию персонала.
Бизнес-показатели любой компании тесно связаны с тем, насколько эффективен каждый ее сотрудник. Однако чаще всего руководители сталкиваются как минимум с одной из трех проблем:
- Текучесть кадров. Поиск и онбординг новых сотрудников может быть длительным процессом. При этом пока вакансия не закрыта, компания несет убытки.
- Недостаточная продуктивность сотрудников. Если выработка на одного человека снижается, это отражается на бизнес-показателях компании в целом.
- Отсутствие мотивации и выгорание. Достаточно распространенные проблемы, которые влияют на эффективность работы персонала. В том числе от этого зависит то, достигает ли бизнес своих целей.
Чтобы решить эти сложности, руководителю важно создать такую среду, в рамках которой сотруднику выгодно оставаться с компанией на долгий срок и применять свои навыки с максимальной отдачей, повышая тем самым производительность компании. Исследователи из Gallup выяснили, что эффективность работы сотрудников зависит в том числе от личностного благополучия, которое складывается из следующих направлений:
- физическое и ментальное здоровье сотрудников;
- карьерная самореализация;
- финансовая стабильность;
- социальная востребованность и адаптация.
При этом компании все чаще предпочитают объединять решения по этим направлениям в рамках общей концепции wellbeing. Ее главный принцип — это поддержание баланса между физическим, эмоциональным и финансовым благополучием, а также формирование осознанного отношения к собственному здоровью.
Физическое и ментальное здоровье
В рамках wellbeing оздоровительные программы обычно включают в себя два компонента: программа управления образом жизни и программа лечения заболеваний. В долгосрочном плане такая стратегия сокращает расходы компаний. Специалисты из Rand пришли к выводу, что двухкомпонентные wellness-программы снижают расходы на медобслуживание каждого сотрудника в среднем на $30 в месяц. При этом время пребывания работников в больнице сокращается на 30%. К примеру, в Johnson&Johnson за счет этого за шесть лет сэкономили около $250 млн.
Особое внимание уделяется профилактическим мерам: например, отказу от курения или борьбе с болезнями мышц шеи и спины. Так, в компании Lowe много лет действует антитабачная программа: сотрудники могут получить дополнительную скидку в $50 на медицинскую страховку, если откажутся от вредной привычки, а в офисе «Яндекса» три раза в неделю проводят бесплатный массаж для сотрудников.
Физическое здоровье неотрывно связано с ментальным состоянием сотрудников. Поэтому компании создают в офисах зоны отдыха, предлагают менять рабочее место в течение дня и озеленяют пространство. «Зеленые» офисы не только положительно действуют на психику персонала, но и способствуют повышению продуктивности в среднем на 15%.
Офис Slack в Сан-Франциско
Ряд компаний («Сбер», PwC, «Ланит» и др.) сотрудничают с сервисами психологической онлайн-помощи, в которые могут обратиться их сотрудники. Например, у сервиса «Понимаю» 95% клиентов — из сферы B2B.
Карьерная самореализация
Текучесть кадров — серьезная проблема. Одна из ее причин — отсутствие перспектив для профессионального и финансового развития. В большинстве крупных компаний развитие карьеры построено через формирование кадрового резерва. Но часто это не работает, так как сотруднику приходиться ждать «своего» места много лет.
В идеале структура компании и ее подразделений должна быть выстроена так, чтобы обеспечить для каждого возможность роста. Например, Bosch предлагает сотрудникам три вида развития: вертикальный (карьера руководителя), в смежных областях (карьера проектного менеджера) и узкопрофессиональный (карьера суперспециалиста). Каждый работник ежегодно проходит оценочное интервью, с помощью которого можно построить индивидуальную карту карьеры.
Однако такую систему удается выстроить далеко не всегда. Чтобы снизить текучесть кадров, в этом случае можно предложить сотруднику:
- пройти ассессмент-центр у профессиональных оценщиков, чтобы определить свои сильные стороны и зоны роста;
- сформировать индивидуальный план развития, который позволит усиливать свои компетенции с сохранением прежней должности;
- стать ментором и помогать в развитии новичков;
- пройти переобучение на другую специальность.
В последнем случае для повышения лояльности работника можно снизить его затраты на переобучение. Для этого компании часто объединяются с провайдерами онлайн-курсов, которые предоставляют скидки для сотрудников.
Например, в таком формате уже сотрудничают МТС и Skyeng, который предлагает три пакета для сотрудничества с бизнесом. В каждом из них корпоративная скидка на курс — 45%.
Финансовая стабильность
Сотрудникам важен не только финансовый рост, но и стабильность. И это касается не только того, чтобы получать заработную плату в полном размере и без задержек. В идеале работникам нужно, чтобы компания интересовалась их финансовым благополучием. Особенно важно поддерживать персонал в нестабильные экономические периоды, такие как пандемия коронавируса.
К примеру, у многих сотрудников есть семьи, и поэтому на них часто выпадает высокая кредитная нагрузка. В России заемщики платят за ту же ипотеку в среднем около 23 тыс. рублей в месяц. И долги по ипотечным кредитам продолжают расти — сейчас они составляют почти 11 трлн рублей.
Чтобы помочь персоналу справиться с кредитной нагрузкой, компании часто организовывают курсы по финансовой грамотности и подключают юристов для консультаций по ипотеке. Ряд организаций также создают коллаборации с банками или ипотечными онлайн-сервисами.
Например, такой формат реализовали «Магнит» и Refin.Online. Для сотрудников ритейлера запустили корпоративный ресурс, с помощью которого они могут оставить заявку на бесплатное рефинансирование ипотеки.
У некоторых банков также есть закрытые предложения по ставкам, которые они предлагают при регистрации сделки через своего партнера — застройщика, агентство недвижимости, брокера или ипотечный онлайн-сервис. Если работодатель сотрудничает с конкретным банком или его партнером, он может информировать о таких предложениях своих сотрудников.
По всей видимости, следующим шагом в HR-развитии крупных компаний может стать возможность выдавать кредиты своим сотрудникам самостоятельно, без участия банков. Эта инициатива уже обсуждается Правительством. Как считают разработчики предложения, работодатели в этом случае смогут выдавать ипотеку с более низким первоначальным взносом. Уже сейчас ряд организаций (например, РЖД, группа компаний «ГАЗ» и др.) предлагают своим сотрудникам помощь в приобретении жилья в ипотеку, компенсируя переплату по процентам.
Социальная востребованность и адаптация
Чтобы снизить текучесть кадров и укрепить отношения в коллективе, HR-специалисты обычно действуют в двух направлениях. Первое — создание благоприятной атмосферы в команде. Это всевозможные тренинги, тимбилдинги, организация совместных поездок на отдых, досуга и др.
Второе важное направление — работа с новыми сотрудниками, которых нужно правильно интегрировать в команду. Для ускорения погружения новичка в процессы часто используются игровые форматы (квесты и др.). Так, в агентстве AdAurum нового сотрудника в первый рабочий день знакомят с коллективом и основными правилами компании, которые изложены в специальной Welcome Book. Такая книга включает в себя несколько разделов:
- историю создания компании;
- ключевые проекты;
- приветственные слова руководителей;
- организационный распорядок;
- условия работы;
- правила поведения в офисе.
Welcome Book есть во многих компаниях, но в AdAurum, вдохновляясь опытом Disney, решили оформить такую книгу в неформальном стиле. Например, правила поведения в офисе написали в стихах.
В первые недели для нового сотрудника также проводят welcome-тренинг. На нем более подробно рассказывают о специализации каждого из проектов, об основных продуктах, конкурентах, целях и планах на будущее. Для каждой должности предусмотрен план адаптации, в котором прописана методика работы с новичком в течение всего испытательного срока.
Как получить максимум
- С точки зрения физического и психологического здоровья сотрудников лучше всего действовать, придерживаясь концепции wellbeing. В этом случае можно сократить расходы на медицинские услуги для персонала в будущем.
- В первую очередь обеспечьте сотрудников всеми возможностями для развития. Если структура компании не позволяет работнику расти на его текущей должности, предоставьте ему возможность определить свои сильные стороны, развиваться по индивидуальной программе и пройти переобучение.
- Финансовое благополучие сотрудника — это не просто зарплата срок в срок, но и то, насколько защищенно чувствует себя работник в целом. Помогайте персоналу справляться с трудностями — это можно сделать за счет повышения финансовой грамотности работников либо в формате партнерства с другими компаниями.
- Попробуйте применить креативный и неформальный подход при вводе в курс дела нового сотрудника. Это поможет ему преодолеть стеснение, стресс и ускорит процесс его адаптации в компании. Но не забывайте и о постоянном поддержании оптимального микроклимата в команде, которая давно работает вместе.
Фото на обложке: Olena Yakobchuk /
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
-
Пройти курс «Как заработать на продажaх»
- 1 15 лайфхаков по организации и оптимизации рабочего места
- 2 Как справиться с негативным коллегой — решения для работы с жалобами и негативом
- 3 Как перейти на удаленную работу и гибкий график — пошаговое руководство
- 4 Правило успешной карьеры: вышли на работу в новую компанию — сходите на интервью с руководителем