Три бесплатных шага по защите интеллектуальной собственности

Алина Акиншина
Алина Акиншина

Операционный директор сервиса «Онлайн Патент»

Расскажите друзьям
Виктория Кравченко

Алина Акиншина, операционный директор сервиса «Онлайн Патент», рассказывает о первых шагах по защите интеллектуальной собственности, которые можно проделать самостоятельно.

Кейс Ждуна или почему вам нужно защищать интеллектуальную собственность

Пожалуй, самая устойчивая ассоциация у российских предпринимателей с определением «интеллектуальная собственность» – это «сложно, долго, дорого».

Подготовка патентной заявки – недели, а то и месяцы с учетом качественной проработки всех аспектов, почти $1,5 тыс. уйдет только на официальные пошлины при ее подаче по международной процедуре РСТ.

Затраты на этом не закончатся – потом последует оплатить еще множество пошлин и услуг поверенных на территории различных стран для получения национальных патентов. Согласитесь, что выглядит и правда «сложно, долго, дорого»?

С другой стороны, вряд ли вы захотите, чтобы вашу разработку использовал кто-то третий, да еще и зарабатывал на этом? Как, например, это произошло со всем известным Ждуном, права на образ которого запатентованы в Европе, но не в России.

Чтобы вы не ошиблись при выборе, Rusbase рекомендует своим читателям надежных юристов и адвокатов.

Как следствие, компания-правообладатель образа вынуждена отстаивать свои права в России лишь с точки зрения нарушения авторского права на образ персонажа, и едва ли сможет претендовать на существенные компенсации от нелегальных импортеров и продавцов изделий с использованием персонажа.

А что, если вы узнаете, что первые шаги к формированию собственной стратегии защиты интеллектуальной собственности – условно-бесплатны? Издержки на них измеряются обычно временем самого предпринимателя.

Одновременно, именно эти шаги определяют успех всей дальнейшей работы, помогают разобраться, что вы хотите защитить и почему. До того как будут получены ответы на эти вопросы — бросаться в омут изготовления патентных заявок бессмысленно.

Шаг 1. Выбираем все самые ценные для компании нематериальные активы

Итак, что же мы хотим защитить? Обычно на ум сразу приходят мысли о необходимости наличия каких-то сверхуникальных разработок, на которые только и можно получить патент. К счастью, система защиты интеллектуальной собственности намного гибче и многообразнее. Помимо патента, существуют и другие формы правовой охраны, применимые для непатентоспособных объектов.

Не будучи профессиональным юристом, разобраться в этом не всегда просто. В качестве объекта защиты стоит выделять не то, что попадает в рамку сложившегося представления об «интеллектуальной собственности», а все те нематериальные активы, которые фактически приносят ценность вашему бизнесу.

Такими активами могут быть не только уникальные технические устройства, но и клиентские базы, способы ценообразования, программный код, технологические процессы, композиции химических веществ, раскрученное доменное имя и так далее.

Просто подумайте о тех нематериальных объектах, которые являются ключевыми для вашего бизнеса, с которыми вы не хотели бы расстаться и воспроизведения которых третьими лицами вы хотели бы избежать.

Что нужно сделать: запишите все те объекты, которые вы выделили, не пытаясь квалифицировать их качество и «патентоспособность». Возможно, их будет много или мало, на текущем этапе это не так важно, постарайтесь записать все, что вспомните.

Результат: вы только что выбрали потенциальные объекты правовой охраны. Скорее всего, после консультации с юристом перечень претерпит изменения, но ни один юрист не сможет ответить вам на вопрос о том, какие нематериальные активы действительно важны для вашего бизнеса.

Шаг 2. Формализуем бизнес-процессы: от возникновения до передачи объекта интеллектуальных прав

Попробуем разобраться в том, как выделенные на предыдущем шаге работы нематериальные объекты возникают и попадают к вам. Анализируя эти процессы, вам необходимо будет формализовать не только процесс фактической передачи интересующих вас объектов, но и договорные отношения, которые регламентируют такую передачу (если они есть).

Пример 1: если вы делаете SaaS-сервис, то у вашей компании есть сотрудники, которые создают программное обеспечение, являющееся основой вашего бизнеса (вероятно, на основе трудовых договоров). Ваша компания владеет своим сервером или использует сервера хостинг-провайдера для обеспечения доступа к этому программному обеспечению посредством веб-сайта. Для адресации к веб-сайту используется определенное доменное имя: уточните, оно зарегистрировано на физическое лицо или на компанию?

Пример 2: если вы производите детский конструктор, то вашей компанией разработаны требования к форме и размерам деталей, системе сопряжения между ними, рекомендуемым материалам исполнения. Возможно, все это разработано не вами, а подрядчиками – тогда необходимо уточнить, на основании каких договоров. Конструктор имеет название, с высокой вероятностью у вас также есть сайт, на котором вы о нем рассказываете. Этот сайт, как и сами детали конструктора, кто-то делает – вы сами силами собственных сотрудников или ваши подрядчики. Еще вы можете располагать сетью партнеров в регионах, которые занимаются продажей вашего конструктора, сведения об этих партнерах сведены в базе данных, формируемой вашими сотрудниками.

Что нужно сделать: нарисуйте простые схемы, показывающие, как возникают выделенные вами объекты, и как в итоге они переходят к вам. Отметьте на этих схемах все договоры, которые заключены между вашей компанией и внешними контрагентами, если они вовлечены в этот процесс, а также и те документы, которыми регламентирована деятельность ваших сотрудников.

Результат: вы описали процесс возникновения ранее выбранных вами потенциальных объектов правовой охраны. Теперь стало намного понятнее, как эти объекты создаются, кто имеет к ним доступ и на каких основаниях сами эти объекты и права на них передаются вашей компании (если передаются).

Шаг 3. Выстраиваем формально правильные взаимоотношения

На предыдущих шагах, вы выбрали те объекты, которые хотели бы защитить, узнали, как они возникают, а также – как ваша компания получает сами эти объекты и права на них. Теперь вам необходимо убедиться, что фактическая передача этих объектов сопровождается передачей прав на них вашей компании.

Для этого на схеме выше вы выписывали договоры, заключенные между компанией и теми, кто по вашему заказу или заданию создает определенные объекты. Там, где нет таких договоров или других документов, регламентирующих основания для перехода прав на интересующие вас объекты к вашей компании, – их необходимо заключить.

Разберем несколько типовых примеров:

  • Разработка программного обеспечения. При разработке программного продукта, права на него первоначально возникают у его автора – программиста. А переходят ли эти права к компании-работодателю или нет – зависит уже от того, как вы оформили трудовые взаимоотношения с разработчиком. Заключен ли трудовой договор, выдаются ли служебные задания, оформляются ли акты приема-передачи, документируются ли доработки, вносимые в программный код. В случае если таких документов нет – однажды вы рискуете узнать, что некоторые физические лица почти обоснованно считают себя правообладателями разработанного в вашей компании программного обеспечения.
  • Работа с фрилансерами – дизайнерами, копирайтерами, SMM-специалистами и так далее. Взаимоотношения редко оформляются договоров, обычная практика — перевод денег на карточку, WebMoney, неформализованные договоренности в почте. Все это приводит к тому, что вы получаете некую копию объекта авторских прав (объекта дизайна или текста), однако не получаете интеллектуальных прав на этот объект. Еще интереснее ситуация в том случае, если вы используете на своем сайте фотографии физических лиц – необходимо помнить, что эти физические лица должны дать вам разрешение на воспроизведение своего изображения.
  • Работа с внешними подрядчиками при разработке устройств или технически сложных систем: например, привлечение сторонней инжиниринговой компании для разработки компоновки устройства по вашему техническому заданию. Как заказчику, вам необходимо убедиться, что все права на полученные результаты интеллектуальной деятельности, а также и право на подачу заявки на выдачу патента в отношении разработанного устройства переданы вашей компании. Чтобы не «разматывать» цепочку дальше, в договоре также следует прописать, что ваш непосредственный подрядчик гарантирует отсутствие нарушений прав третьих лиц в готовом устройстве и урегулировал должным образом взаимоотношения со своими работниками и субподрядчиками. Тогда в случае появления претензий ответственность будет нести исполнитель, а не вы.

Безусловно, договорные взаимоотношения и схемы передачи прав на объекты интеллектуальных прав могут быть чрезвычайно сложными. В таких случаях, выбор правильной формы договора (или договоров) в рамках структурирования взаимоотношений с контрагентом едва ли возможен без помощи юриста. Однако и ему будет намного легче работать, имея понятное и полное описание ваших бизнес-взаимоотношений с партнерами.

Что нужно сделать: заполните пробелы в документальном оформлении тех бизнес-процессов, которые вы описывали на предыдущем шаге работы. Убедитесь, что вместе с самим объектом к вашей компании переходят и права на него.

Результат: вы оформили необходимые документы и обеспечили переход интеллектуальных прав на интересующие вас объекты к вашей компании.

Вывод: теперь, когда вы определили, что является самыми ценными нематериальными объектами в вашем бизнесе, проанализировали бизнес-процессы, приводящие к их появлению, и формализовали переход интеллектуальных прав на эти объекты к вам – можно, наконец-то, перейти к получению патентов.

Каких именно – и, вообще, патентов ли – лучше разбираться с участием профессионалов, которые помогут определить наилучшую форму правовой охраны и подготовить соответствующие документы.


Материалы по теме:

Правительство рассмотрит идею снижения налоговой нагрузки для самозанятых

Решил открыть корнер на фудкорте: на что обратить внимание

Хорошие и плохие способы использовать машинное обучение в предвыборной кампании

Как в Кении боролись за честные выборы с помощью технологий (но ничего не вышло)

Почему банки именно сейчас стали инвестировать в регтех? — Комментарий


Самые актуальные новости - в Telegram-канале Rusbase


Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Экосистема инноваций
30 ноября 2017
Ещё события


Telegram канал @rusbase