Лев Самсонов, эксперт в области цифровой стратегии бизнеса, уверен, что большие корпорации могут и должны запускать новые успешные проекты. Однако сейчас таких кейсов очень мало.
Рассказываем, как в компаниях ежедневно убивают хорошие идеи.
Исторически компании не имели проблем с запуском новых проектов в существующих рынках. Однако в современном мире для обеспечения роста необходимо запускать проекты на новых рынках, где традиционное бизнес-планирование не работает.
Вот почему компании испытывают проблемы, которые приводят к аллергии на инновации.
Об этом не устают говорить Александр Остервальд, создатель шаблона бизнес-модели, и Стив Бланк, создатель методологии проверки бизнес-модели. Я постарался рассмотреть эти проблемы с помощью инверсивной модели мышления для того, чтобы лучше понять, какие процессы и подходы надо внедрять для решения этих проблем.
Так что же нужно делать, чтобы новые идеи НЕ взлетали?
1. Думать только о текущей бизнес-модели
Обычно компании отлично справляются с выполнением существующей бизнес-модели, но когда дело доходит до создания новой, случаются неудачи. Когда бизнесу становится ясно, что надо что-то придумывать для будущего роста, уже слишком поздно что-то делать. Очень часто будущее компании страдает за счёт настоящего.
Противодействие: создать в штате функциональную единицу и наделить ее полномочиями, где будут создаваться и тестироваться новые бизнес-модели. Нужно стать симметричной компанией, которая эффективна в обоих процессах: и в выполнении существующей модели, и в поиске новых моделей системным образом.
2. Требовать подробные бизнес-планы для новых идей
Многие компании требуют разработки детальных бизнес-планов и финансовых моделей для новых проектов. Однако в инновациях надо очень быстро и с минимальными инвестициями доносить идеи до клиентов/рынков, чтобы протестировать обратную связь и понять, какая может быть рабочая версия продукта. Бизнес-планы убивают новые идеи, поскольку их задача выполнять выдуманные планы, а не тестировать гипотезы в рынке.
Противодействие: создавать процессы, которые позволяют прототипировать и тестировать новые идеи в рынке, сокращая риски и предоставляя доказательства (факты) того, что идею стоит масштабировать.
3. Считать, что мнение руководства важнее фактов
За годы руководителькой деятельности у лидеров нарабатывается большой опыт, но он может быть нерелевантным для новых бизнес-моделей и ценностных предложений. Например, опыт в аналоговой фотографии не помог компании Кодак на цифровом рынке.
Правила конкуренции все время меняются. Сложно понять ожидания новых клиентов, находясь все время в зале для совещания совета директоров.
Противодействие: внедрять процессы, позволяющие оценивать новые идеи на основе реальных фактов или данных, а не на основе того, какое складывается о них мнение у руководства.
4. Игнорировать и не вникать в новые идеи
Руководство компаний стабильно занято и имеет жесткий график. Обычно менеджмент думает, что выходить из здания и встречаться с клиентами для тестирования идей – задача его подчиненных. Хотя Стив Джобс любил самостоятельно отвечать на жалобы клиентов. Надо понимать, что менеджмент должен двигать проекты вперед, и именно мнение клиентов может ему в этом помочь.
Противодействие: надо разделять менеджмент, который отвечает за выполнение бизнес-модели, и тех лидеров, которые создают будущее компании и должны выходить из офиса для общения с клиентами. Да, и не забудьте задать клиенту вопрос на IPO, за сколько вы купите наш продукт?
Стив Бланк: «Вы не можете ехать вперед, смотря в зеркало заднего вида».
5. Маниакально отслеживать конкурентов, а не клиентов
Многие компании испытывают наваждение, наблюдая за конкурентами. Надо понять, что клиенты намного важнее конкуренции. Особенно в эпоху цифровой революции, когда все копируется моментально. Именно клиенты могут посодействовать в борьбе с конкуренцией. Они обладают свидетельскими показаниями для вынесения приговора вашему новому предложению или бизнес-модели. При этом не надо тратить миллионы рублей на рекламу, чтобы это выяснить.
Противодействие: думать сначала о клиентах, тестировать идеи максимально дешевым способом, а потом уже смотреть, как эти идеи себя чувствуют в конкурентном окружении.
6. Принижать значение инноваций для компании
Во многих компаниях карьера новатора непривлекательна. Любой провал является черной меткой для карьеры, в то время как инновационный процесс требует экспериментов и неудач для поиска успешных моделей. Бонусная схема привязана к жесткому выполнению задач и не подразумевает провалов.
Cчитается, что новаторы – корпоративные сумасшедшие, которые не приносят никакой ценности, а престиж в компании зависит только от бюджета под управлением.
Противодействие: создать разные системы мотивации для сотрудников, выполняющих бизнес-модель, и для кадров, которые сфокусированы на инновационной деятельности. Подумать над повышением престижа этой работы в компании.
7. Создавать «театр инноваций»
Компания должна быть симметрична, между инновационной и исполнительной частью должны быть налажены связи. Однако часто эти два полюса борются за одни и те же ресурсы, при этом инноваторы часто не имеют доступа к таким ценным ресурсам, как клиенты, бренд и экспертиза. В результате корпоративные инновации конкурируют с более гибкими и хорошо проинвестированными стартапами без конкурентных преимуществ, а все идеи превращаются в театр без дальнейшей реализации.
Противодействие: создавать культуру, при которой оба полюса понимают свою ценность для компании, и когда инноваторы получают доступ к клиентам, бренду и экспертизе, чтобы можно было эффективно конкурировать с молодыми компаниями на рынке.
8. Преждевременно масштабировать идеи
Новые идеи обладают хрупкостью (недоработки аспектов бизнес-модели), поэтому их надо аккуратно масштабировать, а не сразу бросать в жернова жестких процессов, процедур и ключевых показателей эффективности, которые могут их убить. Например, проект Nespresso компании Nestle находился на удаленном расстоянии от головного офиса, именно это помогло ему выжить.
Противодействие: аккуратно масштабировать новые идеи, то есть оставлять возможности по итеративному изменению аспектов бизнес-модели и ценностного предложения (не терять обратную связь) до выработки устойчивой масштабируемой версии.
Материалы по теме:
Почему крупные корпорации могут развалиться в любой момент
Как открыть Америку: 4 ошибки, которые допускают все стартапы
«В Нью-Йорк я ехал как на экспериментальную площадку: либо убить идею, либо дать ей жизнь»
Важные уроки, которые я получил за первые 10 лет жизни моего бизнеса
Как любимое хобби превратить в успешный бизнес
О чем говорит распространение Apple Pay: 4 бизнес-тренда 2017 года
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- Пройти курс «Как заработать на продажaх»
- 1 11 вещей, которые разработчики «обожают» слышать от своих коллег не из IT
- 2 14 подкастов ко дню программиста, которые интересно послушать неравнодушным к софтверу
- 3 На каких конференциях можно встретить топ-менеджеров больших компаний
- 4 Стартапу, выходящему на ICO, нужен ментор. Зачем?
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025