Маргарита Кашуба, маркетинг-директор онлайн-школы английского языка EnglishDom, рассказывает, как собственная градация маркетологов помогла компании перестроить отдел маркетинга за два месяца и что из этого вышло.
Год назад перед нами стояла серьезная задача — перестроить отдел маркетинга и существенно расширить команду. Задача была не из простых, так как нужно было определить стратегию развития и наладить работу с HR-отделом, а уже потом начинать поиск нужных специалистов.
С чего мы решили начать
Когда мы начинали создавать команду отдела маркетинга, на тот момент у нас был CMO, директор по интернет-маркетингу, специалист по SEO и PR-специалист.
Начали мы с создания стратегии компании и ключевых метрик:
- Вместе с руководителем компании определили ключевые каналы маркетинга
- Из выбранных каналов расставили приоритеты по важности и загрузке
- Определили желаемые результаты каналов и в чем они будут измеряться
- Зафиксировали стратегию в наглядном виде
- Оставили поле для гипотез и экспериментов на случай, если какой-то из каналов для нас был новым или не очень знакомым
Все это мы сделали для того, чтобы у нас был четкий и наглядный ориентир в работе, а также чтобы определить, кто именно из специалистов нам нужен и какой квалификацией он должен обладать.
Мы разработали свою градацию маркетологов
Как мы уже упоминали ранее, нам нужно было наладить работу с HR-отделом, чтобы максимально эффективно закрывать вакансии в нужные нам сроки.
Мы не могли просто прийти и сказать, что нам нужен специалист какого-то уровня, не предоставив сначала четкий портрет подходящего нам человека. Поэтому мы разработали свою градацию маркетологов, чтобы HR-менеджерам стало ощутимо проще подбирать кандидатов.
1. «Свежачок»
Открывает нашу таблицу «свежачок» — это человек, который только начинает свой путь в маркетинге. Важно, чтобы он не боялся задавать вопросы и искать нужные ответы сам, если что-то непонятно, и с легкостью браться за новые задачи.
Вот краткий портрет такого «свежачка»:
- Обучаемость
- Гибкость
- Умение работать в команде
- Исполнительность
- Коммуникабельность
- Организованность
2. «Сочный фрукт»
Следующую ступень мы назвали «сочный фрукт».
Он уже:
- Имеет опыт работы в маркетинге от 1 года
- Может работать по плану, составленному руководителем без нарушения сроков
- Осваивает 1 новый навык за месяц или два
- Знает, чем занимаются специалисты других направлений маркетинга
- Умеет расставлять приоритеты, продвинутые знания Trello, Google Docs, Excel
- Понимает, что такое маркетинговая стратегия
- Имеет базовые знания GA, UTM меток, Photoshop, copywriting
И, конечно же, важные качества такого «сочного фрукта»:
- Динамичность
- Общительность
- Обучаемость
- Мобильность
- Мультизадачность
- Стрессоустойчивость
- Проактивность
3. «Энерджайзер»
Далее в списке идет «энерджайзер».
Это уже достаточно состоявшийся специалист, который обладает внушительным набором качеств:
- Опыт работы от 2 лет
- Хорошее понимание своей сферы, умение самостоятельно строить план от цели
- Осваивает 1 новый навык за месяц-два
- Есть уверенные знания GA, html, Photoshop, UI/UX, mail chimp, копирайтинга, почтовых клиентов
- Умение работать с ТЗ и подрядчиками
- Умеет вести переговоры и знает основы бизнес-переписки
Важным качеством такого человека является нацеленность на постоянное развитие:
- Самостоятельность
- Инициативность
- Умение правильно строить коммуникацию (с другими отделами и клиентами)
- Отзывчивость и готовность прийти на помощь любому из сотрудников
- Корпоративная этика и умение защищать интересы компании
4. «Спасатель»
Следующим идет «спасатель».
Назван он так, потому что может и нового сотрудника обучить, и в реально стрессовых условиях работать, помогая всему отделу. Конечно же, есть список требований на входе:
- Опыт работы в своей сфере более 2,5 лет
- Наличие минимум 10 успешных кейсов, чтобы похвастаться
- Он активный член маркетингового комьюнити в своей сфере, есть хорошая сеть бизнес-контактов
- Может вести вебинары и выступать на мероприятиях по своей теме
- Умеет управлять 1-2 подчиненными с помощью руководителя
Список навыков такого кандидата также имеется:
- Подготовка новых людей
- Помощь в проведении собраний, мероприятий
- Есть свои идеи для развития компании
- Умение справляться со сложными ситуациями
5. «Маэстро»
Предпоследним идет «маэстро».
По сути, это уже правая рука CMO и незаменимый член команды. У него должны быть:
- Продвинутые знания Google Analytics, UI/UX, верстки
- Умение руководить небольшим отделом: KPI, ставить цели, проводить анализ успехов и провалов
- Навыки планирования работы на 3-6 месяцев
- Уверенные знания в смежных сферах с маркетингом: SMM, PR,
- Умение красиво писать, знание основ заголовков и рекламы, СPC, email-маркетинга, СРА, UI/UX
- Умение писать ТЗ фрилансерам и верстать лендинги и письма, нарисовать баннер
- Знание правил бизнес-переписки и принципов SEO
- Понимание, как работать с блоггерами
Важные качества:
- Способность проводить тренинги
- Готовность взять на себя часть работы руководителя
- Продвижение и реализация идей
- Ответственность за конечный результат
6. «Гуру»
Завершает нашу градацию «гуру».
Это альфа-маркетолог, мегакреативщик и большой игрок, сам CMO. Для него важно:
- Выполнение не более 30% исполнительной работы
- Умение строить планы и стратегию отдела на 3-6 месяцев
- Заключение стратегически важных договоров с партнерами
- Обучение отдела и приведение его к ежемесячному выполнению цели
По сути, это более развитый «маэстро», который также имеет определенный портрет:
- Готовность к новым задачам (непосредственно связанных с работой отделов)
- Готовность помочь другим руководителям отделов
- Помощь CEO в сложных вопросах
Мы собрали новую команду за два месяца
Для того чтобы между отделом маркетинга и HR-отделом не осталось каких-то непонятных моментов, мы провели несколько встреч и обсудили каждый тип кандидатов из своей таблицы, а также помогли выбрать формат для предварительного отбора потенциальных сотрудников.
Учитывая опыт нашего CMO в удаленном формате работы, кандидатов мы также решили искать удаленно, не исключая возможности работы из офиса. География кандидатов значительно расширилась, и мы достаточно быстро (за два месяца) собрали такую компанию:
- «Гуру» (CMO)
- «Маэстро» (лидген и правая рука CMO)
- Три «спасателя» (SEO и PR)
- Два «энерджайзера» (PR и SMM)
- Два «сочных фрукта» (PR и SEO)
- Два «свежачка» (PR и копирайтер)
Сложности реформирования
Помните, что мы сразу оставляли место для экспериментов в своей стратегии? Мы честно себе признались, что не все рекламные каналы нам хорошо знакомы, поэтому решили разу искать человека, который смог бы сам вести новое для нас направление и предложил конкретные идеи, определив количество нужных ресурсов.
Контекстная реклама
Мы знали, что это отличный способ привлечь целевую аудиторию к нам на сайт. Поэтому поступили так:
- Нашли специалиста уровня «Спасатель»
- Вместе со специалистом определили желаемые результаты
- Выбрали контрольные точки по времени, чтобы узнать динамику развития канала
К нашему сожалению, мы заметили, что по бизнес-показателям компании SEO-трафик дешевле конвертируется, поэтому мы решили перекинуть больше сил именно на развитие этого канала. Соответственно, и направление контекстной рекламы мы пока отодвинули на второй план.
Медиа-реклама
Ранее мы уже использовали баннерную рекламу и своими силами выводить ее на нужный уровень уже не могли. Поэтому мы нашли еще одного «спасателя», который должен был:
- Повысить продажи с помощью прямой баннерной рекламы на тематических порталах, сохранив положительный показатель ROI
- Попробовать рекламу не только на сайтах с ЦА, но и в кинотеатрах
- Сделать наши вебинары продающим инструментом
В результате мы ощутимо повысили узнаваемость бренда, а вот нужных результатов не достигли. Хотя так удалось понять, что для нас вебинары — это PR-инструмент и именно специалист по пиару должен вести это направление. А специалист, который до этого занимался направлением медиа-рекламы, сместил фокус на партнерский и CPA форматы, которые как раз показали более высокую эффективность.
Что можем посоветовать
Мы изменили формат работы компании в целом, опираясь на опыт отдела маркетинга и сделали для себя пару простых выводов, которые пригодятся любой компании:
- Нужно ориентироваться на четкую стратегию со своими метриками и экспериментировать, чтобы более оперативно реагировать на изменения в своей сфере и одновременно проверять свои гипотезы без потерь для компании.
- Даже при закрытии целого отдела компании можно сохранить хороших специалистов. Для этого сразу нужно очертить сферы развития специалиста и дать возможность перенаправить свои усилия в другое русло (как, например, было с вебинарами и баннерами).
Такие простые выводы помогли нам собрать команду практически за два месяца. В результате мы забыли о таком понятии, как текучка, и смогли сосредоточится на достижении нужных нам результатов.
Материалы по теме:
Интеграция во «вДудя» – лучше любой рекламы: как сейчас работает influence-маркетинг
«UGC-маркетингом здесь занимаются все»: маркетолог из Южной Кореи – об особенностях своей работы
«Не стоит использовать его бездумно и повсеместно»: пять мифов digital-маркетинга
«Рождение креатива — сложный и долгий процесс» — Альберт Усманов о будущем маркетинга
Анализируй это: как построить аналитику для маркетинга в три шага
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- Пройти курс «Интернет-маркетинг для малого бизнеса»
- 1 Apple обновляет команду ИИ и планирует модернизацию Siri
- 2 Учебный отпуск: как оплачивается и кому предоставляется
- 3 «Серая» зарплата: что это такое, признаки, кого оштрафуют за «серую» зарплату и как доказать «серую» зарплату?
- 4 Как составить тестовое задание для кандидата при приеме на работу?
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025