Имена Илона Маска, Гари Вайнерчука, Ричарда Брэнсона, Джеффа Безоса гораздо известнее созданных ими компаний. Все они тщательно работают над личным брендом, используя набор инструментов и мощных PR-техник. Какие из них стоит применять каждому предпринимателю, даже если у него нет миллиарда долларов на счету, рассказывает основатель агентства Qmarketing Роман Кумар Виас.
Человек-мем Илон Маск
«Тот, кто контролирует мемы, контролирует Вселенную», написал в Twitter Илон Маск в июне 2020 года. Сам он активно следует этому тезису, сознательно создавая мемы о себе.
Мем «Как тебе такое, Илон Маск?» про основателя Tesla и SpaceX в русскоязычном сегменте интернета уже не отделим от образа, созданного предпринимателем. Он делает громкие заявления, снимается в сериалах и старается быть ближе к людям. Каждое его кажущееся случайным действие — часть тщательно продуманной стратегии. Вот что делает Илон Маск.
- Снимается в кино
«Илон, как ты?», — спрашивает Тони Старк у Маска в фильме «Железный человек-2» 2010 года. В культовом сериале про физиков «Теория большого взрыва» инженер-миллиардер подрабатывает посудомойщиком в столовой для бедных вместе с Говардом Воловицем. В эпизодах предприниматель играет самого себя.
Таким образом изобретатель не ограничивается своей целевой аудиторией, а популяризирует свой образ в широких массах. Так, о нем знают не только те, кто следит за новостями на рынках электромобилей или космической техники.
Бизнесмен много раз говорил в интервью и социальных сетях о любви к кинематографу, а потому его образ не выглядит фальшивым. Илону Маску действительно нравится сниматься, он даже запустил в разработку мини-сериал о своей компании SpaceX. Именно поэтому всё это не выглядит так, будто сделано только ради пиара.
- Высказывается неоднозначно, смело и провокационно
Обещания отправить ракету на Марс, а к 2024 высадить на планету человека; взорвать атомную бомбу на Марсе, чтобы сделать планету пригодной для жизни землян; рассуждения о перспективах поглощения Земли Солнцем и вымирания человечества; о гипотезе жизни человечества в компьютерной игре. Это и многое другое можно найти по поисковому запросу «Elon Musk says».
Многие из этих заявлений не имеют ничего общего с реальностью, но отлично развивают образ миллиардера. Они громкие, смелые и привлекают внимание к автору.
- Держится ближе к поклонникам, создает образ «своего парня»
Например, он проводит сессии вопросов Ask Me Anything на Reddit, реагирует на сообщения подписчиков в Twitter. В 2014 году он репостнул рекламу, которую для Tesla сделали несколько студентов колледжа. Люди тянутся к простому и открытому парню.
Если вы хотите быть как Илон Маск:
- Не ограничивайте себя собственной целевой аудиторией, стремитесь прозвучать везде, где только можно. Чем больше людей знает о вас, тем сильнее личный бренд;
- Делайте заявления, высказывайтесь, даже если ваше мнение отлично от мнения большинства. Создайте небольшую провокацию, только не перестарайтесь, иначе это можете вызвать негативную реакцию;
- Думайте над необычными форматами; не только таргет, но и шоу, видосы, блоги. Конечно, вряд ли у вас получится сняться в «Железном человеке», но подумайте над TikTok форматом — сотрудничайте с блогерами, влезайте везде, где только можно;
- Будьте проще, не делегируйте общение с целевой аудиторией помощникам полностью. Старайтесь показывать, что вы рядом, обычный человек со своими особенностями и фишками.
Человек-контент Гари Вайнерчук
Количество контента, который генерирует американский серийный предприниматель, основатель VaynerMedia и VaynerX Гари Вайнерчук, напоминает объемы большого медийного агентства. У него есть свой блог, YouTube-канал, подкаст, он ведет Twitter, Instagram, Facebook.
Благодаря такой активности Вайнерчук выстроил мощный личный бренд, за которым следят миллионы людей. Его стратегия построена на нескольких несложных техниках.
- Концентрированная польза контента, упакованная в форматы для разных людей
В своём блоге бизнесмен пишет о пирамиде контента, следуя которой он создаёт большой пласт информации, а потом разделяет его на разные форматы. Он публикует длинные видео в формате «Вопрос-ответ», короткие тексты, истории, картинки, мемы. В каждой сети контент выходит в отдельном формате. Предприниматель остается активным на всех площадках и сохраняет внимание поклонников.
- Честность и искренность
Значительная часть контента Вайнерчука состоит из советов о личном бренде и продвижении. Это конкретные примеры и прозрачный процесс его собственной работы, без воды и пустых утверждений. Предприниматель делится лучшими практиками, проверенными на личном опыте, и аудитория доверяет ему, так как видит результат его советов.
В частности, он советует избавиться от нескольких социальных образов (для бизнеса, для семьи, для друзей) и быть в интернете «тем, кто ты есть», потому что транслировать сразу несколько ролей в разных жизненных сферах невозможно.
- Доступность спикера
Несмотря на количество людей, которые потребляют контент Вайнерчука, каждый имеет возможность пообщаться с ним лично, написав ему сообщение. Это вызывает доверие и нетипично для социальных сетей популярных людей, которые выстраивают стену между собой и аудиторией. Вайнерчук активно отвечает подписчикам каждый день в Twitter.
Если вы хотите быть как Гари Вайнерчук:
- Научитесь декомпозировать контент: один и тот же контент можно использовать для разных площадок, разделив на несколько частей или немного изменив подачу. Из содержания часового подкаста можно сделать 5-6 текстов для блога, 10 постов для Instagram и так далее. Не жалейте сил и времени на качественный контент, который затем можно переупаковать под разные форматы.
- Не врите! Люди это чувствуют. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. Вспомните все сказки про обманщиков: тайное всегда становится явным. Может один раз это пройдет, но если окажетесь пойманным, то рискуете потерять доверие аудитории.
Человек-легенда бизнеса Ричард Брэнсон
Если посмотреть на биографию Брэнсона, то будет легче сказать, каким бизнесом он не занимался. Еще в подростковом возрасте будущий предприниматель разводил на продажу волнистых попугайчиков и рождественские ели, издавал журнал, открыл студенческую благотворительную организацию.
Сегодня его корпорация Virgin Group включает около 400 разных компаний в области звукозаписи, сотовой связи, авиаперевозок.
Несмотря на масштабность его бизнесов, Брэнсон воспринимается аудиторией как простой и открытый человек, за которым интересно наблюдать и которому можно доверять. Вот его секреты.
- Смелость, риск и готовность к провалу
Отношение Брэнсона к бизнесу и рискам привлекает внимание. Он говорит, что «если ты можешь управлять каким-то одним бизнесом, то ты можешь управлять любым бизнесом, будь то компания звукозаписи, авиакомпания или банк».
Такая готовность рисковать, принимать вероятность провала и учиться на своих ошибках заинтересовывает. Поэтому аудитории нравится за ним наблюдать и вдохновляться.
- Шоу для того, чтобы запоминаться
Даже когда некоторые из бизнес-идей Брэнсона не выстреливают, он всё равно делает из этого яркую PR-кампанию. При запуске свадебного салона Virgin Brides предприниматель оделся в свадебное платье, чем привлёк внимание аудитории.
Тот бизнес не выжил, но образ Брэнсона в свадебном платье остался в памяти многих. Virgin Atlantic Airways Брэнсон открывал в костюме пилота. В результате медиа интересует именно его образ, а не дальнейшая судьба компании.
- Открытость и простота
Брэнсон относится с заботой и к сотрудникам, и к клиентам Virgin Group. Отличившихся членов команды он водит на ужин или отправляется с ними в путешествие. Это создаёт вокруг него образ заботливого руководителя и приятного человека.
Если вы хотите быть как Ричард Брэнсон:
- Не бойтесь признаться в том, что чего-то не знаете или не понимаете.
- Работайте над образом и используйте провокации. Каждое событие можно превратить в PR-повод, который останется в памяти общества и ваших поклонников надолго.
- Помните о людях. Неприятные истории всплывают быстро, и даже самый крутой пиарщик не всегда может справиться с негативом. Именно поэтому важно думать о том, как воспринимают тебя сотрудники и ЦА. Образ простого и открытого человека гораздо привлекательнее, чем зазнавшегося сноба.
- Ставьте высокие цели: ваша миссия должна превосходить вашу продолжительность жизни. То есть вы не просто зарабатываете деньги, а воплощаете в реальность некую сверхидею, которая будет жить и после вашей смерти.
Богатейший человек мира Джефф Безос
Богатейший человек мира по версии Forbes, основатель интернет-магазина Amazon Джефф Безос высказывается об инновациях, предпринимательстве, рекомендует книги, запускает космические проекты, рассуждает о спасении планеты. Вот что отличает его стратегию присутствия в публичном пространстве.
- Экологическая и социальная повестка
Безос часто заявляет о необходимости решения проблем изменения климата. Он создал экологический благотворительный фонд Earth Found. Он также посещал Индию и обещал способствовать созданию дополнительных рабочих мест. Добрые дела привлекают внимание общественности, вызывают доверие и вписываются в существующие тренды.
- Ориентация на качество услуги для клиента
В своих рассуждениях Безос ставит высокое качество услуги в основу своего бизнеса и готов предоставлять его на всех уровнях.
Однажды на конференции в 2019 году к нему обратилась женщина, которая не могла оформить возврат на Amazon. Она передала посылку предпринимателю в руки, а он — принял и извинился за неудобства. Такое отношение основателя компании к клиентам также располагает к себе.
- Высокая оценка сторителлинга
Важно, чтобы истории были интересными. Предприниматель уверен, что истории объединяют рациональную и эмоциональную составляющую информации.
Предприниматель подает пример своим сотрудникам и выпускает посты в блоге на Medium. Сотрудникам Amazon запрещено использовать презентации во время выступлений. Вместо этого Безос предложил им использовать формат текстовых историй примерно на шесть страниц.
Если хотите быть как Джефф Безос:
- Дайте людям возможность делать мир лучше через ваш бренд. Сделайте упаковку перерабатываемой или пожертвуйте часть выручки на благотворительность. Только делайте то, что вас действительно трогает и волнует. Если сортировка мусора для вас пустой звук, не стоит делать ставку на экологию, лучше организуйте акцию по сбору средств для животных.
- Принимайте личное участие и признавайте свои ошибки. Если клиент обращается с жалобой, разумнее всего признать, что что-то пошло не так и извиниться. Конечно, не стоит лично отвечать каждому недовольному, но если ситуация накалена, то личное участие может за считанные секунды превратить разъяренного клиента в довольного.
- Рассказывайте истории. Когда вы пытаетесь передать факт через личный опыт и собственные переживания, это всегда срабатывает. Вытаскивайте эмоции из сухих фактов и превращайте их в истории. Не забудьте позаботиться о продвижении своего контента, иначе толку от этой работы не будет.
- Используйте формулы Безоса: максимально интересная история примерно на 6 страниц; интригующее начало, середина, не оставляющая вопросов, удовлетворяющий конец.
Ключевой секрет личного бренда
Ищите новые подходы, действуйте искренне и не забывайте рассказывать аудитории об этом — вот главные рекомендации для тех, кто думает над развитием личного бренда.
Фальшь не спрятать, а индивидуальность и честность подкупает людей. Используйте вышеперечисленные инструменты и помните, что как бы вы не прокачивали бренд, всё же самое главное — это делать своё дело качественно.
Фото на обложке: Matej Kastelic/shutterstock.com
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- Пройти курс «Маркетплейсы: с чего начать и как преуспeть»
- 1 Кто Илон Маск по знаку зодиака? Гороскоп 12 предпринимателей
- 2 Основатель Virgin Galactic Ричард Брэнсон отказался от дальнейших инвестиций в компанию
- 3 Основатель Virgin Group Ричард Брэнсон призвал британское правительство снять санкции с Олега Тинькова
- 4 Акции Virgin Galactic упали на 8% после старта первого коммерческого суборбитального полета
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025