«Молчание ягнят» или как не убить стартап

Виталий Сотников
Расскажите друзьям
Светлана Зыкова

CEO стартапа NativeOS и основатель агентства Chernika Виталий Сотников отправился со стартапом в Нью-Йорк: пришлось не только привыкать к новым условиям на месте, но и научить команду работать в нескольких часовых поясах и даже изобрести новую систему — «холистический Agile». О последним сегодня и говорим.

За приключениями NativeOS можно следить в их Telegram-канале и в нашей серии статей.

Дисклеймер: думаю, увидев эту статью пару лет назад, наша команда могла бы сэкономить около ста часов. Попробуем сэкономить ваше, надеемся, еще не потерянное время.

Привет!

Мы продолжаем наш цикл статей Native Stories, и в этот раз поговорим о коммуникации и общении, разбирая все на одном из самых сложных кейсов — нашем.

Ранее мы говорили о нашей локации в четырех странах и эволюции коммуникации. Теперь я расскажу о том, как конкретно и в какой форме строится наш so called «воркфлоу», то есть какие инструменты мы используем и почему. Почему? Чтобы окончательно не сойти с ума.

Погнали!

Учитывая нашу совсем ненативную разницу в часовых поясах, геопозиции и пуле задач, достаточно легко содрать с себя кожу сойти с ума от постоянных уведомлений из различных информационных каналов, а также потеряться в интерфейсах продуктов, создатели которых не слышали про «кошелёк Миллера».

Наша методология

Мы называем её «холистический Agile». Что это значит? Расшифровываем.

Agile сам по себе прекрасен и отлично справляется с задачами, когда в компании уже отлаженны все процессы (читай «она не стартап») и команда стабильно работает в одной плоскости. Нам это не подходило — в первую очередь из-за того, что стартап рождался и немалую долю времени прорастал в «кустарнике» — внутри нашего же ягодного агентства. Днем мы работали в агентстве, а вечерами и ночами — над стартапом.

Поэтому роль классической scrum-команды с daily-стендапами исполняла наша ночная версия труппы. А порою и трупов :)

И вот, год назад, вооружившись заново открытой для себя концепции холизма, мы взяли lvl up.

Периодически прорастающая бюрократия в виде «каждый день мы что-то должны обсудить» сбривалась куда лучше, чем усы Грудинина, а совещания приняли форму более интуитивную — в зависимости от конкретной цели и задач.

Хочу отметить, что сам холистический agile не будет работать в командах, где критическую массу составляют наемники и люди, не заинтересованные в глобальных целях компании.

По факту, у нас собрана команда людей, влюбленых в то, что они делают, а отсутствие как таковой жесткой вертикали власти лишь способствует появлению и развитию эмерджентности. Например, высокий уровень ответственности каждого из участников команды, помноженный на общекомандную мотивацию. Мотивацию построить что-то большее, чем еще один бездушный бизнес. 

CRM

В этом обзоре мы выделили четыре основных и наиболее важных для нас критерия для оценки всех испробованных нами систем, а также длительность их использования.

  • Usability
  • Интуитивность UI
  • Легкость vs навороты
  • Мобильность
  • Время использования

Flowlu

Именно они попались нам первыми, исходя из того, что ребята тогда ещё только запускались и попросили нас потестить продукт.

Сразу скажу, что тогда у них была только бета-версия, без мобильного приложения; нельзя было добавить в таск более одного исполнителя, а также периодически исчезали свежесозданные задачи.

  • Usability — 4
  • Интуитивность UI — 4
  • Легкость vs навороты — 3
  • Мобильность — 0
  • Время использования: 2 месяца

Итого: надеемся, что ребята допилили все то, что тогда еще не работало или работало нестабильно, а также обзавелись мобильным клиентом, что было крайне важно для нас, если работать где-то в дороге.

«Битрикс»

«Битрикс» как раз поддерживает импорт данных из других CRM, что и сделало наш выбор, на первый взгляд, очевидным.

«Битрикс» — это та же Jira, но только с упором на процессы, а не разработку.

Мы решили завести там же и наши «черничные» таски по агентской работе. Перегруженность интерфейса и наличие огромного функционала «не для стартапа» достаточно быстро сгенерили фидбэк от нашего CTO, который оказался не в восторге от нового выбора. Например, то же самое отображение задач единым списком, пусть даже с наличием большого количества фильтров, вынуждало открывать каждую задачу в новом окне, что сказывалось на скорости, а главное, желании апдейтить статус таска.

Стоит также отметить, что мобильное приложение реализовано достаточно хорошо и дублирует практически весь функционал. Но, например, излишнее упорство в совсем ненативном навязывании чата внутри битрикса просто уже начало раздражать. Убери разработчики возможность отключить или хотя бы спрятать окно чата — сам UI от этого только бы выиграл. Как минимум место. 

  • Usability — 3
  • Интуитивность UI — 4
  • Легкость vs навороты — 2
  • Мобильность — 4
  • Время использования: 4 месяца

Trello

Наконец, определив для себя, что именно нам нужно, мы пришли к Trello. Стоковая комплектация, казалось бы, классической kanban-доски выглядела скучно и не подходила нам. Но в чем Trello и оказался на голову выше всех остальных, так это в гибкости кастомизации.

Мы создали собственные списки со статусом задач, которые максимально нативно подходили нам.

Нажмите, чтобы увеличить

 

В итоге родились списки с более таргетированным ранжированием по статусу тасков.

  • «Do it!» — классический набор задач, которые необходимо выполнить.
  • «In progress» — не менее классический статус таска.
  • «Wait list» — первый из нашего нативного списка статус. Сюда попадают задачи, статус которых зависит не от нас. Например, отправленное письмо клиенту, от которого ждем фидбэк.
  • «Need to test» — здесь хранятся таски, требующие проверки. Либо дабл-чека. Очень часто одна и та же задача попадает сюда по несколько раз.
  • «Features» — фичи, которые приходят к нам во сне или любой фазе бодрствования. Чаще всего здесь они хранятся в формате потока сознания, а не осмысленной задачи.
  • «Completed» — здесь все понятно. Задачи, которые выполнены.
  • «No, but thx» — сюда попадают задачи, реализация которых уже не требуется в связи с какими-либо изменениями. Начиная от неработающих гипотез, заканчивая участием в мероприятиях, которые нам резко перестали нравиться (читай «не взяли»).
  • «Maybe later» — пожалуй, самый необычный статус. Здесь лежат задачи, результат которых изменит что-то в (ближайшем?) будущем. 
  • «Silicon Valley» — самый узкий список, связанный с большим пулом работы по подготовке поездки в ту самую Долину. Учитывая, что мы сменили локацию на Нью-Йорк, порою в этом списке можно найти крайне полезную информацию по рынку США.

Отдельного внимания заслуживают цветовые лейблы, с помощью которых мы уже интуитивно идентифицируем тип таска.

Здесь все, разумеется, индивидуально и зависит от задач в вашем стартапе, но прикладываю скриншот с нашей нативной палитрой.

Нажмите, чтобы увеличить 

Также у Trello есть просто замечательная фича в виде добавления power-ups: интеграция с другими сервисами. Одним из самых визуально полезных как раз является Card Aging.

Карточки, статус которых давно не менялся, начинают желтеть, словно старая карта. Очень мотивирует их актуализировать!

  • Usability — 4
  • Интуитивность UI — 5
  • Легкость vs навороты — 4
  • Мобильность — 5
  • Время использования: декабрь 2016 г. — по настоящее время. 

Ну и на десерт…

Еще в первый год работы Chernika я старался решить проблему бесшовной интеграции, даже, можно сказать, синергии личных чатов с рабочими. То есть — чтобы все было хотя бы в одной экосистеме.

Выбор, разумеется, был сделан в пользу Telegram, так как три года назад все коммуникации уже перешли в него.

Поэтому теперь делюсь лайфхаком, как интегрировать Trello с мессенджером, пока последний еще не заблокировали.

  • Integram — это сервис, который интегрируется с Trello и Telegram через чат-бота. Бота нужно добавить в чат, куда и падают уведомления обо всех (либо некоторых — это легко настраивается) изменениях задач. По факту вы получаете все пуши в любимый мессенджер. Отсюда можно даже вносить изменения в текущие таски.

Вуаля!

Всем холизма!

P.S. Про Jira писать не стал, так как её развертка и настройка потребовала чересчур много времени и сил.


Материалы по теме:

Работает ли таргетинг в наружной рекламе?

Бизнес-ангел Игорь Рябенький — о том, куда вкладывать в 2018 году

Тренды, которые игнорировать нельзя: подводим digital-итоги года


Актуальные материалы — в Telegram-канале @Rusbase

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter


Комментарии

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии и получить доступ к Pipeline — социальной сети, соединяющей стартапы и инвесторов.
EMERGE
31 мая 2019
Ещё события


Telegram канал @rusbase