Создание онлайн-школы с нуля — отличный способ поделиться своими знаниями и превратить их в прибыльный бизнес. Важно начать с выбора тематики, которая вам близка и в которой вы чувствуете уверенность. Подготовьте материалы, выберите удобную платформу, чтобы проводить на ней уроки, и начните привлекать первых учеников. Кирилл Гайкевич, CEO цифровой автошколы «Баранка», рассказал, как открыть онлайн-школу с нуля, с чего начать и что нужно, чтобы открыть онлайн-школу.
Содержание
- Что такое онлайн-школа?
- Основные отличия между офлайн и онлайн-школами
- Этапы запуска бизнес-проекта по дистанционному обучению
Что такое онлайн-школа?
Онлайн-школа — это образовательное учреждение, которое проводит занятия через интернет. Вместо традиционных классов и учебников, студенты учатся дома или в любом другом удобном месте. Например, уроки могут проходить в виде видеозвонков, записанных видео или интерактивных заданий. Онлайн-школы предлагают гибкий график, что удобно для работающих людей или родителей. Важные элементы таких школ — доступ к материалам и возможность взаимодействовать с преподавателями и однокурсниками в режиме реального времени. Там можно учиться чему угодно:
- иностранным языкам;
- программированию;
- вязанию;
- ведению бизнеса.
Все уроки и материалы доступны в приложении или на сайте, так что учиться можно где угодно и когда угодно.
Ключевые особенности цифровых школ:
- Дистанционное обучение с помощью цифровых инструментов (образовательные платформы, приложения, сервисы, платформы для проведения видеоконференций и так далее)
- Разнообразие моделей обучения. От самостоятельного изучения материалов в видеозаписи до живых интерактивных лекций с преподавателем.
- Гибкость и возможность учиться в удобное время и в любом месте.
Основные отличия между офлайн и онлайн-школами
Конечно, главное отличие цифрового обучения от традиционного — дистанционный формат.
По теме. Как дважды два: как быстро освоить профессию разработчика онлайн-курсов
Рассмотрим основные преимущества онлайн-формата:
- Экономия времени и денег. Не нужно тратить время на дорогу и платить за проезд.
- Гибкость. Учиться можно в любом месте и в любое удобное время.
- Индивидуальный темп. Можно пересматривать материалы и заниматься в комфортном для себя ритме.
Основные недостатки:
- Отсутствие внешнего контроля. У ученика должна быть высокая самодисциплина, чтобы не пропускать занятия и ничего не упустить.
- Ограниченное взаимодействие. Сложнее задавать вопросы преподавателю и общаться с другими учениками.
- Риск выгорания. Необходимость четко разграничивать учебу и отдых, чтобы не переутомиться.
Этапы запуска бизнес-проекта по дистанционному обучению
Мы запустили цифровую автошколу «Баранка» — и на этом примере я расскажу, как запустить успешный бизнес-проект в сфере дистанционного образования. Перед запуском мы прошли пять шагов. Сейчас наш продукт работает в 12 городах РФ и не планирует на этом останавливаться. Итак, что нужно, чтобы открыть онлайн-школу:
- Изучите рынок. В РФ работает 7 тыс. автошкол в офлайн-режиме с объемом рынка 40 млрд рублей. При этом у многих из них есть возможность проходить теорию в сети, но реализация такого курса может быть лучше и современнее.
- Получите лицензии. Чтобы вести образовательную деятельность, нужно получить разрешения. В каждой сфере они свои. Для автошколы это лицензия от Министерства образования и заключение ГИБДД. Пройти проверку для получения заключения непросто — законодательство в этой сфере часто меняется.
- Соберите команду. Для разработки IT-платформы нужна команда программистов, для создания курса — методист, креативная команда и спикер для записи уроков или живых лекций на видеоплатформе.
- Привлеките инвестиции. Запуск цифровой школы — это про серьезные расходы. Нужно вложиться в создание платформы, рекламу и оборудование. Главная статья расходов — это зарплата разработчикам.
- Разработайте бизнес-модель. Определите целевую аудиторию, формат обучения, цены на курсы. Продумайте, как и с помощью каких инструментов вы будете продвигать свой продукт. Постройте Unit-экономику с учетом всех вводных.
Определяемся с нишей
Первым делом нужно определиться, какую онлайн-школу открыть и чему именно вы будете учить. Ниша — это конкретная область знаний, в которой вы будете обучать студентов. Например, можете выбрать следующие ниши:
- программирование;
- дизайн;
- иностранные языки;
- подготовка к экзаменам.
Подумайте, в чем вы эксперт и что интересно вашей целевой аудитории. Полезно провести опросы, изучить спрос на образовательные курсы и оценить конкурентов. Хорошо выбранная ниша поможет вам выделиться и привлечь студентов, интересующихся именно вашим предметом.
По теме. Как получить образовательную лицензию для онлайн-школы
И не забывайте проверить, насколько эта тема интересна людям, есть ли на нее спрос. Чтобы выбрать курс, учитывайте следующие факторы:
- Размер рынка. Выбирайте нишу с достаточно большим рынком, чтобы обеспечить потенциал для роста и развития.
- Конкуренция. Избегайте направлений с высокой конкуренцией, где уже есть крупные игроки с большой долей рынка.
- Потенциал для инноваций. Выбирайте дисциплину, где есть потенциал для инноваций, цифровизации и улучшения существующих решений. Грубо говоря, посмотрите на текущие предложения и подумайте, как можно сделать лучше.
Изучаем рынок
Перед тем, как открыть онлайн-школу, важно понять, что происходит на рынке. Посмотрите, что предлагают конкуренты, сколько стоят их курсы, и кто их покупает. Проведите кастдев, чтобы определить свою целевую аудиторию и выделить УТП, с которыми можно первично выйти на рынок.
Кстати, автошкол за последние 5 лет стало вдвое меньше — с 14 тысяч до 7 тысяч, а учеников в 2 раза меньше — с 5 миллионов до 2,5 миллионов в год.
Выбор формата обучения
Это могут быть вебинары, видеокурсы, индивидуальные или групповые занятия.
Синхронные занятия с преподавателем в режиме реального времени подойдут тем, кто ценит живое общение, моментальную обратную связь и строгую дисциплину.
По теме. Продвижение онлайн-школы: как быстро привлечь клиентов и увеличить продажи
Асинхронный формат — это записи лекций, вебинары в удобное время, самостоятельный темп изучения. Идеальный вариант для тех, кто ценит гибкость и самостоятельность.
Смешанный формат сочетает лучшее из двух миров: живое общение с преподавателем и возможность учиться в своем ритме.
Структура учебной программы
В основе эффективного цифрового образования лежит продуманная структура учебной программы.
Модули или курсы. Логически завершенные блоки, посвященные определенной теме или навыку.
Уроки. Небольшие порции материала, легко усваиваемые за один раз. Видеолекции, тексты, интерактивные задания, тесты – формат может быть любым.
Практика. Важнейший элемент, который помогает закрепить знания и отработать навыки. Это могут быть домашние задания, проекты, кейсы, симуляции. В нашем случае — занятия с инструкторами офлайн.
Обратная связь. Регулярная проверка знаний и получение комментариев от преподавателей или тьюторов — необходимое условие для эффективного обучения.
Выбор платформы для сайта школы
Чтобы начать обучать можно использовать разные платформы или создать свою, что будет гораздо дороже, зато можно учесть любые запросы потенциальных учеников. Выбор зависит от потребностей и бюджета.
Платформа должна обеспечивать:
- возможности для размещения контента: видео, тексты, презентации, тесты, интерактивные элементы;
- инструменты коммуникации: чаты, форумы, видеоконференции для общения с учениками;
- систему аналитики и отчетности: отслеживание прогресса учеников, эффективности курсов;
- интеграции: возможность подключения платежных систем, сервисов, email-рассылок, push-уведомлений и так далее.
Поиск специалистов и экспертов
Создание качественного продукта требует привлечения экспертов. Подбор специалистов и экспертов — один из важных этапов при создании онлайн-школы. Например, если вы планируете обучать программированию, найдите разработчиков с опытом. Для курсов по дизайну подойдут профессиональные дизайнеры с портфолио. Важно, чтобы кандидаты умели не только работать, но и обучать, делая сложные вещи понятными для студентов.
Помимо команды разработчиков для создания курса требуются преподаватели. Таких экспертов можно найти в соцсетях. Например, кто-то из них уже ведет канал и готов к более масштабным проектам. Как вариант, поискать преподавателей можно в тематических комьюнити, чатах, группах или даже на живых встречах.
Запись видеоуроков
Это важная часть создания онлайн-школы. Качественные видео помогут ученикам лучше усваивать материал и пересматривать заранее записанные уроки в любое время.
Начните с подготовки сценария: четко определите, что хотите донести. Например, если вы преподаете математику, разбейте урок на короткие и понятные блоки. Затем выберите подходящее оборудование — камера, микрофон и освещение. Даже смартфон с хорошей камерой может подойти. Не забывайте про монтаж: уберите лишнее, добавьте поясняющие слайды или графику.
Маркетинг
Важно понимать, где ваши потенциальные ученики проводят время — какие ресурсы читают, какой контент потребляют. В этом помогут исследования рынка, потенциальной аудитории и кастдевы первых учеников. Возможные каналы продвижения:
- Перформанс-маркетинг и СPA-сетки. Прямая реклама, за счет которой можно буквально выжить в первое время, а еще протестировать гипотезы и масштабироваться.
- Контент-маркетинг. Публикация экспертного контента на площадках, которые читает ваша аудитория.
- Социальные сети. Это важно, потому что вас скорее всего будут искать в соцсетях, чтобы больше узнать о продукте. Если соцсетей нет, у пользователя точно появятся вопросы. Поэтому старайтесь присутствовать везде и активно вести каналы и показывать жизнь продукта.
- Email-маркетинг. Собирайте базу подписчиков и информируйте их о новинках, специальных предложениях и акциях. Но не слишком часто.
- Инфлюенс-маркетинг. Сотрудничайте с блогерами и лидерами мнений в вашей нише. Пробуйте делать размещения по бартеру – вы им доступ к продукту, а они вам рекламу.
- Кросс-маркетинг. Сотрудничайте с другими компаниями. Пускай они рассказывают про вас, а вы — про них. Так можно делиться аудиторией, чтобы она перетекала из продукта в продукт. Мы, например, так сотрудничаем с компанией, которая проверяет авто перед покупкой.
- Партнерский маркетинг. Предлагайте скидки на обучение сотрудникам крупных компаний — это огромный пласт аудитории.
- SEO-оптимизация. Продвигайте сайт школы и блог в поисковых системах.
- Дополнительно: проводите акции и предлагайте скидки, чтобы привлечь первых студентов.
Анализируйте результаты маркетинговых кампаний, корректируйте стратегию и не бойтесь экспериментировать.
Фото на обложке: Freepik
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе последних новостей и событий!
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
ВОЗМОЖНОСТИ
10 сентября 2024
10 сентября 2024
10 сентября 2024
12 сентября 2024
12 сентября 2024