Top.Mail.Ru
Колонки

В США возбудили первое дело о мошенничестве с ICO: чему нас учит эта история

Колонки
Александр Мамаев
Александр Мамаев

CVO в Diamond Guard

Виктория Кравченко

Александр Мамаев, CVO в Diamond Guard, разбирается, что случилось в истории с первым возбужденным делом о мошенничестве с ICO и объясняет, чему нас должен научить этот инцидент.

В США возбудили первое дело о мошенничестве с ICO: чему нас учит эта история

Да это же прецедент

Американская Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) возбудила первое в истории дело о мошенничестве при первичном размещении монет (ICO).

Фигурантом дела проходит бизнесмен Максим Заславский и две его компании – Diamond Reserve Club World (DRC World) и REcoin Group Foundation, которые обещали инвесторам золотые кущи и кисельные берега в недвижимости и на рынке алмазов.

Правда, у американского регулятора возникли серьезные претензии к предпринимателю: теперь ему инкриминируют мошенничество и нарушение правил регистрации ценных бумаг.

Помимо штрафа и необходимости вернуть все вырученные средства, Заславскому также грозит запрет на деятельность с ценными бумагами: если обвинения подтвердятся, он не сможет впредь занимать руководящие посты и участвовать в размещении цифровых активов.

В чем суть обвинений

Заславский рекламировал REcoin как «первую криптовалюту, обеспеченную недвижимостью». Он уверял бэкеров, что компания имеет мощную команду «юристов, профессионалов, брокеров и бухгалтеров», которые и должны были провести операции по покупке недвижимости.

По факту же выяснилось: компания никого не нанимала и даже ни с кем не консультировалась. Заславский ввел инвесторов в заблуждение еще раз, объявив, что привлек при ICO от 2 до 4 млн долларов, притом что фактическая сумма составила всего-то 300 тыс. долларов.

Аналогично бизнесмен поступил и в случае с DRC World, якобы инвестирующей в алмазы. Он обещал скидки у продавцов драгоценных металлов для тех, кто приобретет «членство» в компании. Несмотря на заверения, по факту оказалось, что ни компания, ни сам Заславский никаких алмазов не покупали и ни в каких коммерческих операциях замечена не была.

Реакция властей

SEC добилась экстренного судебного приказа о замораживании активов Заславского и его компаний, попутно выпустив предупреждение инвесторам о рисках, связанных с ICO.

Директор Нью-Йоркского регионального отделения SEC Эндрю М. Каламари подчеркнул: «Инвесторы должны с осторожностью относиться к компаниям, рекламирующим ICO, как способ получения негативных результатов». Он отметил: «Как утверждалось в нашей жалобе, Заславский привлек инвесторов ложными обещаниями значительных результатов от новых технологий».

По версия Заславского...

В комментарии отраслевому изданию Anycoin Заславский назвал обвинения SEC безосновательными и объяснил, что компания попросту не успела начать работать. «Мы не обманывали своих инвесторов и предлагаем полный возврат средств всем, кто этого желает», – уверяет бизнесмен.

Чему учит этот инцидент?

Урок 1. «Закручивание гаек» применительно к ICO – верное решение

Развитые государства внимательно следят за криптовалютами, и тут наметилось три главных подхода:

  • создать либеральные условия для привлечения проектов, но с обеспечением гарантий вкладчиков;
  • запретить ICO и постепенно подготовить жестко регламентированную законодательную базу (как, например, поступила Комиссия по финансовым услугам Южной Кореи);
  • никак не регулировать эту тему (например, Россия, которая по этой причине и остается в хвосте криптовалютной гонки).

Но даже самые либеральные страны всерьез обеспокоены рисками, которые таятся в ICO. Неудивительно, что Сингапур, одни из первых легализовавший токены (тут под токенами понимается криптографически защищенное представление прав держателя на получение выгоды или осуществление определенных функций, гарантирующие пользователю инвестиционные возможности), выступил с предупреждением к вкладчикам.

Валютное управление Сингапура (MAS) совместно с экономическим отделом полицейского управления указало на следующие риски, которые стоит учитывать криптоэнтузиастам, в частности:

  • опасения вызывает отсутствие у проекта инкорпорации на территории Сингапура,
  • отсутствие достоверной и проверенной информации об эмитентах или продавцах токенов,
  • отсутствие гарантий ликвидности токенов на вторичном рынке,
  • голословные обещания о высокой доходности токенов и риск участия в отмывании доходов.

Чиновники рекомендовали обращаться в MAS для проверки информации об ICO-проектах с целью минимизировать риски. Аналогичные предупреждения высказывала и Комиссия по ценным бумагам провинции Онтарио (OSC) в марте 2017 года.

Урок 2. На проект надейся, но сам не плошай

Внимательно подходите к оценке ICO: изучите список advisers проекта, команду, занятую в реализации идеи (их бэкграунд, технические навыки, опыт управления). Кроме того, больше доверия вызывают те проекты, которые готовы в добровольном порядке раскрывать отчетность и соблюдать требования, предъявляемые к традиционным компаниям, нацелившимся на листинг на зарубежных биржах. Это гарантия качества.

Будьте готовы к тому, что дело Заславского – не последнее. США вплотную взялись за регулирование ICO после поучительной истории The DAO.

Тогда в конце апреля 2016 года децентрализованный инвестфонд на блокчейне собрал 150 млн долларов в рамках продажи токенов, а спустя месяц кирберпреступники украли свыше 50 млн долл. из-за ошибки в коде платформы. Столкнувшись с подобным прецедентом, SEC приостановила публичные торги ряда других компаний, например, First Bitcoin Capital Corp., CIAO Group, Strategic Global и Sunshine Capital.

Вскоре SEC расставила все точки над i, приравняв ICO к выпуску обычных акций. Однако жестко урегулировала процедуру: отныне операции, проводимые с помощью технологии блокчейн, обязаны соответствовать федеральным законам о ценных бумагах, а виртуальные эмитенты обязаны регистрироваться для выпуска токенов. По всей видимости, Заславский проигнорировал эти требования.

Урок 3. Тень на плетень

Но самый печальный урок, который стоит учитывать криптоэнтузистам: каждое неудачное ICO, каждый мошеннический проект бросают тень на всю криптоиндустрию в целом, подрывая доверие как потенциальных инвесторов – держателей цифровых валют, так и традиционных инвесторов – венчурных фондов и банков, которые пока раздумывают, стоит ли вкладываться в подобные проекты.

Поэтому бизнесменам, желающим сорвать куш на цифровом хайпе, продвигающим бесперспективные и заведомо лживые идеи могу посоветовать одно: подумайте дважды, прежде чем готовиться к размещению. Пример одного провального проекта может похоронить 10 хороших компаний.


Материалы по теме:

Южная Корея вслед за Китаем запретила проведение ICO

«Все почему-то думают, что ICO — это как IPO, только без документов». Роман Кумар Виас — о плохом и хорошем маркетинге

Где брать деньги на блокчейн в условиях тотального регулирования

Контент-маркетинг для продвижения ICO: 3 практических совета

Как блокчейн забирает твою работу (найди себя в списке вымирающих профессий)

Виталик Бутерин: «Путин знает, что такое блокчейн — это и есть хайп»

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Стоит ли майнить Chia на корпоративном оборудовании?
  2. 2 Все о преимуществах страны и опыте успешных стартапов
  3. 3 Что стало с российскими стартапами после десятков миллионов долларов на ICO
  4. 4 Лучшие карты для покупок за границей и прототип маркетплейса от ЦБ: финтех-дайджест
  5. 5 Мы пытались провести первое в России легальное ICO. Проект провалился через месяц после старта продаж