Виктория Кравченко

Пять личностей, которые должны уживаться в идеальном руководителе

Рекомендаций по типу «Как быть хорошим начальником» очень много. Но этот материал особенный. 

Евгений Карюк, исполнительный директор компании «Биплан», посмотрел фильм «Сплит», по сюжету которого в одном человеке уживается не менее 23 личностей, и по-новому взглянул на должность руководителя. 

Начальник – это тот человек, в котором должны уживаться как минимум пять личностей. И вот какие.


Если вы думаете, что быть начальником просто – вы никогда не руководили


Сколько раз я читал статьи и слышал комментарии на тему: «Как начальник должен себя вести», «Что ему можно говорить», «Какой пример нужно подавать подчиненным» и тому подобное. Да что скрывать, я сам неоднократно дополнял списки спикеров в похожего рода публикациях.

Все это хорошо и в определенной степени познавательно, правда, оторвано от реальности, собственно, как кино. Именно после просмотра фильма «Сплит», по сюжету которого в одном человеке уживается не менее 23 личностей, я решил пристальнее взглянуть на внутренние сомнения и трансформации, окружающие жизнь руководителя.


Каждый начальник сталкивается с серьезными вопросами, высоким уровнем ответственности и большим напряжением. Если думаете, что это всего лишь общие слова, значит, вы никогда не руководили.


Вы можете создать коллектив единомышленников, проводить тимбилдинги и придумывать геймификации, мотивировать персонал и выписывать премии, но никто, повторю – никто не заинтересован в общем успехе так, как должны быть заинтересованы вы.

Руководителями не рождаются, а становятся через годы усердной работы, пристальное внимание к мельчайшим деталям и умению играть на опережение. Совместить в себе все эти качества, найти общий язык с коллегами и не сойти сума – задача не из простых.


Без умения переключаться и трансформироваться в процессе, предлагая нестандартные решения задач, вам не подняться выше замначальника отдела.


Я долгие годы пытался отталкивать от себя эти мысли, считая постоянство и сдержанность главным проводником к успеху в карьере. А потом отпустил их, перестав функционировать по общепринятому шаблону. Иногда обращал внимание на ярко выраженный подчерк индивидуальности представителей бизнес-элиты, воспринимая такие маячки, как подтверждение правильности своих суждений.


Каждый успешный человек, в независимости от сферы его деятельности, немного сумасшедший, точнее, не такой как все. В этом и кроется главная разгадка преимущества, которое многие ошибочно принимают за слабость или изъян.


Кто живет в сознании хорошего руководителя и почему не нужно стесняться проявлять себя по-разному?

Расскажу подробно и с примерами, как это может принести пользу, не отправив вас раньше времени на больничную койку.


Личность 1. Учитель, мастер, сенсей

Никто не будет воспринимать вас всерьез, если не брать в расчет угрозы увольнения, без трансляции экспертности и практического опыта. Теории вокруг хватает, только кликни мышкой на увлекательный материал, а вот с лайфхаками, подкрепленными примерами из жизни с набитыми шишками и ошибками, проблема.


За умным человеком идут всегда и везде закон людей, стремящихся к развитию. Я и сам так делал, делаю и буду делать в будущем.


Проявите инициативу, взяв ситуацию под контроль. Зачем ждать пока к вам с вопросами бросятся сотрудники, предложите свой план действий. К примеру, нас не устраивал общий уровень знаний специалистов отдела продаж. С силой убеждения все было в порядке, а вот с пониманием инструментов интернет-маркетинга и точностями прогнозов возникли сложности.


Я предложил создать базу знаний, сформировав курс из пяти лекций по каждому направлению с итоговым тестовым заданием. Собрались вместе с руководителями отделов, обсудили идею и приступили к реализации. Спустя два месяца, у нас был четкий план занятий с графиком обучения.

Первый поток прошел быстро и легко, а вот потом начались сложности со свободным временем преподавателей, поэтому мы решили организовать интерактивную библиотеку знаний. Но это уже совсем другая история.


Личность 2. Прекрасный собеседник

Для того чтобы быть в курсе всех внутренних процессов и жизненных переживаний подчиненных, вам нужно выйти из своего домика и начать взаимодействовать напрямую, без виртуальных мессенджеров и социальных сетей.



Живое общение открывает людей по-новому.

Вы можете обсудить спорные моменты, услышать эмоциональные рассуждения, удивиться сухому комментарию на важную тему.

Это поможет понять, кем является ваш собеседник – искренним единомышленником и профессионалом своего дела или простым позером с завышенным чувством собственной важности.


Завязать разговор без явной причины кажется нелепым и опрометчивым шагом – вдруг сотрудник подумает, что руководителю просто нечем заняться или он таким странным образом пытается найти общий язык. А дальше потеря авторитета, смешки за спиной и другие глупые заблуждения.



Выкидывайте эти мысли из головы и говорите на любые темы, не выходящие за рамки приличия. Если хотите наладить диалог, то лучше не начинать с обсуждения задач или косяков по проекту. Попробуйте закинуть удочку в направлении актуальной новости, а дальше переходите в режим слушателя.


Я всегда объясняю коллегам, что в моем понимании должности больше на бумаге и в головах, чем в реальной жизни.

Они могут советоваться по любым вопросу, обращаться за помощью, делиться интересными фактами и случаями из жизни.


Мы вместе играем в футбол, ходим на каток, фестивали и концерты – это для меня действительно важно. Интровертам будет немного сложнее, но и они при желании могут выйти из зоны комфорта.


Личность 3. Позитивный управленец

Я говорю не об идиотской улыбке, которая не сходит с лица руководителя на протяжении всего рабочего дня, а о трансляции позитива в массы, даже когда внутри бушуют негативные эмоции или господствует подружка депрессия. Вот с этим всем лучше оставаться наедине, делиться с родственниками и друзьями, да хоть со случайный пассажиром в общественном транспорте или таксистом.


Главное – не показывать своим подчиненным упадок сил и энергии. Такая зараза быстро расходится по офису, передаваясь воздушно-капельным путем за считаные минуты.

На вас смотрят, на вас ровняются, вас слушают, поэтому терпите!


Раскройте причину переживаний, если не можете играть роль счастливого человека, вместо того, чтобы молча хмуриться и провоцировать перешептывание в коллективе: «А почему он такой злой?», «Похоже, кто-то накосячил», «Видимо, будут задержки по зарплате».

Конечно, у меня не всегда получается следовать этой рекомендации, но я стараюсь. Иногда требуется помощь в виде юмористического контента на любимых сайтах. Для того чтобы переключить сознание и оседлать позитивную волну достаточно 10 минут в начале дня.



Не волнуйтесь, ваша продуктивность сильно не пострадает. Мне хватает утреннего кофе-брейка в компании веселых и находчивых представителей нашего агентства, чтобы по-настоящему зарядиться энергией. Если серьезные переживания не дают возможности думать ни о чем другом, значит, пришло время для музыки в наушниках и полной концентрации на процессе, желательно в отдельном помещении.

Все мы люди, такое периодически бывает. Вы же помните слова популярной детской песни: «От улыбки хмурый день светлей…».


Личность 4. Задумчивый ботаник

Вы мыслительный центр отдела или целой компании, без погружения в детали вам далеко не уехать. Коллеги смотрят на вас, следят за выбором направления, умением маневрировать и контролировать прохождение заданного маршрута. Вы ошибаетесь, если думаете, что всем сотрудникам нужен отзывчивый друг, а не профессор.



Теплые отношения между руководителем и подчиненным – это хорошо, но в работе важны знания, навыки, понимание нюансов и профессиональные хитрости. Вас должны воспринимать всерьез, даже если ваше внутреннее «я» предлагает сократить дистанцию и скатиться в неформальное общение двух товарищей. Так делать нельзя.


Костюм с галстуком, замечания свысока, очки для статуса, покерфейс на совещании – не моя органика, а изображать ее я не вижу смысла, да и желания нет.

Предпочитаю контролировать и регулировать только те процессы, которые хорошо знаю.


Если кто-то забывается, а среди поколения Z часто встречаются случаи панибратства, я напоминаю об этом и советую избегать повторений в будущем. Это относится только к рабочим отношениям и взаимодействию в офисе. За его пределами действуют другие правила, которые формируется сами собой в зависимости от человеческих качеств сотрудника.


Личность 5. Бдительный контролер

Вот это прям наше все, радость и боль каждого руководителя. В идеале это не нужно делать вообще, но в реальности приходится довольно часто.


Умение следить незаметно, так чтобы не давить на специалиста дополнительным чувством ответственности – это целая наука, которой владеют настоящие мастера своего дела.


Они всегда знают, на каком этапе находится проект, как строится общение с клиентом, что нужно улучшить или чем можно помочь в решении конкретной задачи. Все это происходит легко и ненавязчиво, так лучше для всех. Если что-то пойдет не так, в глобальном понимание вопроса, отвечать придется руководителю.


Знаете, в скольких задачах в Битриксе24 меня ставят наблюдателем? Практически во всех. Многим это может показаться странным, но я считаю по-другому.


Сотрудники понимают и уважают мое время, которое я мог бы тратить на лишние вопросы и поиск информации. Они автоматически добавляют меня в каждый новый проект, давая возможность держать все под контролем с первого дня запуска.



Я благодарен им за такое отношение и ценю тот факт, что для них важно мое мнение по разным вопросам, к примеру – подходит ли этот баннер для запуска медийной рекламы, какой вариант спецпредложения стоит выбрать из трех отличных вариантов, чем лучше подогреть интерес к сезонной акции фитнес-клуба – скидкой или подарками.


Необязательно быть однообразным

Не придерживайтесь конкретного стиля управления, жонглируйте ими, экспериментируйте и меняйтесь в зависимости от ситуации.

Только не создавайте слишком много личностей, дабы не угодить в психушку к руководителю из другой сферы деятельности. Главное – оставайтесь самим собой.


Материалы по теме:

Как должен мыслить лидер: советы от бывшего преподавателя Гарвардской школы бизнеса

3 спорные идеи руководителя поддержки: пресекайте их на корню

«Я три раза оказывался в предбанкротном состоянии и каждый раз выигрывал»

Как руководить людьми, которые вам не нравятся

7 уроков о бизнесе из любимой книги Билла Гейтса

Любопытная статистика: на что менеджеры тратят свое рабочее время


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно

Нажмите "Нравится",
чтобы читать Rusbase в Facebook