Колонки

Как модель Playboy стала самой известной женщиной среди ученых

Колонки
Елена Лысякова
Елена Лысякова

Руководитель отдела по связям с общественностью ARTW

Полина Константинова

Многие знают о классической панграмме Lorem Ipsum. В России помнят, зачем есть мягкие французские булки. Программисты без задней мысли объяснят смысл «Hello, World!».

У изображений тоже есть свои стандартные тесты, на которых проверяют алгоритмы обработки. И среди них можно обнаружить Лену.

Елена Лысякова, руководитель отдела по связям с общественностью ARTW, рассказала историю фотографии из Playboy, которая стала эталоном в научном мире. 

Как модель Playboy стала самой известной женщиной среди ученых

Стандарты до появления Лены

Использование тестовых изображений для проверки таких алгоритмов, как сжатие и шумоподавление, было принято еще до прихода телевидения и цифровой передачи изображений.

Стандартный размер изображения обычно составляет 512×512 либо 720×576. Большинство таких изображений доступно в формате TIFF или PNG (сравнение различных техник сжатия от Kodak).

До появления Лены эти стандарты применяли на разных изображениях, но с ее приходом все изменилось.

Почему именно она

Впервые Лена (по-английски Lena или Lenna) стала известна в 70-ые в Университете Южной Калифорнии. Именно тогда доктору Александру Савчуку для иллюстрации научной статьи об обработке изображений понадобилась фотография с хорошим динамическим диапазоном. Желательно фотопортрет.

Что сподвигло Савчука взять для подкрепления текста фрагмент изображения из журнала Playboy – неизвестно. Возможно, решающим был тот факт, что Playboy оказался единственным журналом под рукой.

Тем не менее, он выбрал и отсканировал часть постера со шведской моделью Леной Седерберг с разворота за ноябрь 1972 года. Для работы он использовал сканер с разрешением 100 линий на дюйм и получил стандартное изображение 512 на 512 точек.

Постепенно Лена стала самой используемой картинкой в индустрии. На фото Лены проверяли и отрабатывали различные приемы фотокоррекции, оттачивались новые алгоритмы обработки.

Сейчас изображение называют самой важной фотографией в истории изображений и электронных коммуникаций, а саму Лену гордо именуют первой леди Интернета.

Неизвестно, послужила ли такой славе известность в научных кругах, но ноябрьский выпуск Playboy с Леной до сих пор остается самым популярным выпуском журнала – было продано 7 миллионов копий.

Лена стала известной и приглянулась ученым за счет хорошего сочетания деталей, теней, текстуры и однородной заливки. Все вместе эти компоненты составляют идеальную канву для тестирования совершенно любых алгоритмов обработки.

Однако нельзя отрицать успех Лены еще и за счет ее красоты: при исследовании скучных алгоритмов приятнее смотреть на красивую женщину, чем на горстку разноцветных конфет.

Лена – не первая

История Лены во многом напоминает романтический фильм. Она была не первой: в 1961 году фотографию другой леди из журнала Playboy ученый из Массачусетского Технологического института использовал для своей докторской работы по обработке изображений в градациях серого. Но заметили и запомнили именно ее.

Исследователи и ученые настолько популяризировали образ Лены, что ее не забыли и через 20 лет. В 1999 году в научном сборнике об обработке изображений Лену использовали сразу в трех научных статьях, в начале 21 века ее фото продолжало появляться в научных изданиях.

Исследователи алгоритмов обработки изображений считают Лену звездой: в 1997 году Седерберг стала почетной гостьей 50-й Ежегодной конференции Общества Науки об Изображениях и Технологиях (IS&T) в Бостоне.

До этой конференции сама Лена была не в курсе своей славы в ученых кругах. Найти и позвать ее пообщаться с фанатами помог журнал Playboy.

О ней не забыли и с приходом digital-эры: в 2015 году на банкете Международной конференции по обработке изображений Лена выступала с речью и открывала церемонию вручения наград за лучшую научную статью.

К своей славе Лена относится с юмором: «Они, должно быть, уже так устали от меня… смотреть на одно и то же фото столько лет!» – говорила она журналистам Wired.

Споры вокруг Лены

Не обошлось в истории Лены и без скандалов. Студентка Мэдди Заг из старшей школы Науки и Технологий Томаса Джефферсона в США, предложила убрать фото Лены из программы занятий по информатике, так как этот пример сексистский.

Мэдди поддержали и другие: для своей работы по обработке изображений в 2013 году Диана Ниделл и Рэйчел Вард использовали фото мужской модели Фабио Ланзони.

Тем не менее, проблема разгорелась не вокруг самого изображения, а скорее вокруг его происхождения. Мэдди говорила, что подобные фото в работе отвернут девушек от обучения информатике.

Однако статистика показывает, что ее опасения не сбылись: в том же Facebook 17% технических должностей занимают женщины.

Где найти Лену

Лена Седерберг живет и работает в Стокгольме, а знаменитое изображение доступно для свободного скачивания. Журнал Playboy отказался от авторских прав на фотографию. Она доступна к просмотру любому пользователю старше 18 лет.

Образ красавицы в тусовке гиков и ученых, такой популярный в современных фильмах и сериалах, во многом схож с историей Лены. К ее истории можно увидеть отсылки в той же Пенни из «Теории Большого Взрыва».

В последние годы популярность изображения упала.

Некоторые винят в этом сексисткую историю вокруг фотографии, но основной причиной является то, что современные алгоритмы превосходят ограниченные возможности старого изображения.

Тем не менее, историю Лены стоит знать и помнить. Не так уж и часто забытый в лаборатории журнал Playboy определял будущее обработки изображений. У нас эта история увековечена в названии корпоративного портала и бота-секретаря – Леночке.


Материалы по теме:

31 технология, перевернувшая мир

Как придумать успешную бизнес-идею

Где гении от бизнеса ищут креативные идеи

«У малого бизнеса есть шанс выстрелить в области компьютерного зрения»

Любимые книги Макса Крайнова, генерального директора Aviasales

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Дело тонкое: как женщины-фаундеры ведут бизнес в религиозных странах
  2. 2 В технопарке «Сколково» предпринимательницы обсудят, как личный бренд влияет на бизнес
  3. 3 Открыт прием заявок в менторскую программу Collabroom для женщин, которые хотят запустить свой бизнес
  4. 4 «Масштаб твоих возможностей — в объеме ответственности»: история успеха основателя RADAR, Advance и MediaDesk
  5. 5 Успех в «мужском» бизнесе. Советы от женщины и личный опыт
FutureFood
Кто производит «альтернативную» еду
Карта