Сергей Комаров, владелец продукта в команде цифровых розничных сервисов департамента «Банк XXI» Сбербанка, рассказал о том, как приспособить канбан-доску для личных дел, что сделать, чтобы это было эффективно, и как такой «инструмент» может изменить семейную жизнь.
Я думаю, что работа на каждого накладывает сильный отпечаток. В моем случае, кроме изменения самого способа мышления, работа сильно повлияла на способ планирования дел — не только в офисе, но и дома. Применяя agile, мы привыкли, что 1 задача = 1 стикер на доске, причем у каждого стикера — свой статус. На каждом стикере есть пометка, кто им занимается, если задача уже в работе.
Мне нравится такой способ отслеживания задач, поэтому я решил сделать домашнюю канбан-доску для личных дел.
Сергей Комаров
Вертикально она разбита на три колонки по статусу задачи (To do, In progress, Done). По горизонтали располагаются подразделы — рабочие задачи (кое-что я предпочитаю делать не в офисе, а дома, в тишине), разные личные дела (отдать машину на ТО, починить утюг), задачи по саморазвитию (спорт, образование и прочие). На доске время от времени появляются и другие подразделы, какие — зависит от текущей жизненной ситуации (покупка квартиры, подготовка к отпуску и так далее).
Регулярные дела (например, такие как уборка квартиры или оплата ЖКХ), обычно не попадают на доску, потому что их не так много и я о них помню. Но если такие дела постоянно откладываются, то стикеры для них все-таки нужны. Когда во мне очередной раз проснется перфекционист, он поможет мне выполнить эти задачи просто чтобы побыстрее переместить стикер в раздел Done.
Я веду эту доску уже полгода, пользуюсь ей почти каждый день. И за это время я выработал для себя несколько правил, которые упрощают процесс и сильно влияют на эффект:
- Важно правильно выбрать объем задачи на стикере. Есть минимальные задачи (написать письмо, отнести утюг в ремонт), за которые психологически легко взяться. А есть слишком большие. Например, у меня долгое время в To do висела задача по самообразованию — пройти курс Design Thinking. Стоило вместо нее повесить стикер «Прослушать две лекции из курса», как дело пошло в гору. Я просто перевешиваю стикер из Done в To do каждый раз — и так поэтапно заканчиваю более крупную задачу.
- Задачи я пишу разными цветами маркера. Зависит от того, сам я должен выполнить задачу (синий цвет) или она у меня на контроле (красный цвет). «Красные» задачи висят в In progress — это означает, что я жду, пока кто-то что-то сделает для меня, и могу периодически напоминать о себе.
- Я стараюсь, чтобы в In progress было не больше одной «синей» задачи. Иначе теряется фокус, хочется сделать все сразу — и, как следствие, не делается ничего (проверено на собственном опыте).
- Раздел Done у меня почти всегда пустой, потому что, если там висит много стикеров, ощущение такое: «Как много полезного сделал, я красавчик! Можно расслабиться». Поэтому у меня есть ритуал: я всегда в конце дня убираю с доски все выполненные стикеры. С одной стороны, это приятно — видишь результат работы. С другой стороны, завтра будет мотивация снова наполнить раздел Done.
Пока что на моей доске остается непродуманным один нюанс: есть задачи, которые висят неделями. Но я нигде не фиксирую дату появления стикера и сроки, поэтому такие залежалые дела никак не подсвечиваются и не обращают на себя внимание. А это повод снова и снова откладывать не очень понятную задачу, за которую подсознательно не хочется браться. Я такие стикеры сейчас перемещаю поближе к правому краю колонки To do, что означает повышенный приоритет.
В таком подходе к планированию своих задач есть как плюсы, так и минусы. Мой опыт показал, что такая доска приводит в порядок личные дела и не дает ни о чем забыть. Но при этом, если вдруг задачка не превратилась в стикер и не попала на доску, то маловероятно, что вообще будет выполнена. Появляется привычка не запоминать задачи, а держать все на доске.
Здесь и другая проблема: доску можно «обновлять» только из дома. Я пробовал пользоваться для отслеживания личных дел онлайн-сервисами типа Trello, но когда находишься дома, проще, чтобы доска была физическая. Она наглядная и постоянно мозолит глаза — и тебя начинает мучить совесть, когда что-то не сделано.
Пока что я не женат, и я единственный поставщик задач на доске (правда, когда в гости приходят друзья, они обязательно навешивают на доску остроумные стикеры). Но я уже предвкушаю свою будущую семейную жизнь и диалоги, которые у меня будут с моей женой:
— Сережа, ты вынес мусор?
— Нет, а разве был стикер?
или
— Сережа, ты сходил в магазин?
— Нет, на задачке висит блокер: нет понимания, почему мы всегда пьем исключительно обезжиренное молоко.
Еще может быть вот такое:
— Дорогая, погладь, пожалуйста, рубашку. Не ВЫНУЖДАЙ МЕНЯ ВЕШАТЬ СТИКЕР!
Такой подход, может, и сделает отношения менее спонтанными, но зато уже не будет ситуаций, когда жена просит мужа месяц починить кран, а у него все нет времени. Или когда ребенку нужно к зиме куртку купить, но «руки не доходят» вплоть до первых холодов.
Если не доходить до маразма, то, на мой взгляд, такой подход помог бы решить множество семейных проблем и повысить личную эффективность. Уже сейчас благодаря доске я успешно упорядочил свои дела. Всегда казалось, что рабочие дела важнее личных даже дома, но теперь если стикер висит правее, то шансов на выполнение у него больше — и неважно, к какой категории относится задача.
Так постепенно баланс между личным и рабочим начал выправляться. Теперь и утюг вовремя починится, и новый плейлист быстрее составлю, и книжек стал читать больше. А как иначе? Стикер же висит! :)
Вывод прост: из офиса не нужно приносить домой напряженность и плохое настроение. Давайте заимствовать из рабочего процесса только полезные «фишки» в виде эффективной работы над задачами и уважительного отношения друг к другу.
И да, этот текст я написал благодаря своей доске. И сегодня с удовольствием перевешу в Done стикер «Опубликовать статью про канбан».
Материалы по теме:
Agile — это шанс переориентировать маркетологов с процесса на результат
5 экспериментов с Agile, которые у нас не удались
Специалист по большим данным: где учиться и куда пойти работать
Холакратия – смерть для компании?
9 ежедневных привычек продуктивных людей
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- Пройти курс «Маркетплейсы: с чего начать и как преуспeть»
- 1 «Сбер» начал сокращать сотрудников IT-подразделения Ecom.tech — «Ведомости»
- 2 «Сбер» и оператор карт «Мир» запустят единый сервис оплаты по биометрии
- 3 «Сбербанк» оценил ущерб россиян от мошенников в 250-300 млрд рублей
- 4 Сбербанк стал самой дорогой компанией России
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025