Создатель TabTrader и CEO блокчейн-компании Finom AG Кирилл Суслов рассказывает о банковских кризисах, ленивых брокерах и европейских предпринимателях, а также объясняет, почему потерять $3 тысячи за 10 минут для трейдера – обычное дело.
Сейчас наш терминал объединяет 25 криптовалютных бирж в одном окне, обрабатывая операций на $300 миллионов в сутки. Но он вполне мог работать с традиционными финансами и даже пытался 7 лет назад. Так почему же нет?
Падение Lehman Brothers
Я учился в Великобритании – стране, где финансовые институты имеют большую и славную историю. Из Университета Уорик и Cass Business School я вышел уверенным в себе специалистом по финансам. Знал, что и куда инвестировать, как строить фонды и инвестиционные стратегии. Все было бы хорошо, но случился «тот самый» банковский кризис.
Почти все мои однокурсники не смогли устроиться по специальности. Людей увольняли пачками.
В год нашего выпуска в Лондоне закрылся Lehman Brothers – один из крупнейших финансовых конгломератов в мире. Его здание было рядом, и мы видели все своими глазами. Помню, как из банка выходили люди с сумками, чемоданами, коробками.
Этот легендарный исход лег в основу книги и двух фильмов и по праву считается отправной точкой мирового финансового кризиса. Традиционная система трещала по швам, а мои товарищи сидели без работы. У меня был вариант работать в захудалой британской фирме за гроши или попробовать что-то свое.
Я вернулся в Россию, нашел единомышленника, и мы стали разрабатывать инвестиционные стратегии. Мы учились работать с биржами и консультировали трейдеров. Хорошо продвинулись в создании торговых роботов. Писали математические модели на основе теории хаоса, нечеткой логики и генетических алгоритмов. В 2009 это было бомбой. За месяц мы могли превратить 30 тысяч рублей в 120. Иксы воодушевляли, но хотелось двигаться дальше.
На заре смартфонов
Год спустя я вплотную заинтересовался мобильными разработками. Android уже набирал популярность, но приложений для торговли на биржах еще не было. Так родилась идея сделать прототип. Нам с новым партнером оставалось решить одну проблему: в то время устройства были слабыми – требовалось серьезно оптимизировать память и вычисления. Но мы сделали это, и появился TabTrader.
Изначально он задумывался как торговый терминал для классических бирж и брокеров. Предполагалось, что приложение объединит в одном окне десятки аккаунтов.
Я отправился искать торговые площадки. Мы нуждались в них, чтобы запуститься и начать зарабатывать. По нашему замыслу терминал был бесплатным для конечного пользователя и монетизировался, разделяя комиссию с биржами.
Среди западных коллег мы нашли нескольких партнеров, но российские брокеры оказались слишком неповоротливыми. Инновации, мобильные интерфейсы были им чужды. Сейчас понятно, что они ошибались. Правда, и мы тоже. В 2011 мы сочли, что лет через 5 на мобильные устройства придется 50% торгов. Оказалось, почти 80%. По статистике портала Howmuch, 21,1% прибыли биржи Bittrex делают пользователи десктопа и 78,9% – именно смартфоны. А согласно годовому отчету торговой платформы Plus500, 75% торгов ведется с мобильных.
Почему не вышло со Сколково и ФРИИ
С традиционными биржами дела шли хуже и хуже. В 2012 мы услышали про биткоин и влюбились в технологию, лежащую в его основе. Никто не гарантировал светлое будущее децентрализации, но мы поверили и решили рискнуть.
Сперва начали подключать криптовалютные биржи в тестовом режиме, а потом и вовсе перешли на них. Для нового формата брокеры не требовались, это облегчало работу, но монетизироваться по-прежнему было сложно. Это сейчас про нас снимают ролики на ютубе, пишут в блогах в Индонезии, Японии, Бразилии. Пять лет назад все было иначе.
Кирилл Суслов в Rockstart Accelerator
Чтобы развиваться, мы пошли в Сколково. Нам отказали в финансировании сразу. Дальше был ФРИИ. Там уже начали с нами работать, но когда Центробанк опубликовал письмо, где якобы обозначил биткоины вне закона, нам указали на дверь.
Такой поворот меня не удивил. Еще работая с традиционными финансами, я разочаровался в российских брокерах и инвесторах. Я больше верю в Деда Мороза, чем в них.
В крипту через постель
После провала с российскими фондами партнер оставил фирму. На его место пришел мой брат и двое программистов, которые до сих пор со мной. Пока рынок был слаб, нам приходилось выкручиваться и создавать бизнесы в офлайне.
В 2013 году я открыл магазин кроватей, элитных кроватей. Звучит забавно, но бизнес крайне прибыльный, он помог нам продержаться на плаву. Благодаря ему я исправно платил сотрудникам зарплату. Поэтому, наверное, мы не бросили разработку приложения.
Сперва мы предлагали кровати знакомым, потом появился интернет-магазин, а за ним и салон. Бизнес окупился за полгода. В 2014 пришел новый финансовый кризис, но, как это бывает, не ко всем. У наших состоятельных клиентов дела шли хорошо. За ту зиму я продал больше мебели, чем за предыдущие два года.
Халтура на стороне
В 2014-2016 мы активно ездили по биткоин-конференциям, знакомились с заказчиками и партнерами. На трейдинг спроса не было, TabTrader развивался перманентно, но вяло. Мы начали брать заказы на блокчейн-проекты. Одним из них стал прототип биткоин-банкомата.
Работает просто: вставляешь купюру (рубль, доллар или евро), а получаешь биткоины. Он до сих пор пылится в нашем офисе. Как только поймем, что это легально, – запустим. В России за такие вещи арестовывают. Хотя по данным Coin ATM Radar, в мире около 3 тысяч биткоин-банкоматов в 70 странах мира.
Выступление Кирилла Суслова в Rockstart Accelerator
Тогда же мы создали сервис live-стриминга за биткоины. К сожалению, заказчику не пригодилось, и вряд ли мы когда-нибудь вернемся к этой технологии, но сам факт воодушевляет. В 2014 году не было ни Periscope, ни Facebook Live, ни трансляций в ВК, а мы уже сделали.
Эксперты ошиблись на 5 лет
В 2012 специалисты предрекали рынку криптовалют стремительное развитие, аналогичное тому, что мы видим сейчас. Эксперты надеялись на экспоненциальный рост биткоина, а он пошел полого. Тем, кто стоял у истоков, пришлось несладко, и нам в том числе.
Долгое время у TabTrader стояла одна задача – выжить. В 2013-2015 годах через приложение торговали около тысячи человек в день – теперь 100 тысяч, даже на падающем рынке.
Всего в мире более 200 криптовалютных бирж. Половина торгов сосредоточена на двадцатке крупнейших. В мае 2018 суточный оборот криптовалюты составлял около $30 миллиардов.
Через TabTrader идет порядка 1%, но это $300 миллионов в день. С бирж мы берем до половины комиссии по операциям, то есть примерно 0,05-0,15%.
Голландский акселератор
После банкомата и live-стриминга нашей команде улыбнулась удача: мы попали в Rockstart Accelerator в Амстердаме и провели полгода в Нидерландах. Там нам открыли компанию, дали полезные связи и $65 тысяч. Более тысячи проектов подали заявки в акселератор, а прошли всего 10. Мы оказались среди них.
Голландский акселератор как бизнес-школа, за которую тебе еще и платят. Мы пришли туда с идеей, но ничего не смыслили в продвижении приложений. Нас натаскали в маркетинге и ведении бизнеса. В Европе принято помогать бесплатно.
В процессе такой помощи бизнесмены, или менторы, взращивают проект, чтобы самим в него инвестировать. Они общаются с начинающими предпринимателями, учатся у них, обновляют знания. Настоящий симбиоз.
Команда проекта в Амстердаме
Позднее мне удалось впечатлить экспертов из Милана, что вылилось в грант от Евросоюза на $100 тысяч.
Решай проблемы людей
Наш проект понравился пользователям, потому что мы решили их реальную проблему. Примерно 80% трейдеров заводят аккаунты на нескольких биржах и часть торгов ведут со смартфона. Представьте, что для десятка бирж придется устанавливать свой клиент, и у всех разные интерфейсы. Переключаться сложно, растет напряжение и с ним – вероятность ошибки.
Потерять $3 тысячи за 10 минут для трейдера – обычное дело, но в итоге он все равно должен выйти в плюс, иначе ему стоит поискать другую работу.
Наша изюминка в User Experience. Мы приводим все к одному знаменателю. TabTrader – это настоящий Skyscanner для криптовалют. Пользователь может сравнить курсы на разных биржах и выстроить более выгодную на данный момент стратегию. Это помогает компенсировать, или, как говорят трейдеры, хеджировать риски.
В 2017 у нас появились конкуренты. Из мобильных приложений это американский zTrader, хотя он поддерживает меньше криптобирж. На десктопе это Coinigy, 3commas. Есть приложения-трекеры, через которые нельзя торговать, но можно следить за курсами монет на одном экране. Например, Blockfolio. Его целевая аудитория, как писал Пушкин, «над златом чахнет».
Антиплагиат и Waves
Осенью 2017 компания Waves анонсировала новое android-приложение для биржи DEX. Я открыл скриншоты и увидел практически свой продукт. Тот же плиточный интерфейс, список ордеров, те же графики вплоть до оттенков цветов. Даже перепутал скриншоты, показывая коллегам.
Cryptonit вместе с TabTrader, Bitcoin 2014, Амстердам
Сперва было досадно, а потом пришло осознание, что крупная платформа скопировала дизайн с бесплатного приложения. Это показатель качества, я считаю. После этого случая мы значительно улучшили наш интерфейс. Поэтому стоит, наверное, сказать ребятам спасибо. Когда тебя догоняют – беги быстрее.
Какие перспективы у крипторынка
Пока рынок криптовалют незрелый, ему свойственна высокая волатильность. Само по себе это неплохо. Волатильность влечет за собой больше рисков, но и награда соответствует. В основном только криптовалюта позволяет строить безумные, но прибыльные стратегии. Это привлекает на рынок новых игроков и новые финансовые инструменты вроде фьючерсов, форвардов, опционов. Они насыщают рынок и потенциально снижают волатильность.
Чем больше игроков войдет в рынок, тем стабильнее станет движение цен. Море успокоится. Это принесет не только огромное количество людей, но и колоссальные объемы институциональных денег, которые можно инвестировать только в инструменты с низкой волатильностью.
Думаю, финансовым мобильным приложениям стоит обратить внимание на эту сферу. Сейчас крипторынок – это полигон для экспериментов. Сделать идейный продукт и взлететь – дело нескольких месяцев. Позволят вам такое в мире традиционных финансов? На создание популярного банка или брокерской конторы уйдут годы. Слишком велики конкуренция и бюрократия.
Единственная проблема криптовалют – отсутствие отлаженного законодательства в этой сфере. Попытки государств узаконить этот инструмент могут привести к тому, что его будет трудно и неудобно использовать. Мы опасаемся легализации и одновременно ждем ее. В разных странах криптовалютная политика отличается, и в конечном итоге методом проб и ошибок бизнес и государство достигнут консенсуса. Вот тогда биткоин, как говорится, взлетит «ту-зе-мун».
Материалы по теме:
Криптокошельки, смартфоны и компьютеры на блокчейне: обзор девайсов будущего
Антон Арнаутов: «Через пять лет банки окончательно потеряют монополию на финансовые сервисы»
«Не относитесь к криптокомьюнити и блокчейну как к бесплатным деньгам без обязательств»
Стратегии инвестирования в крипту: какую выбрать, чтобы заработать как можно больше
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025