Колонки

Как официально обезопасить себя от тысяч правок заказчика

Колонки
Людмила Харитонова
Людмила Харитонова

Управляющий партнер юридической компании «Зарцын, Янковский ...

Виктория Кравченко

Если вы знаете, что такое правки, то мы знаем, как вас от них защитить.

Людмила Харитонова, управляющий партнер юридической компании «Зарцын, Янковский и партнеры», рассказывает, как вам официально обезопасить себя от тысяч правок заказчика.

Это ваш единственный шанс

Как грамотно выстроить бизнес-процесс, в котором по итогу вы получите заслуженную оплату, а ваш заказчик — работу? Основой всех ваших отношений с заказчиком может быть договор.

Договор — ваш единственный щит. Это довольно просто, но мы в своей практике сталкиваемся с одними и теми же ошибками. Учитесь лучше на чужих. Все как под копирку!

1. Проверьте контрагента

Бывает, что бренд известный, а от его имени выступает однодневка. Например, можно проверить такую контору на сайте налоговой. Есть и другие сервисы, но большинство из них платные.

Если вы хотите поделиться опытом работы в крупной компании или маленьком стартапе, рассказать о перипетиях своей карьеры и раскрыть секреты профессии, пишите на careerist@rb.ru. Лучшие рассказы опубликуем на Rusbase.

При проверке контрагента обратите внимание на дату регистрации юрлица (конечно, чем старше компания, тем больше ее надежность), посмотрите базу арбитражных дел и сайт ФССП на предмет наличия судебных споров или возбужденных исполнительных производств.

Как правило, «богатая» судебная история — свидетельство проблем в компании, а значит, с оплатой ваших услуг тоже могут возникнуть проблемы.

2. Заключите договор. Это самое важное!

Фрилансеры довольно редко заключают договор с заказчиками, а получить деньги в том случае, если заказчика что-то не устроило тысячу раз подряд, проблематично. Если договора нет — вы никогда не докажете в суде, какие сроки были оговорены и какие требования ставились.

Договор надежнее заключать с компанией или ИП, а не с физическим лицом. Тогда, в случае конфликта, вам легче будет получить деньги.

Есть и еще один нюанс, если у вас нет договора с клиентом, но вы получили аванс, то в случае спора клиент может взыскать эту сумму как неосновательное обогащение. Таких случаев становится все больше и больше.

3. Получите подписанные закрывающие документы

Позаботьтесь о том, чтобы получить закрывающие документы (хотя бы сканы). Либо включите в договор формулировку, которая позволяет считать акты подписанными, если от заказчика вовремя не поступит мотивированных возражений.

Если эти формальности проигнорировать, то заказчик, опять же, получит возможность вернуть аванс, а, возможно, и применить к вам штрафные санкции, ведь вы не сможете доказать, что услуги оказаны надлежащим образом в согласованные сроки.

4. Не отдавайте права без оплаты

Если вы работник творческого труда, то результатом ваших услуг является еще и результат интеллектуальной деятельности. Укажите в договоре, что исключительные права переходят к заказчику только после полной оплаты.

5. Платите налоги

Конечно, платить налоги не хочется, ведь так жалко отрывать от себя кровно заработанные. Но посмотрите на это иначе: работа «в белую» защищает вас от шантажа недобросовестных заказчиков. От тех, которые любят ссылаться на незаконность вашей деятельности и грозят уведомить налоговую «если вы не»...

Более того, банки все больше ужесточают контроль и блокируют счета физлиц, по которым проходят операции, похожие на систематическую оплату услуг.

Каким должен быть договор и что в нем обязательно предусмотреть?

1. Подробно пропишите техническое задание

Сделать это надо до того, как начнется работа над проектом. Поставьте перед собой конкретные задачи и согласуйте все с заказчиком. Избегайте размытых формулировок. Это избавит вас от постоянных корректировок и лишних «хотелок» заказчика.

Конечно, в процессе работы требования могут меняться, чтобы не переподписывать каждый день техническое задание, укажите в договоре, что изменения могут совершаться посредством переписки по электронной почте или через систему, в которой вы ведете работу.

2. Постройте четкий алгоритм приемки работ, в том числе определитесь со сроками

Продумайте, когда и в каком виде заказчик должен предоставить мотивированные возражения. Это избавит вас долгой приемки и задержки оплаты.

Например, укажите:

«Мотивированный отказ должен соответствовать следующим требованиям:

  • Составлен в письменном виде и направлен Исполнителю по адресу, указанному в разделе ___ с одновременной отправкой скан копии по электронной почте;
  • Содержать выявленные недостатки со ссылкой на пункт Договора (технического задания, Приложения к Договору).

В случае если отказ не соответствует указанным требованиям Акт считается подписанным».

3. Продумайте механизм внесения правок

В идеале мотивированные возражения должны быть единым документом, в котором содержатся все комментарии о недостатках труда фрилансера... Если этого не сделать, заказчик будет делать по одной правке в год и ваши отношения растянутся как Санта-Барбара.

Текст может быть примерно таким:

«Заказчик в течение 5 (Пяти) рабочих дней со дня получения Акта сдачи-приемки обязан направить Исполнителю подписанный Акт сдачи-приемки или мотивированный отказ от приемки услуг. При наличии у Заказчика претензий к оказанным Исполнителем услугам Сторонами оформляется протокол доработок с указанием сроков и порядка их выполнения».

4. Установите короткий срок рассмотрения досудебной претензии

Это нужно, чтобы иметь возможность оперативно обратиться в суд.

Например, укажите:

«Стороны установили, что срок рассмотрения досудебной претензии составляет 14 (четырнадцать) календарных дней».

5. Укажите в договоре, что в случае расторжения договора по инициативе заказчика, он должен оплатить фактически оказанные услуги

Можно даже предусмотреть штраф.

Например:

«Заказчик вправе отказаться от оказания услуг, предусмотренных любым Приложением к настоящему Договору, уведомив Исполнителя в письменной форме не менее чем за (x) рабочих дней. При отказе Заказчика от оказания услуг, предусмотренных Приложением, Заказчик обязан в течение 5 (Пяти) рабочих дней принять фактически оказанные услуги и оплатить их, а также выплатить Исполнителю неустойку в размере _% (x) стоимости услуг по соответствующему Приложению, от которых Заказчик намерен отказаться».

Обратите внимание! Если в договоре прописаны некие «Приложения к Договору», то они должны быть к нему на самом деле приложены. В противном случае писать о них бессмысленно.

Будьте аккуратны и не позволяйте обманывать себя.


Материалы по теме:

Экономика офиса, или почему мы все еще ездим на работу

«Я почти никогда не ищу проекты, но получаю около 200 000 рублей в месяц» – сколько зарабатывают фрилансеры

Я запустил российский бизнес, находясь в Таиланде, и возвращаться пока не планирую

10 лучших городов для «цифровых кочевников»: рейтинг

Почему к 2022 году 60% офисных сотрудников будут работать из дома

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Актуальные материалы —
в Telegram-канале @Rusbase

Комментарии