Колонки

Эти способы помогают нам проверять надежность подрядчиков. Они могут подойти и вам

Колонки
Анна Качурец
Анна Качурец

Основатель и генеральный директор GroozGo

Полина Константинова

Главная составляющая каждого бизнеса – надежность контрагентов. В логистической отрасли это чуть ли не основа деятельности. Всего одна кража груза может обанкротить компанию или «съесть» всю ее прибыль. Анна Качурец, сооснователь и генеральный директор онлайн-сервиса автомобильных грузоперевозок GroozGo, рассказывает, как проверяют подрядчиков в ее компании.

Эти способы помогают нам проверять надежность подрядчиков. Они могут подойти и вам
Присоединиться

С какой проблемой мы столкнулись?

Изначально мы запустили GroozGo как платформу-биржу, где владельцы грузов и перевозчики находили друг друга, являясь, по сути, аналогом информационной доски. Вскоре мы поменяли бизнес-модель и стали онлайн-сервисом: начали предоставлять документальные гарантии за срывы сроков, страховать груз, оптимизировать загрузку транспорта на всем пути следования. Также мы избавили клиента от необходимости просчитывать маршруты и вообще всю логистику. То есть предоставили возможность в один клик уйти от бумажной волокиты и значительно снизить расходы.

Среди собственников транспорта, с которыми мы работаем, 70% – небольшие транспортные компании и ИП. Это наиболее «опасная» категория перевозчиков. К сожалению, реальная картина такова, что 95% из них используют серые схемы, позволяющие снижать размер налогов и сборов/штрафов, а порой и вовсе уклоняться от их уплаты.

Нам же необходимо нести ответственность за безопасное выполнение перевозки и брать на себя все риски, поэтому мы обратились к страховому партнеру за помощью. Сначала мы не могли себе позволить организовать полноценную службу безопасности и предложили сотрудничество страховой компании. Она и сама была заинтересована в тщательной проверке водителей, так как мы страховали у нее некоторые грузы. За время сотрудничества мы раскрыли несколько сложных схем и предотвратили хищение на пять миллионов рублей.

Получив  в 2017 году инвестиции, мы начали выстраивать процессы обеспечения безопасности и отказались от работы с посредниками. Очень часто посредники (диспетчеры и экспедиторы) оказываются недобросовестными партнерами. Они проводят мошеннические схемы через «пустые» компании. Зачастую псевдоэкспедиторы приобретают «чистые» компании с приличной историей (правда, на грани банкротства или уже закрывшиеся), покупают аккаунты на популярных отраслевых форумах. Они предоставляют вам совершенно легитимные документы, в том числе договор перевозки и трудовой договор с перевозчиком. Если запросить дополнительные подтверждения, у такого экспедитора может не оказаться всех нужных документов в готовом виде, и он будет тянуть с ответом. Такие промедления не могут не насторожить.

Отсекая таких контрагентов, мы значительно продвинулись в минимизации рисков, но было над чем работать и дальше.

RB.RU рекомендует лучших поставщиков цифровых решений для вашего бизнеса — по ссылке

Что мы сделали?

Как технологичный сервис мы решили разработать алгоритмы автоматической проверки водителя, перевозчика и транспортного средства. В сервисе работает пропускная система: для допуска к грузу должны быть выполнены некоторые правила. Например, собственник машины должен являться зарегистрированным юридическим лицом, что прописано в документах на машину, или же предоставить договор лизинга; не должен иметь налоговых или административных штрафов, наложенных на юридическое лицо или транспортное средство.

Прежде чем начать работу, перевозчики проходят быструю процедуру регистрации в сервисе, указывают данные автомобилей и водителей – и только тогда получают возможность взять груз. На наш взгляд, риск кражи или мошенничества снижается, если на платформе регистрируются только собственники транспорта. Благодаря автоматической системе проверки можно быстро понять:

  • совпадает ли регион, где зарегистрирован номер телефона перевозчика/водителя с регионом регистрации ТС или водительских прав;
  • кому принадлежит указанный в кредитных источниках номер мобильного телефона (водителю или компании);
  • есть ли у ТС ОСАГО;
  • соответствует ли действительности представленная информация об автомобиле и так далее.  

Процесс выглядит так: перевозчик заполняет форму регистрации, загружает сканы документов (паспорт, документ на право владения, пользования и распоряжения ТС и другие), которые проверяются на валидность. Затем формируются запросы в несколько десятков баз данных: анализируется история упоминания ТС и водителя.

В итоге алгоритм выдает положительный или отрицательный ответ. Одновременно формируется отчет по юридическому лицу. Кроме того, юрлицо проверяется на наличие негативных упоминаний и жалоб, касающихся работы, на форумах или рейтингах. Так мы максимально исключаем предвзятость, ведь в проверке практически исключено вмешательство человека, а машинный код анализирует только данные. Мы можем уверенно сказать, что наш алгоритм является одним из лучших на российском рынке.  

Какие результаты?

Используя систему автоскоринга, мы несколько раз успевали пресечь попытки кражи груза. Однажды перевозчика почти допустили в рейс, его данные в системе никаких вопросов не вызывали. Единственное – в документах номер водителя был зарегистрирован в Москве, а ИП и ТС – из Ульяновска. Такое подозрительное расхождение было выявлено системой, которая присвоила перевозчику статус «на контроль», что сигнализирует о необходимости более внимательной проверки.

Увидев этот статус, мы уже вручную нашли номер телефона настоящего водителя, который ни о чем не подозревал. Получается, что злоумышленники планировали отправить водителя на загрузку, а после его выезда с грузом, позвонить и сообщить о смене пункта назначения, чтобы выгрузить товар себе, подставив перевозчика.

Что еще мы внедрили?

Подделка сканов — одна из излюбленных практик мошенников. Недавно мы внедрили новую функцию для удаленной идентификации водителей от компании Sum&Substance. Экосистема на базе биометрических технологий и OCR (автоматическое распознавание текста) минимизирует риски хищения грузов, а еще снижает стоимость их страхования. Чтобы пройти проверку, водитель загружает в систему скан паспорта, водительского удостоверения и документа, подтверждающего владение машиной.

Во время проверки эти сканы анализируются на предмет применения графических программ-редакторов, а данные паспорта оцифровываются и проходят проверку по всем базам. То же происходит и с документами на владение ТС. Далее система оповещает владельца груза, допущен ли водитель к выполнению заказа, а нам отправляет отчет со «сквозной» проверкой юридического лица и всех его бенефициаров, и мы принимаем решение о работе с этим подрядчиком.

Чек-лист: как проверять контрагентов

  1. Воспользоваться любым из многочисленных доступных сервисов и проверить, действующее ли это юридическое лицо, настоящий ли адрес, есть ли задолженность по налогам, проверить арбитражные дела.
  2. Проверить физлицо через ИНН.

Остальные риски необходимо проработать в соответствии со сферой деятельности:

  1. Проанализировать все возможные схемы мошенничества.
  2. Выявить, какие данные (документы) помогут определить наличие мошеннической схемы.
  3. Реализовать технический автоскоринг.

Материалы по теме:

Эти признаки помогут определить плохого подрядчика по контекстной рекламе

Как выбрать подрядчика по SEO: пять советов

«Торгуйтесь!». Как и с кем выгоднее работать бизнесу в США

Ищем подрядчика онлайн: советы и лайфхаки

«Бизнес — дело рискованное». Правила юридической безопасности основателей стартапов

Фото на обложке: архив автора

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Зачем BI среднему и малому бизнесу: пять понятных сценариев
  2. 2 Для руководителей, которые забыли слово «отпуск»: как Wazzup внедрил внутреннюю экономику
  3. 3 Как продвигать мобильные приложения прямо сейчас? Кейс FitStars
  4. 4 Материнский капитал как инвестиция. Как заставить деньги работать на вас?
  5. 5 Как использовать Big Data & AI для увеличения потока клиентов: кейс с крупным банком
EdTech: карта российского рынка
Все компании и инвесторы в области образовательных технологий
Перейти