Top.Mail.Ru
Колонки

Мир IT меняется. Как бизнесу не отставать и успешно управлять продуктами?

Колонки
Дмитрий Голубовский
Дмитрий Голубовский

CEO IT-компании TAGES

Алина Алещенко

Мы живем в эпоху глобальных перемен. И быстрее всех меняется мир IT в энтерпрайзе. Мы наблюдаем смену технологического уклада: если раньше новые продукты выходили на рынок раз в полгода-год, то сейчас на MVP должны уходить неделя-две, иначе вы попросту отстанете от своих конкурентов. 

На прошедшей недавно бизнес-регате Enterprise Low Code Day 2021 эксперты из мира IT обсуждали вопросы управления своими IT-продуктами в условиях неопределенности и быстрой смены парадигм. Владельцы крупного бизнеса, технические и IT-директора и директора по развитию бизнеса собрались на мероприятии, чтобы узнать, какие технологии использовать, чтобы успевать развивать свои продукты и услуги вслед за стремительно растущими потребностями клиентов? Об этом рассказывает Дмитрий Голубовский, генеральный директор IT-компании TAGES, спикер и один из организаторов бизнес-регаты.

Мир IT меняется. Как бизнесу не отставать и успешно управлять продуктами?

Пандемия и «черные лебеди»: как они влияют на бизнес?

Помните, наши бабушки и дедушки говорили, что раньше трава была зеленее, а деревья — выше? Приходит момент, когда многие тоже начинают думать, как наши предки.

И этому явлению есть название — VUCA-мир: Volatility (изменчивость), Uncertainty (неопределенность), Complexity (запутанность) и Ambiguity (неоднозначность).

Это именно то, что мы имеем в IT Enterprise сейчас: пандемия, локдауны, постоянные спады в экономике, колебания курса валют и растущие в геометрической прогрессии потребности потребителей — все это негативно сказывается на развитии бизнеса. То есть как раньше уже не будет. И с этим нужно как-то жить.

В любом IT-ландшафте компании есть большой набор информационных систем. Часть из этих систем до сих пор наследуемые и медленные. Они не соответствуют современным требованиям энтерпрайза. Комплексность и связанность между ними каждодневно растет в зависимости от задач, и со всем этим нужно справляться, попутно развивая бизнес.

Кроме того, появляется все больше и больше крупных игроков, которые строят целые IT-экосистемы. У них практически не ограничены HR и финансовые ресурсы, и эти корпорации постепенно начинают выигрывать в битве за конечного покупателя.

 

Печальное наследство и тотальный дефицит кадров

Все тренды, которые есть сейчас для решения бизнес-задач, лимитированы IT-емкостью. Эйчары уже не раз выступали с результатами своих исследований, которые говорят о том, что даже если сейчас 100 тысяч IT-специалистов выйдет на российский рынок в ближайший год, они будут поглощены уже существующими проектами. И это проблема.

При этом, работая с наследуемыми информационными системами, мы через некоторое время сталкиваемся с законом нарастающих издержек, но только не в экономике, а в IT. Ты можешь пилить код, коммитить, объем кода растет, а через некоторое время эффект от проделанной работы резко падает. 

Во второй половине прошлого века американский ученый, профессор Нью-Йоркского университета Нассим Николас Талеб в своих книгах про глобальный экономический кризис искал «рецепты», как жить в мире неопределенностей.

И самым простым и эффективным решением и он и многие другие эксперты признают:

  • качественные коммуникации;
  • постоянные эксперименты;
  • децентрализацию всех решений.

Кстати, в начале XX века эффект децентрализации стали использовать в немецкой армии. Это первая структура, которая использовала новую парадигму, внутри которой любая команда может сама определить адекватность своих действий и пойти против приказа командования, если это оправдано сложившейся на поле боя ситуацией.

 

Как применять этот опыт в IT?

Наша реальность — это постоянно повторяющийся процесс: сбор требований, спецификация, имплементация, релиз, корректировка требований, техподдержка… И так по кругу.

Но у нас в IT-ландшафте таких систем и процессов десятки, а иногда даже сотни. В такой ситуации отвечать по-настоящему за сроки, стоимость и прогнозируемость работ, казалось бы, невозможно, но…

Давайте вспомним фондовый рынок, на котором ежесекундно множество факторов оказывает влияние на общую картину. Высокая волатильность, трудная прогнозируемость, но люди научились в этом работать. И те, кто хотя бы на 1-2% работают успешнее остальных, зарабатывают миллиарды.

Успешная стратегия децентрализации работы наглядно показана в фильме «Человек, который изменил все». Основанный на реальной истории сюжет рассказывает о тренере баскетбольной команды, которому дали команду, дали задание побеждать, но не дали бюджет.

И он отходит от стандартной стратегии покупки дорогих звездных игроков в пользу покупки обычных ребят, но каждый из которых профи на определенной позиции. Таким образом, новая команда достигает микропобед и в итоге формируется новая стратегия, который позволяет добиться успеха на длинной дистанции.

Если экстраполировать стратегию на мир Enterprise, то в сухом остатке мы получаем:

  • Организационные изменения (создание микрокоманд);
  • Микропобеды (мини-релизы);
  • Постоянные эксперименты;
  • Стабильность процесса: если один упал, то остальные работают.

 

Какие методики работы с IT применяет бизнес?

Довольно часто можно услышать на конференциях про кейсы, когда с помощью эджайла люди ускоряют процессы создания MVP на 5-10%. В общей массе — это довольно низкие показатели, учитывая, что рынок «ускорился» далеко не на 10%, а многократно.

Сейчас на рынок IT внедряются понятия API-экономика, грануляризация, появились DevOps-практики, имплементация (которая равна документации), постоянные эксперименты, MVP в продакшн и продакшн mission critical с кратчайшим временем восстановления после сбоев — до уровня 1-2 минут и пр. Все это позволяет ускорять процессы разработки и упрощать коммуникации.

До 70% времени на IT-проектах тратится на коммуникации с командой и смежниками. 

Появилась и новая парадигма управления IT-продуктами в бизнесе — это low-code. Продукты типа Platformeco, которые полностью закрывают все эти вопросы.

В целом такие композитные платформы — это и DevOps-инсайд, и возможность работы в микрокомандах, и максимально быстрое устранение багов в продакшне. Кроме того, платформа позволяет работать, как в Saas-режиме, так и On-premise в зависимости от потребностей бизнеса.

Она обеспечивает связность контуров с любыми даже медленными информационными системами и идеально подходит на данном этапе для оркестрации бизнес-процессов, перехода или модернизации монолитов и их распределение по микросервисам.

Последние годы один из законодателей трендов в мире IT, Netflix, задал направление на упрощение построения BFF-слоев. Эту технологию уже взял на вооружение «Яндекс», о чем они и пишут в своих блогах.

Что мы видим на практике, на реальных кейсах, которые в продакшене? Кратное сокращение time-to-market решений, двукратный рост пропускной способности команды, сокращение времени на устранение инцидентов в продакшене.

Кстати, устранение ошибок в продакшене — это вторая по стоимости ошибка после ошибок архитектуры. Такого рода платформы способны проводить 25+ млрд бизнес-транзакций в месяц с нагрузкой более 8 РПС в секунду. Тот факт, что новая парадигма уже более двух лет успешно работает в продакшена уровня Mission Critical, говорит в ее пользу. 

Все это дает энтерпрайзу и IT-компаниям возможность формирования IT-команд нового поколения. Когда разработчики включены в сложные алгоритмические задачи, у них пропадает необходимость делать постоянный monkey job, тогда как бизнес-аналитики и тестировщики видят имплементацию и могут в ней участвовать. 

Что в сухом остатке? Срок вхождения нового человека в команду минимален, замена командного игрока — не проблема, специалисты с качественным бэкграундом, использующие до этого момента медленные системы — тоже в строю и им находится применение. Это отчасти помогает нивелировать в том числе и дефицит кадров на IT-рынке.

 

Чек-лист

Исходя из всего вышесказанного, в условиях неопределенности, нестабильности и быстрой смены технологического уклада, имеет смысл предпринять следующие шаги:

  • уделять особое внимание стратегии развития бизнеса;
  • развитию и постоянному обучению собственных IT-команд, использовать уже проверенных опытных сотрудников, переводить их на платформы low-code;
  • выстраивать внутренние и внешние коммуникации бренд-бренд, человек-бренд, человек-человек;
  • не забывать о том, что постоянные эксперименты дают возможность находить оптимальные решения для развития и поддержания собственных IT-продуктов.

И в этом смысле low-code платформы позволяют осуществлять все эти процессы с учетом существующего IT-ландшафта и потребностей бизнеса.

И наконец, подумайте, готовы ли вы перестраивать свой IT-ландшафт под новый технологический уклад? В следующей статье мы подробно расскажем о том, что мешает бизнесу развиваться в новых реалиях.

Фото на обложке предоставлено автором.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 IT-предприниматели в 2024: как будет развиваться самый технологичный сегмент малого и среднего бизнеса
  2. 2 Тренд-гайд: как собрать бренд идеального работодателя в 2024 году
  3. 3 Упражнения для релаксации и снятия эмоционального напряжения
  4. 4 От яблочного уксуса до коктейля с морским мхом: 10 напитков, которые пьют ЗОЖ-адепты прямо сейчас
  5. 5 «Кухни-призраки» и барбершоп в баре: 5 трендов рынка общепита, которые стоит взять на заметку
DION
Что ждет рынок корпоративных коммуникаций в 2024 году?
Подробнее