Top.Mail.Ru
Колонки

Три бесплатных шага по защите интеллектуальной собственности

Колонки
Алина Акиншина
Алина Акиншина

Операционный директор сервиса «Онлайн Патент»

Виктория Кравченко

Алина Акиншина, операционный директор сервиса «Онлайн Патент», рассказывает о первых шагах по защите интеллектуальной собственности, которые можно проделать самостоятельно.

Три бесплатных шага по защите интеллектуальной собственности
  1. Колонки

Кейс Ждуна или почему вам нужно защищать интеллектуальную собственность

Пожалуй, самая устойчивая ассоциация у российских предпринимателей с определением «интеллектуальная собственность» – это «сложно, долго, дорого».

Подготовка патентной заявки – недели, а то и месяцы с учетом качественной проработки всех аспектов, почти $1,5 тыс. уйдет только на официальные пошлины при ее подаче по международной процедуре РСТ.

Затраты на этом не закончатся – потом последует оплатить еще множество пошлин и услуг поверенных на территории различных стран для получения национальных патентов. Согласитесь, что выглядит и правда «сложно, долго, дорого»?

С другой стороны, вряд ли вы захотите, чтобы вашу разработку использовал кто-то третий, да еще и зарабатывал на этом? Как, например, это произошло со всем известным Ждуном, права на образ которого запатентованы в Европе, но не в России.

Не знаешь, с чего начать бизнес? Всё о первых шагах в своём деле рассказываем на платформе «Курс».

Как следствие, компания-правообладатель образа вынуждена отстаивать свои права в России лишь с точки зрения нарушения авторского права на образ персонажа, и едва ли сможет претендовать на существенные компенсации от нелегальных импортеров и продавцов изделий с использованием персонажа.

А что, если вы узнаете, что первые шаги к формированию собственной стратегии защиты интеллектуальной собственности – условно-бесплатны? Издержки на них измеряются обычно временем самого предпринимателя.

Одновременно, именно эти шаги определяют успех всей дальнейшей работы, помогают разобраться, что вы хотите защитить и почему. До того как будут получены ответы на эти вопросы — бросаться в омут изготовления патентных заявок бессмысленно.

Шаг 1. Выбираем все самые ценные для компании нематериальные активы

Итак, что же мы хотим защитить? Обычно на ум сразу приходят мысли о необходимости наличия каких-то сверхуникальных разработок, на которые только и можно получить патент. К счастью, система защиты интеллектуальной собственности намного гибче и многообразнее. Помимо патента, существуют и другие формы правовой охраны, применимые для непатентоспособных объектов.

Не будучи профессиональным юристом, разобраться в этом не всегда просто. В качестве объекта защиты стоит выделять не то, что попадает в рамку сложившегося представления об «интеллектуальной собственности», а все те нематериальные активы, которые фактически приносят ценность вашему бизнесу.

Такими активами могут быть не только уникальные технические устройства, но и клиентские базы, способы ценообразования, программный код, технологические процессы, композиции химических веществ, раскрученное доменное имя и так далее.

Просто подумайте о тех нематериальных объектах, которые являются ключевыми для вашего бизнеса, с которыми вы не хотели бы расстаться и воспроизведения которых третьими лицами вы хотели бы избежать.

Что нужно сделать: запишите все те объекты, которые вы выделили, не пытаясь квалифицировать их качество и «патентоспособность». Возможно, их будет много или мало, на текущем этапе это не так важно, постарайтесь записать все, что вспомните.

Результат: вы только что выбрали потенциальные объекты правовой охраны. Скорее всего, после консультации с юристом перечень претерпит изменения, но ни один юрист не сможет ответить вам на вопрос о том, какие нематериальные активы действительно важны для вашего бизнеса.

Шаг 2. Формализуем бизнес-процессы: от возникновения до передачи объекта интеллектуальных прав

Попробуем разобраться в том, как выделенные на предыдущем шаге работы нематериальные объекты возникают и попадают к вам. Анализируя эти процессы, вам необходимо будет формализовать не только процесс фактической передачи интересующих вас объектов, но и договорные отношения, которые регламентируют такую передачу (если они есть).

Пример 1: если вы делаете SaaS-сервис, то у вашей компании есть сотрудники, которые создают программное обеспечение, являющееся основой вашего бизнеса (вероятно, на основе трудовых договоров). Ваша компания владеет своим сервером или использует сервера хостинг-провайдера для обеспечения доступа к этому программному обеспечению посредством веб-сайта. Для адресации к веб-сайту используется определенное доменное имя: уточните, оно зарегистрировано на физическое лицо или на компанию?

Пример 2: если вы производите детский конструктор, то вашей компанией разработаны требования к форме и размерам деталей, системе сопряжения между ними, рекомендуемым материалам исполнения. Возможно, все это разработано не вами, а подрядчиками – тогда необходимо уточнить, на основании каких договоров. Конструктор имеет название, с высокой вероятностью у вас также есть сайт, на котором вы о нем рассказываете. Этот сайт, как и сами детали конструктора, кто-то делает – вы сами силами собственных сотрудников или ваши подрядчики. Еще вы можете располагать сетью партнеров в регионах, которые занимаются продажей вашего конструктора, сведения об этих партнерах сведены в базе данных, формируемой вашими сотрудниками.

Что нужно сделать: нарисуйте простые схемы, показывающие, как возникают выделенные вами объекты, и как в итоге они переходят к вам. Отметьте на этих схемах все договоры, которые заключены между вашей компанией и внешними контрагентами, если они вовлечены в этот процесс, а также и те документы, которыми регламентирована деятельность ваших сотрудников.

Результат: вы описали процесс возникновения ранее выбранных вами потенциальных объектов правовой охраны. Теперь стало намного понятнее, как эти объекты создаются, кто имеет к ним доступ и на каких основаниях сами эти объекты и права на них передаются вашей компании (если передаются).

Шаг 3. Выстраиваем формально правильные взаимоотношения

На предыдущих шагах, вы выбрали те объекты, которые хотели бы защитить, узнали, как они возникают, а также – как ваша компания получает сами эти объекты и права на них. Теперь вам необходимо убедиться, что фактическая передача этих объектов сопровождается передачей прав на них вашей компании.

Для этого на схеме выше вы выписывали договоры, заключенные между компанией и теми, кто по вашему заказу или заданию создает определенные объекты. Там, где нет таких договоров или других документов, регламентирующих основания для перехода прав на интересующие вас объекты к вашей компании, – их необходимо заключить.

Разберем несколько типовых примеров:

  • Разработка программного обеспечения. При разработке программного продукта, права на него первоначально возникают у его автора – программиста. А переходят ли эти права к компании-работодателю или нет – зависит уже от того, как вы оформили трудовые взаимоотношения с разработчиком. Заключен ли трудовой договор, выдаются ли служебные задания, оформляются ли акты приема-передачи, документируются ли доработки, вносимые в программный код. В случае если таких документов нет – однажды вы рискуете узнать, что некоторые физические лица почти обоснованно считают себя правообладателями разработанного в вашей компании программного обеспечения.
  • Работа с фрилансерами – дизайнерами, копирайтерами, SMM-специалистами и так далее. Взаимоотношения редко оформляются договоров, обычная практика — перевод денег на карточку, WebMoney, неформализованные договоренности в почте. Все это приводит к тому, что вы получаете некую копию объекта авторских прав (объекта дизайна или текста), однако не получаете интеллектуальных прав на этот объект. Еще интереснее ситуация в том случае, если вы используете на своем сайте фотографии физических лиц – необходимо помнить, что эти физические лица должны дать вам разрешение на воспроизведение своего изображения.
  • Работа с внешними подрядчиками при разработке устройств или технически сложных систем: например, привлечение сторонней инжиниринговой компании для разработки компоновки устройства по вашему техническому заданию. Как заказчику, вам необходимо убедиться, что все права на полученные результаты интеллектуальной деятельности, а также и право на подачу заявки на выдачу патента в отношении разработанного устройства переданы вашей компании. Чтобы не «разматывать» цепочку дальше, в договоре также следует прописать, что ваш непосредственный подрядчик гарантирует отсутствие нарушений прав третьих лиц в готовом устройстве и урегулировал должным образом взаимоотношения со своими работниками и субподрядчиками. Тогда в случае появления претензий ответственность будет нести исполнитель, а не вы.

Безусловно, договорные взаимоотношения и схемы передачи прав на объекты интеллектуальных прав могут быть чрезвычайно сложными. В таких случаях, выбор правильной формы договора (или договоров) в рамках структурирования взаимоотношений с контрагентом едва ли возможен без помощи юриста. Однако и ему будет намного легче работать, имея понятное и полное описание ваших бизнес-взаимоотношений с партнерами.

Что нужно сделать: заполните пробелы в документальном оформлении тех бизнес-процессов, которые вы описывали на предыдущем шаге работы. Убедитесь, что вместе с самим объектом к вашей компании переходят и права на него.

Результат: вы оформили необходимые документы и обеспечили переход интеллектуальных прав на интересующие вас объекты к вашей компании.

Вывод: теперь, когда вы определили, что является самыми ценными нематериальными объектами в вашем бизнесе, проанализировали бизнес-процессы, приводящие к их появлению, и формализовали переход интеллектуальных прав на эти объекты к вам – можно, наконец-то, перейти к получению патентов.

Каких именно – и, вообще, патентов ли – лучше разбираться с участием профессионалов, которые помогут определить наилучшую форму правовой охраны и подготовить соответствующие документы.


Материалы по теме:

Правительство рассмотрит идею снижения налоговой нагрузки для самозанятых

Решил открыть корнер на фудкорте: на что обратить внимание

Хорошие и плохие способы использовать машинное обучение в предвыборной кампании

Как в Кении боролись за честные выборы с помощью технологий (но ничего не вышло)

Почему банки именно сейчас стали инвестировать в регтех? — Комментарий

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

7 писем для старта
Начни бизнес с RB.RU
Подписаться