Top.Mail.Ru
Колонки

Обслуживание промышленного оборудования в новых реалиях: какими инструментами можно воспользоваться?

Колонки
Александр Ионов
Александр Ионов

Генеральный директор компании Reman Service

Алина Алещенко

Введенные против России санкции затронули ведущие направления экономики, включая промышленность. Александр Ионов, генеральный директор компании Reman Service, рассказал о возникших проблемах в области обслуживания оборудования предприятий и поделился советами, как с ними справиться. 

Компания оказывает комплекс услуг по поставке запасных частей, обслуживанию, проведение плановых и капитальных ремонтов промышленного оборудования.

Обслуживание промышленного оборудования в новых реалиях: какими инструментами можно воспользоваться?

Без запчастей и компетенций: с какими проблемами столкнулся промышленный сектор

Промышленность в России сильно зависит от импортного оборудования, расходных материалов и запчастей. В тяжелом машиностроении, самолетостроении, станкостроении, фармацевтическом производстве, электронной промышленности и некоторых других индустриях доля импорта может превышать 50%.

В нефтегазовой отрасли за последние годы удалось снизить зависимость от импорта оборудования с 60% до 40% — больше всего на него завязана добыча из трудноизвлекаемых запасов, нефтепереработка и производство СПГ.

Из-за санкций и разрыва логистических и товарных цепочек у компаний возникли проблемы при обслуживании: не хватает оригинальных запчастей, диагностического оборудования с последней версией программного обеспечения, доступа к базам данных и так далее. Проблемы возникают и с инженерными компетенциями для ремонта по технологии производителя.

Обычно сервисные специалисты постоянно общаются с консультантами от изготовителей, но за последние два месяца коммуникация осложнилась. Так что сейчас кадры, имеющие большой опыт и необходимые инженерные компетенции, «на вес золота». Чем больше вопросов способен решить специалист без консультации изготовителей, тем более он ценен и высокооплачиваем сегодня.


Читайте также:

Что делать бизнесу для преодоления логистического коллапса? Опыт компании

Бизнес в новой реальности и работа с зарубежными поставщиками — что изменилось в правилах торговли


Обслуживание оборудования и до санкций дорого обходилось предприятиям: по данным исследования Томского политехнического университета, доля операционных затрат на техническое обслуживание и ремонт в себестоимости добычи нефти и газа может достигать 25-30%. Сейчас ситуация усугубилась.

При этом своевременного и качественного ремонта и замены комплектующих напрямую зависит объем добычи сырья или выпуска товаров, а рост цен на запчасти и сложности с поставкой материалов повышают конечную стоимость продуктов.

 

Импортозамещение — реально ли?

Программа импортозамещения реализуется в России с 2014 года, и на нее ежегодно тратят миллиарды рублей (более 330 млрд в 2021 году). За это время она позволила сильно увеличить долю отечественной продукции в нефтегазовом секторе, в тяжелом машиностроении.

Однако опрос промышленников ИНП РАН показывает: руководители предприятий называют зависимость от импорта критической: при его доле порядка 50-60%, и декларируемое импортозамещение не смогло кардинально этого поменять.

Пример: в России по-прежнему нет аналогов высокотехнологического оборудования, такого как полупроводники, а тайваньский производитель Taiwan Semiconductor Manufacturing Company с долей мирового рынка в 52% прекратил их поставки в страну. 

Отечественные комплектующие и запчасти, как правило, отличаются более низким качеством и завышенной стоимостью. Да и быстро перейти на российские разработки невозможно — не хватает финансирования, технологий, промышленной базы, а также технических мощностей и профессионалов в отраслях.

Альтернативой могут стать китайские подрядчики, которые умеют создавать детали под заказ. Крупные производители промышленного оборудования уже несколько лет назад разместили в Китае заводы для создания запчастей, и доля поставок из Азии неизбежно будет расти. 

Явное преимущество Китая в том, что местные изготовители хотят и умеют копировать технологии. Если грамотно оформлять техническое задание и отслеживать процесс отработки технологии, сотрудничество с Востоком будет продуктивным и позволит удовлетворить потребности российского рынка.


Читайте по теме: Импортозамещение в машиностроении: какие сегменты будут лидировать


Однако наладить это взаимодействие получится не раньше, чем через год, начиная не с ответственных (то есть ключевых) компонентов, а, например, со сборочных единиц.

 

Как обслуживать оборудование в новых условиях

С учетом всех ограничений обеспечить эффективность при обслуживании оборудования сегодня можно благодаря следующим шагам.

 

1. Сбор информации и анализ

Первым делом предприятию нужно проанализировать текущее состояние оборудования и понять, какую технику ремонтировать уже нерационально и нужно заменить, какая недостаточно загружена или перегружена. Это позволит составить план диагностики и профилактики. Спланировать точное время таких работ помогут: 

  • Информация о сроке службы оборудования и его эксплуатации;
  • Рекомендации производителей по оптимальному уходу за оборудованием и предложения по профилактическому обслуживанию;
  • Подробная история прошлых поломок (может храниться в журнале или ПО для отслеживания простоев);
  • Журнал учета расхода запасных частей и материалов.

В зависимости от характера оборудования может потребоваться регулярный тщательный осмотр квалифицированным инженером.

 

2. Планирование

После того, как вы проанализировали состояние оборудования, важно составить график проведения диагностики и профилактических работ. Это поможет заранее спланировать ремонт и вывести технику из эксплуатации, а значит, у предприятия будет больше времени на покупку запасных частей и оно сможет постепенно сокращать объемы закупок. Снизится риск внеплановых простоев, сверхурочных работ. 

Компьютеризированная система управления техническим обслуживанием (CMMS) поможет составить график либо в привязке к датам (например, профилактика каждые 2 недели), либо на основе времени использования оборудования (каждые 100 часов работы и так далее).

Обычно технические специалисты тратят непосредственно на работу с оборудованием только 25-35% своего рабочего времени. Грамотное планирование может увеличить эту долю до 55-65%. 

 

3. Проведение работ по графику

Важно следовать составленному плану и регулярно проверять свое оборудование на предмет износа. Ликвидируйте мелкие особенности, прежде чем они перерастут в проблемы: ржавчину, загрязнения, сколы, царапины и трещины на металлических деталях, чрезмерную вибрацию и так далее. Полезно иметь небольшой запас часто используемых деталей под рукой, чтобы предотвратить простои. 

Обеспечить качество и последовательность действий всего обслуживающего персонала поможет создание чек-листа — контрольного списка с подробным описанием каждого шага в процедурах технического обслуживания.

Инструкции нужно хранить так, чтобы они были легко доступны техническим специалистам в любое время. Для этого можно использовать все то же программное обеспечение. 

 

Другие способы

Прогнозное или прогностическое обслуживание

Идея в том, чтобы предсказывать поломки до того, как они случатся, с помощью современных технологий. На оборудование — насосы, двигатели и так далее — устанавливаются датчики. Они постоянно считывают разные параметры, причем как внутренние, так и внешние (показатели окружающей среды вроде температуры и влажности).

Эта информация собирается в единой системе, а алгоритмы машинного обучения прогнозируют, какие детали могут отказать, например, через 3 дня. Обладая этой информацией, можно, например, заранее упрочнять зоны, которые подвержены износу.

Исследование Deloitte показывает: прогнозная аналитика может уменьшить расходы предприятий на ТОиР на 5-10%. Лучше всего она работает в тех случаях, когда:

  1. затраты при отказе оборудования очень высоки;
  2. поломка чревата проблемами с безопасностью (отказ реактивной турбины в воздухе и так далее);
  3. сбои хорошо предсказуемы и понятны.

В остальных случаях прогнозный подход может не окупиться.

 

Обслуживание по состоянию

В этом случае предприятие использует информацию с датчиков, чтобы отслеживать состояние оборудования и принимать меры, когда заданные параметры достигают неприемлемого уровня. Можно сказать, что это чуть менее продвинутая форма прогнозного обслуживания, однако она эффективнее стандартных профилактических работ.

 

Современные технологии как альтернатива ремонту

Чтобы продлить оборудованию жизнь, можно использовать современные технологии. Например, с помощью лазерного восстановления устранить износ деталей и привести их в номинальный размер. Такой способ достаточно экологичный, потому что он позволяет провести несколько циклов восстановления.

А лазерное термоупрочнение даёт возможность упрочнить зоны, которые подвержены износу и придать требуемые служебные свойства поверхностям.

Лазерная наплавка оптимальна для восстановления или модификации деталей больших размеров, таких как валы и валки прокатных станов. С её помощью можно повысить антикоррозионные свойства, жаропрочность и износостойкость, увеличить ресурс деталей благодаря наплавке на поверхность твердых сплавов.

Среди других технологий:

  • Газодинамическое напыление. Придаёт металлическим и неметаллическим изделиям необходимые свойства: повышение электро- и теплопроводности, прочности и так далее. Метод защищает их от коррозии и позволяет восстанавливать форму и размеры.
  • Аргонодуговая наплавка. Актуальна для восстановления и ремонта изделий из жаропрочных и коррозионно-стойких сталей, а также из некоторых цветных металлов и сплавов на их основе.
  • Наплавка под флюсом. Хорошо защищает расплавленный металл от вредного воздействия воздуха, однако в процессе наплавляются толстые слои, так что этим способом имеет смысл восстанавливать детали с большими износами.
  • Плазменная наплавка. Используется, чтобы упрочнять поверхности конструкций, которые работают при высоких нагрузках, защищать формокомплекты от износа из-за высокой температуры, от коррозии — детали запорной и запорно-регулирующей арматуры.

Наш опыт показывает: компании, которые вместо покупки новых деталей восстанавливают изношенные, могут уменьшать расходы на обслуживание на 30-70%. Технологии используются как в рамках профилактического обслуживания, так и при прогнозном обслуживании или обслуживании по состоянию, например, чтобы заранее упрочнить подверженные износу детали.

 

Как достичь максимума

  • Соберите как можно больше информации об оборудовании (история прошлых поломок, рекомендации производителей и так далее), тщательно проанализируйте его состояние;
  • Составьте график проведения диагностики и профилактических работ, используя специальное ПО;
  • Следуйте этому графику и регулярно проверяйте оборудование, обращая внимание даже на мелкие особенности — они могут перерасти в большие проблемы;
  • Своевременно производите замену или восстановление изношенных деталей;
  • Подготовьте легкодоступный чеклист для технических специалистов, чтобы они могли работать быстрее и точнее; 
  • Рассмотрите возможность использования новых подходов, например, прогнозного обслуживания или обслуживания по состоянию, и современных технологий, таких как лазерное восстановление и термоупрочнение. 

Фото на обложке: Shutterstock / Party people studio

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе последних новостей и событий!

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Мифы о производственной 3D-печати: дорого, ненадёжно, медленно
  2. 2 Импортозамещение, роботы и решения для здоровья: какие задачи решали сколковские стартапы в 2023 году
  3. 3 Как организовать собственное производство косметики
  4. 4 Стартапы поборются за инвестиции в акселераторе АГНИ
  5. 5 Стартапы в химической области смогут получить до 1 млрд рублей на запуск продукта
FutureFood
Кто производит «альтернативную» еду
Карта