Если вы знаете, что такое правки, то мы знаем, как вас от них защитить.
Людмила Харитонова, управляющий партнер юридической компании «Зарцын, Янковский и партнеры», рассказывает, как вам официально обезопасить себя от тысяч правок заказчика.
Это ваш единственный шанс
Как грамотно выстроить бизнес-процесс, в котором по итогу вы получите заслуженную оплату, а ваш заказчик — работу? Основой всех ваших отношений с заказчиком может быть договор.
Договор — ваш единственный щит. Это довольно просто, но мы в своей практике сталкиваемся с одними и теми же ошибками. Учитесь лучше на чужих. Все как под копирку!
1. Проверьте контрагента
Бывает, что бренд известный, а от его имени выступает однодневка. Например, можно проверить такую контору на сайте налоговой. Есть и другие сервисы, но большинство из них платные.
При проверке контрагента обратите внимание на дату регистрации юрлица (конечно, чем старше компания, тем больше ее надежность), посмотрите базу арбитражных дел и сайт ФССП на предмет наличия судебных споров или возбужденных исполнительных производств.
Как правило, «богатая» судебная история — свидетельство проблем в компании, а значит, с оплатой ваших услуг тоже могут возникнуть проблемы.
2. Заключите договор. Это самое важное!
Фрилансеры довольно редко заключают договор с заказчиками, а получить деньги в том случае, если заказчика что-то не устроило тысячу раз подряд, проблематично. Если договора нет — вы никогда не докажете в суде, какие сроки были оговорены и какие требования ставились.
Договор надежнее заключать с компанией или ИП, а не с физическим лицом. Тогда, в случае конфликта, вам легче будет получить деньги.
Есть и еще один нюанс, если у вас нет договора с клиентом, но вы получили аванс, то в случае спора клиент может взыскать эту сумму как неосновательное обогащение. Таких случаев становится все больше и больше.
3. Получите подписанные закрывающие документы
Позаботьтесь о том, чтобы получить закрывающие документы (хотя бы сканы). Либо включите в договор формулировку, которая позволяет считать акты подписанными, если от заказчика вовремя не поступит мотивированных возражений.
Если эти формальности проигнорировать, то заказчик, опять же, получит возможность вернуть аванс, а, возможно, и применить к вам штрафные санкции, ведь вы не сможете доказать, что услуги оказаны надлежащим образом в согласованные сроки.
4. Не отдавайте права без оплаты
Если вы работник творческого труда, то результатом ваших услуг является еще и результат интеллектуальной деятельности. Укажите в договоре, что исключительные права переходят к заказчику только после полной оплаты.
5. Платите налоги
Конечно, платить налоги не хочется, ведь так жалко отрывать от себя кровно заработанные. Но посмотрите на это иначе: работа «в белую» защищает вас от шантажа недобросовестных заказчиков. От тех, которые любят ссылаться на незаконность вашей деятельности и грозят уведомить налоговую «если вы не»...
Более того, банки все больше ужесточают контроль и блокируют счета физлиц, по которым проходят операции, похожие на систематическую оплату услуг.Каким должен быть договор и что в нем обязательно предусмотреть?
1. Подробно пропишите техническое задание
Сделать это надо до того, как начнется работа над проектом. Поставьте перед собой конкретные задачи и согласуйте все с заказчиком. Избегайте размытых формулировок. Это избавит вас от постоянных корректировок и лишних «хотелок» заказчика.
Конечно, в процессе работы требования могут меняться, чтобы не переподписывать каждый день техническое задание, укажите в договоре, что изменения могут совершаться посредством переписки по электронной почте или через систему, в которой вы ведете работу.
2. Постройте четкий алгоритм приемки работ, в том числе определитесь со сроками
Продумайте, когда и в каком виде заказчик должен предоставить мотивированные возражения. Это избавит вас долгой приемки и задержки оплаты.
Например, укажите:
«Мотивированный отказ должен соответствовать следующим требованиям:
- Составлен в письменном виде и направлен Исполнителю по адресу, указанному в разделе ___ с одновременной отправкой скан копии по электронной почте;
- Содержать выявленные недостатки со ссылкой на пункт Договора (технического задания, Приложения к Договору).
В случае если отказ не соответствует указанным требованиям Акт считается подписанным».
3. Продумайте механизм внесения правок
В идеале мотивированные возражения должны быть единым документом, в котором содержатся все комментарии о недостатках труда фрилансера... Если этого не сделать, заказчик будет делать по одной правке в год и ваши отношения растянутся как Санта-Барбара.
Текст может быть примерно таким:
«Заказчик в течение 5 (Пяти) рабочих дней со дня получения Акта сдачи-приемки обязан направить Исполнителю подписанный Акт сдачи-приемки или мотивированный отказ от приемки услуг. При наличии у Заказчика претензий к оказанным Исполнителем услугам Сторонами оформляется протокол доработок с указанием сроков и порядка их выполнения».
4. Установите короткий срок рассмотрения досудебной претензии
Это нужно, чтобы иметь возможность оперативно обратиться в суд.
Например, укажите:
«Стороны установили, что срок рассмотрения досудебной претензии составляет 14 (четырнадцать) календарных дней».
5. Укажите в договоре, что в случае расторжения договора по инициативе заказчика, он должен оплатить фактически оказанные услуги
Можно даже предусмотреть штраф.
Например:
«Заказчик вправе отказаться от оказания услуг, предусмотренных любым Приложением к настоящему Договору, уведомив Исполнителя в письменной форме не менее чем за (x) рабочих дней. При отказе Заказчика от оказания услуг, предусмотренных Приложением, Заказчик обязан в течение 5 (Пяти) рабочих дней принять фактически оказанные услуги и оплатить их, а также выплатить Исполнителю неустойку в размере _% (x) стоимости услуг по соответствующему Приложению, от которых Заказчик намерен отказаться».
Обратите внимание! Если в договоре прописаны некие «Приложения к Договору», то они должны быть к нему на самом деле приложены. В противном случае писать о них бессмысленно.
Будьте аккуратны и не позволяйте обманывать себя.
Материалы по теме:
Экономика офиса, или почему мы все еще ездим на работу
Я запустил российский бизнес, находясь в Таиланде, и возвращаться пока не планирую
10 лучших городов для «цифровых кочевников»: рейтинг
Почему к 2022 году 60% офисных сотрудников будут работать из дома
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter